Семейное право Курсовая теория Юриспруденция

Курсовая теория на тему Лишение родительских прав (основания, порядок, последствия)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Права и обязанности участников семейных правовых
отношений. 7

1.1 Права и
обязанности родителей. 7

1.2 Права
несовершеннолетних детей. 8

Выводы к 1 Главе. 11

Глава 2. Лишение родительских прав. 12

2.1. Основания для лишения родительских прав. 12

2.2. Порядок лишения родительских прав. 16

2.3. Последствия лишения родительских прав. 20

Выводы ко 2 Главе. 26

Заключение. 27

Список использованной литературы.. 31

  

Введение:

 

Понятие ребенка в
праве чрезвычайно важно, так как ребенок является субъектом права, помимо того,
он обладает особым правовым статусом. Принципиальное значение имеет и то, что
отношения в которых принимает участие ребенок, урегулируются нормами разного
рода отраслей права. Выступая в качестве специального субъекта в правовых отношениях,
ребенок нуждается в особенной правовой защите со стороны государства.

Данная тема является
актуальной в современном мире, так как охрана прав ребенка важный аспект в
жизни сообщества. Озадаченность данной проблемой отражается и на международном
уровне, так как человечество не может не беспокоиться о состоянии своего будущего
поколения.

Семейному
законодательству Российской Федерации известны разные формы реагирования на
нарушения прав и интересов детей: лишение родительских прав, ограничение
родительских прав, взыскание алиментов, отмена усыновления.

Жестокое обращение с
детьми наблюдается как в применении психического и физического насилия, так и в
покушении на их половую неприкосновенность, а также применении неприемлемых
способов воспитания.

Рост числа детей, которые остались без попечения
родителей, можно остановить при помощи перечня комплексных
социально-экономических и административных мер. Надобность создания
благоприятных условий для укрепления семьи, увеличения ее авторитета в сообществе
является крайне очевидной.

Но также и стоит отметить, что нельзя отрицать и эффективность
правовых мер. На сегодняшний день одним из способов разрешения проблемы защиты
прав ребенка рассматривается усовершенствование законодательного урегулирования
ответственности родителей за воспитание детей.

Правовой механизм защиты прав ребенка, объективно
отличный от механизма защиты прав совершеннолетних граждан, нуждается в усовершенствовании,
о чем уже не единожды отмечалось в литературе. Помимо того, предлагались разнообразные
меры, от совершенствования системы органов опеки и попечительства до учреждения
Общественной палаты по правам детей.

Семейному законодательству РФ известны разнообразные
формы реагирования на нарушение прав и интересов детей: лишение родительских
прав, их ограничение, отобрание ребенка при непосредственной угрозе его жизни и
здоровью, отмена усыновления и другие, в том числе и принудительное взыскание
алиментов.

На территории РФ каждый год выявляется более 100
тысяч детей, которые остались без родительского попечения. Абсолютное
большинство из них — «социальные сироты», иначе говоря, дети, которые брошены
родителями или отобраны у родителей, которые не выполняют собственные
обязательства по отношению к ним. Такие тревожные тенденции не могут не
вызывать беспокойства.

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена
не только увеличением числа детей, родители которых нарушают их права, но и
тем, что современное семейное право исчерпало возможности адекватного
реагирования на такие нарушения.

Методологические основы исследования. В ходе
исследования применялись как общие методы научного исследования, так и частно-научные
методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового
моделирования, метод системного анализа, логический, статистический,
историко-правовой и другие методы исследования.

Теоретической основой исследования послужили основы
общей теории права и труды ученых, таких как Николай Григорьевич Александров, Сергей
Сергеевич Алексеев, Борис Сергеевич Антимонова, Борис Тимофеевич Базылев, Сергей
Никитич Братусь, Анатолий Борисович Венгеров, Евгений Минаевич Ворожейкина, Вениамин
Петрович Грибанов, Тамара Ивановна Илларионовой, Олимпиад Соломонович Иоффе, Сергей
Николаевич Кожевников, Октябрь Алексеевич Красавчиков, Сергей Васильевич
Курылев, Олег Эрнестович Лейст, Николай Сергеевич Малеин, Александр Васильевич
Малько и других.

При исследовании темы использованы работы
специалистов в области семейного и гражданского права, а также гражданского
процесса Беспалова Юрия Федоровича, Натальи Евгеньевны Борисовой, Евгения
Минаевича Ворожейкина, Владимира Никлаевича Герасимова, Дмитрия Викторовича
Гордеюка, Ольги Александровны Дюжевой, Любови Михайловны Звягинцевой,
Александры Ефимовны Казанцевой, Лидии Павловны Коротковой, Ларисы Октябриевны
Красавчиковой, Павла Владимировича Крашенинникова, Ирины Михайловны Кузнецовой,
Николая Владимировича Кузнецова, Игоря Владимировича Маштакова и другие.

Нормативную основу данной
работы составили такие источники правового регулирования, как: Конституция
Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)1
(далее по тексту Конституция РФ), Семейный кодекс Российской Федерации от 29
декабря 1995 № 223- ФЗ2, Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»3 (далее по тексту ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Цель данной работы состоит в исследовании
теоретических и практических проблем, которые напрямую связаны с использованием
норм о лишении родительских прав.

Для достижения этой цели необходимо решить ряд
задач:

— исследовать подходы к определению сущности и
признаков юридической ответственности вообще и ответственности в семейном праве
в частности;

— раскрыть содержание и объем таких понятий, как
«лишение родительских прав», «восстановление родительских прав», «ограничение
родительских прав»; проанализировать их правовую природу;

— проанализировать порядок лишения родительских
прав и их восстановления; разработать предложения по совершенствованию
законодательства, регулирующего правоотношения между родителями и детьми, а
также ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей;

Объектом исследования данной работы являются
правовые отношения, которые возникают в ходе реализации института лишения
родительских прав.

Предметом исследования данной работы являются
семейно-правовые и другие отраслевые нормы, которые регулируют вопросы
ответственности родителей и защиты прав детей.

Практическая значимость данной работы состоит в
конкретных предложениях о внесении изменений в действующее законодательство,
внедрении разработанной примерной методики определения степени исправления лиц,
лишенных родительских прав.

Структура работы обусловлена целью, задачами и
предметом данного исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Считается, что в XX столетии образовалось
принципиально другое отношение к несовершеннолетним детям, которые достойны
лучших условий существования, заботы и защиты со стороны любого государства.

Однако действительность не оправдала этих надежд.
Первая мировая война, война гражданская, социальные потрясения, голод, разруха
– таковы главные вехи на пути становления социалистического государства, которые
повлекли за собой сиротство детей в огромных масштабах, массовую беспризорность,
когда ни о каких правах ребенка не могло быть и речи.

Семейное
законодательство считается традиционной, достаточно стабильной отраслью права,
которое не находится в прямой зависимости от перемен в сообществе и
государстве.

В определенной
степени — это так и есть, так как в результате непрерывного столетиями процесса
вырабатывания брачно-семейных отношений, учредились устойчивые нормы поведения
в семье, которые являются характерными практически всем государствам. Стоит
отметить, что в семейных взаимоотношениях зеркально отражаются особенности
современной реальности.

Предоставление
правовых гарантий для охраны прав участников брачно-семейных взаимоотношений
является велением времени. Признание и ратификация РФ огромного ряда
международных договоров требуют приведения в соответствие действующего
законодательства с данными документами. Наше государство, в соответствии с
Конвенцией ООН «О правах ребенка» должна гарантировать реализацию прав и
интересов ребенка, охрану детей от любого вида психического или физического
насилия, от любых злоупотреблений, от неимения заботы или от непорядочного
отношения со стороны родителей или же законных представителей.

Проблема,
которая рассматривается в данной работе, лишь малая доля более большой — права
и интересы ребенка, которая заслуживает будущей проработки.

Огромная
часть норм семейного законодательства рассчитана на граждан с положительной
направленностью, а субъекты неблагополучия в семье их вообще не воспринимают.
Большинство родителей, подобные меры как лишение родительских прав, будут рассматриваться
в действительности как исключительные, и соответствующе, будут результативным
наказанием. Но так как эти меры используют к лицам, утратившим определение
ценности материнства и отцовства, они не достигают необходимого результата, и, помимо
того, бесповоротно снимают ответственность за воспитание ребенка.

На
сегодняшний день цель защиты интересов детей от противоправного поведения
родителей рассматривается в качестве достигнутой, если будет предотвращаться негативное
воздействие данного поведения на детей, иначе говоря, система права не
предусматривает каких-то мер в отношении к родителям из неблагополучной семьи
после достижения данной цели. Соответственно, исключение семейного
неблагополучия состоит пока только в устранении отрицательного воздействия на
ребенка.

Семейным
кодексом детям предоставляется право на охрану от злоупотреблений со стороны
родителей, и, помимо этого, от неисполнения или неподобающего исполнения обязательств
с их стороны по образованию и воспитанию, что вызывается тем, что часто дети
страдают в семье по виновности родителей, и обнаружить это не так просто. Стоит
также отметить, что обратится за защитой в органы опеки и попечительства может ребенок
любого возраста, а в суд только тот, кому исполнилось 14.

С одной
стороны, закон предоставляет подростку право обратится в суд, с иском для
защиты собственных прав, которые могут нарушаться родителем или опекуном, а с
другой не включает его в список истцов по делу о лишении родительских прав. В данной
случае, необходимо обратиться к процессуальному законодательству, которое
предоставляет, в предусмотренных законом случаях, по делам, которые возникли из
брачно-семейных правовых отношений, несовершеннолетнему право защищать в суде
лично собственные права и интересы.

Преднамеренное
преступление, которое осуществляется родителем против здоровья или жизни собственных
детей представляется не только уголовным преступлением, но и причиной для
лишения родительских прав. На сегодняшний день выходит так, если никто из лиц, которые
перечисляются в Семейном Кодексе РФ, не обратится в суд с иском о лишении прав,
после вынесения решения суда за уголовное преступление, тогда родитель, после
отбывания наказания, вернется в семью и велик шанс, что он может продолжить
свои издевательства по отношению к ребенку в семье.

Необходимо
также уделить внимание надобности формирования нормативной основы для ведения
профилактической работы в сфере семейного неблагополучия. Это требует
определения правовых оснований для признания семьи неблагополучной и
вмешательства в брачно-семейные взаимоотношения ее субъектов, так как большее количество
неблагополучных семей не подпадает в число объектов профилактики.

Родители
(один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:


уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном
уклонении от уплаты алиментов.

Уклонение
родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться
в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении,
подготовке к общественно полезному труду;


отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома
(отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения,
учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;


злоупотребляют своими родительскими правами, т.е. использование этих прав в
ущерб интересам — детей, например, создание препятствий в обучении, склонение к
попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или
наркотиков и т.п.;

— жестоко
обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое
насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность. Жестокое
обращение с детьми может проявляться не т/о в осуществлении родителями
физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую
неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в
грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с
детьми, оскорблении или эксплуатации детей);

 — являются больными хроническим алкоголизмом
или наркоманией. Хронический алкоголизм или заболевание родителей наркоманией
должны быть подтверждены соответствующим медицинским заключением;


совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо
против жизни или здоровья супруга.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Права и обязанности
участников семейных правовых отношений 1.1 Права и обязанности родителей Огромная доля прав родителей соотносятся с правами
ребенка, но стоит отметить, что права ребенка гораздо шире по объему. Но права
и обязанности родителей имеют свои особенности.

Родители несут одинаковые обязательства и владеют равными
правами в отношении собственных детей пункт 1 статьи 61 Семейного Кодекса Российской
Федерации.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка части 1
статьи 18 Конвенции о правах ребенка также предписывается гарантировать
признание равной и общей ответственности обоих родителей за развитие и
воспитание ребенка всем государствам-участникам[1].

Также необходимо соблюдать первенство интересов детей при
реализации родительских обязательств и прав пункта 1 статьи 65 Семейного Кодекса
Российской Федерации. Данное положение является принципиальным, так как бывают
жизненные ситуации, когда интересы ребенка могут противоречить интересам
родителя.

В соответствии с СК РФ родители имеют превосходство перед
всеми иными лицами в воспитании собственного ребенка и отступить от данного
права можно только когда могут нарушаться интересы детей[2].

Право на воспитание собственных детей представляется
личным правом любого и хранится оно в возможности растить собственных детей персонально,
используя разнообразные методы и способы семейного воспитания. Для осуществления
данного права родителям должна предоставляться разнообразная поддержка от
государства. [1] Конвенция о правах ребенка. Принята и открыта для подписания, ратификации и
присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.
Вступила в силу 2 сентября 1990 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13
июля 1990 г.// Ведомости СССР. 1990. №45 ст.955. [2] Черниенко К.В. Особенности алиментных обязательств родителей и детей в
условиях современной реальности / К. В. Черниенко, С. С. Желонкин // Материалы
II международного форума цивилистов: сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф.
– Ростов-на-Дону, 2019. – С. 268-272.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы