Методика преподавания первого иностранного языка Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Лингвистическое разграничение понятий язык и речь

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты определения понятий «язык» и «речь» 3
1.1. «Язык» и «речь» – особенности определения и разграничения понятий 3
1.2. Функции языка и речи в лингвистике 7
Глава 2. Чтение и письменная речь как средства обучения языку 10
2.1. Особенности формирования грамматических навыков речи 10
2.2. Овладение письменной речью как цель изучения языка 11
2.3. Чтение как цель и средство обучения, его связь с другими видами речевой деятельности 13
Заключение 16
Список использованных источников 17

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Речь имеет линейный характер. Любой текст можно представить в виде одного (пусть и очень длинного) строки. Произносят звук по звуку, слово за словом.
Язык же имеет иерархическую организацию нелинейного (скорее — стереометрического) характера. В речи, в речевой цепочке (в речевом потоке), каждый его элемент имеет более двух ближайших соседи:
— слева – справа в записанном тексте или: раньше – позже в устной речи;
— в языке же количество их значительно большее, потому что он обусловлен данным структурным уровнем.
Речь – переменная, динамичная; языковые единицы в нем то и дело перетасовываются в зависимости от конкретной потребности.
Каждый отдельный акт речи принадлежит одному лицу, индивиду. Поэтому речь является субъективным, индивидуальным. Язык же – явление объективное, независимое от индивида, от отдельного человека. В речи – каждый человек создатель и обладатель. В языке же один человек изменить ничего не может, потому изменения в языке носят имманентное характер, то есть зависят от внутренних законов его развития, а не от отдельных людей.
Каждый акт речи отражает (воплощает) лишь небольшую часть языкового инвентаря. Совокупность же речевых актов отражает почти все, что есть в настоящее время в языке.
Каждый языковой уровень состоит из ограниченного количества элементов (относительно небольшой). А речь является безграничной, бесконечной.
Цель исследования – определить особенности понятий «язык» и «речь» и средства их проявления.
Объект исследования – теоретические аспекты определения понятий «язык» и «речь».
Предмет исследования – чтение и письменная речь как средства обучения языку.
Задачи исследования:
— изучить и описать особенности определения и разграничения понятий «язык» и «речь»;
— определить функции языка и речи в лингвистике ;
— рассмотреть особенности формирования грамматических навыков речи;
— проанализировать особенности овладения письменной речью как цель изучения языка;
— охарактеризовать чтение как цель и средство обучения, его связь с другими видами речевой деятельности.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Язык – явление общее, абстрактное; речь — конкретное. Общее (язык) реализуется в конкретном (речь). Конкретность речи проявляется в том, что его можно слышать, записать на магнитную ленту, видеть и прочитать (если речь идет о тексте). Язык непосредственно наблюдать невозможно. Именно поэтому лингвист имеет дело с речью (изучает звучное вещание или тексты).
Язык – явление относительно стабильное, долговечное, общепринятое; речь — динамическое (подвижное), случайно и уникальное.
Язык – явление психическое, а речь – психофизическое.
Язык существует в индивидуальных мозгах, в душах, в психике людей, которые составляют определенную языковую общность.
Речь, кроме психического, имеет еще физический (физиологический) аспект, связанный с его порождением и восприятием. Особенно заметен этот аспект при звуковой (акустической и физиологической) характеристике речи.
Речь можно характеризовать по темпу, тембру, длительности, громкости, артикуляционной четкости, акценту и тому подобное.
Речь – линейная, язык – нелинейный. Речь разворачивается во времени. Для того чтобы произнести какую-то фразу, нужен определенный временной промежуток, потому что слова произносятся последовательно друг за другом. А в языке все звуки, слова, словоформы и т.п. существуют одновременно. В отличие от речи, язык имеет иерархическую структуру.
С исторической точки зрения речь – это первичное явление, а язык — вторичное. Сначала возникали в речи отдельные слова, фразы и т.д., а затем из фактов речи сложился язык.
С точки зрения современности, наоборот, речь происходит с фактов языка: для выражения мнения говорящий отбирает из языка необходимые языковые единицы и оформляет их в фразу по имеющимся в языке грамматическим правилам.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЯЗЫК» И «РЕЧЬ»

1.1. «Язык» и «речь» – особенности определения и разграничения понятий

В современном теоретическом языкознании проблема языка и речи является одной из важнейших и самых сложных.
Дихотомия «язык – речь» признается большинством авторитетных языковедов практически достижением лингвистики ХХ века.
Язык находится в состоянии постоянного развития, самым заметным проявлением которого являются изменения словарного состава языка.
Новые лексические единицы появляются по потребностям коммуникантов и конструируются в процессе речи.
Словообразование как раздел грамматики изучает структуру и содержание лексических единиц, а также создание сложных и производных слов.
Для носителей определенного языка слова являются психолингвистической реальностью и служат средством закрепления в языке и передачи в речи знаний и опыта людей.
Для комплексного исследования процессов семантической трансформации и стилистической переориентации используется такое определение слова, которое отражает необходимое минимальное количество его существенных признаков: «Слово – это единица, которую характеризуют фонетическая и грамматическая целостность и идиоматичность» .
Изменения словарного состава языка указывают на качественные и количественные преобразования в семантическом и стилистическом пространстве языка к активным способам пополнения ресурсов современного русского языка относятся трансформация и переориентация.
Язык, как известно, является одной из форм духовной культуры народа, непосредственным выразителем его ментальности.
Аккумулируя опыт общества, обеспечивая связь между поколениями и сохраняя многовековую память народа, она одновременно меняется в пространстве и времени, реагируя на все сдвиги в социуме и языковом сознании его носителей.
Наиболее чувствительным к модификациям является лексико-семантический уровень, на котором сказывается действие интеграционных, глобализационных процессов в общественной жизни.
Язык – очень стабильная система и в состоянии «переварить» достаточно чужеродные явления, приспособить их и сделать в той или иной степени своими. Степень этой адаптации очень важна, но и она не решает дела.
Язык – это совокупность и система, ограниченный набор типовых элементарных знаковых единиц общения, отвлеченных от языкового материала, и законы их сочетания; это знаковый механизм общения.
М.П. Кочерган выражает это лаконично: «Язык – это система единиц общения и правил их функционирования» . Очень упрощенно говоря, в язык входят словарь, грамматика, система фонем, слов и правила сочетания слов в предложении.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы