Курсовая теория Иностранные языки Лингвистика

Курсовая теория на тему Лингвистические способы конструирования «иной реальности» в англоязычных романах «фэнтези» и научной фантастики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ «ИНОЙ РЕАЛЬНОСТИ» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.1. Вымысел, его виды и типы 5
1.2 Основополагающие принципы создания вымышленных миров 10
1.3 Формы языковой репрезентации вымышленных миров 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

 

  

Введение:

 

Данная работа посвящена особенностям лингвистических способов конструирования «иной реальности» в англоязычных романах «фэнтези» и научной фантастики. Мы обратимся к выявлению стилистических и лексических средств создания ирреальных миров в фэнтезийном произведении Джона Р. Р. Толкина «Хоббит» и в научно-фантастическом произведении Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?».
Фантастическое является древнейшим компонентом человеческой культуры: выдумка, сверхъестественные события и явления (чудесные, непостижимые, неземные т.п.) – в таких проявлениях оно появляется в устных сказаниях, а позже и в художественной литературе. Со временем фантастическое видоизменяется, но не теряет своего значения, подтверждается постоянными обращениями писателей разных направлений к тематике иррационального, необычного, невероятного, необычного и, соответственно, применением специфических приемов и образности, особенно в литературе XIX-ХХ вв.
Актуальность данной работы определяется необходимостью исследования закономерностей индивидуально-авторской организации вымышленного мира; определением общих задач изучения стилистических и лингвистических средств создания вымышленных миров, как единиц художественного текста, что способствуют постижению глубинного смысла произведения.
Цель данной работы – выявить лингвистические особенности создания «иной реальности» в романах Джона Р. Р. Толкина «Хоббит» и Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?».
Среди задач данного исследования:
1) рассмотреть особенности жанра научной фантастики и фэнтези в целом;
2) проанализировать понятие вымысла, дать понятие его видов и типов в исследуемых жанрах;
3) выявить стилистические и лингвистические средства создания ирреального мира в романах Дж.Р.Р. Толкина и Ф.К.Дика;
4) проанализировать уровень лингвистического отображения ирреального пространства и объектного мира в указанных фантастических произведениях;
Объектом исследования являются англоязычные романы писателей-фантастов Джона Р. Р. Толкина «Хоббит» и Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?».
Предметом исследования является процесс формирования и особенности создания «иной реальности» в романах Дж.Р.Р. Толкина и Ф.К.Дика.
Теоретико-методологические основы исследования основываются на основных положениях работ Н.Н. Бахтина, В.Ю. Клейменовой, Е.Н.Ковтун, Е.Ю. Ильновой, В. Изер, Е.В. Золотухиной-Аболиной, А.П. Бабушкина, Н. Гудмена, Ю. Манн, А.Нямцу, Е.Парнова, А.Сапковського, Р.Спивак, Е.Тамарченка, Дж.Р.Р.Толкина, Ц. Тодорова и др.
В ходе решения поставленных задач курсовой работы были использованы следующие методы исследования: анализ и синтез, описание, функциональный метод, методы сравнения и обобщения, метод классификации, дедуктивный метод.
Материалом исследования являются фэнтезийное произведение Джона Р. Р. Толкина «Хоббит» и в научно-фантастическое произведение Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?».
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые разделены на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ «ИНОЙ РЕАЛЬНОСТИ» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Вымысел, его виды и типы
Необходимо отметить, что в отечественной и зарубежной литературе в рамках рассмотрения различными дисциплинами понятия вымысла имеется целый ряд исследовательских работ (В.Ф. Асмус 1982; А.П. Бабушкин 2001; Е.В. Золотухина-Аболина 2010; Женетт 1998; В. Изер 1997, 2001; Е.Ю. Ильинова 2008; Е.Н. Ковтун 2008; Риффатер 1990; Е.С. Щирова 2003,2009 и др.). Но и на сегодняшний день вымысел так и не имеет однозначного толкования и также не имеет четкого определения
В своей статье «Типология вымысла волшебной литературной сказки» В.Ю. Клейменова определяет вымысел «как способ конструирования бытия, создания модели реальности, в результате чего реальность становится более доступной осмыслению» [Клейменова 2012:100].
В монографии Е.Ю. Ильиновой «Вымысел в языковом сознании и тексте» рассматривает вымысел в широком понимании. Автор выделяет три разновидности вымысла:
– манипулятивный, связанный с искажением информации;
– эвристический, нацеленный на познание неизвестного, нового с опорой на уже познанное и сформулированное человеком;
– эстетико-художественный, обеспечивающий эстетические потребности человека в образно эмоциональном описании мира и выражении своего отношения, внутреннего состояния [Ильинова 2008:74].
Причины неизменного интереса человека к вымыслу объясняется неизбежностью пробелов в человеческих знаниях.
В литературных произведениях вымысел, соединенный с воображением и интуицией позволяет человеку отобразить и высказать самые смелые замыслы и предположения, которые со временем могут стать частью реальности и даже привести к научному открытию.
Кроме того, вымысел тесно связан механизмами языкового манипулирования, которые особенно ярко проявляются в современном социуме. Выявление приемов неявного управления пониманием и поведением человека часто соотносят с вымыслом, так как он прямо или косвенно связан с ложью и противопоставляется истине. И. А. Щирова указывает на актуальность научных изысканий в сфере художественного дискурса о роли вымысла, поскольку понятия «истина и ложь», затрагивают базовые ценностные установки человека [Щирова 2010: 85].
В Шмид использует для определения вымысла более узкий термин – фикции. По его мнению, «фикция есть выдумка, сконструированная автором и не содержащая намерение обмануть читателя, это мыслительная модель, изображающая возможные, а не существовавшие в действительности происшествия, это конструкция возможной действительности» [Шмид 2003:32]. Если мы сравним определение вымысла В. Шмида и типологию этого же понятия Е. Ильиновой и И Щировой, то придем к выводу, что у Шмида более узкое понимание этого понятия, которое сводится лишь к вымыслу художественному.
В процессе литературной коммуникации происходит наслоение вымыслов. Интерес представляет типология вымысла, представленная В.Ю. Клейменовой. Она рассматривает литературная коммуникацию как соединение двух компонентов: «реальной коммуникации», которая представлена системой «автор – читатель», и «фиктивной (изображенной) коммуникации», что происходит в системе «персонаж – персонаж».
Вымышленная действительность в художественном тексте, что рассматривается в пределах коммуникативной системы «автор – читатель», является результатом авторского художественного вымысла, который представлен как первичный. Высказывания, которые представляют собой результат вымысла (художественного, манипулятивного и эвристического) и вкладываются автором в уста персонажей в пределах коммуникативной системы «персонаж – персонаж» она называет вторичным (фиктивным) художественным / манипулятивным / эвристическим вымыслом.
Как пример фиктивного художественного вымысла можно привести песни, которые исполняют персонажи или сказки, которые они читают.
Цель фиктивного манипулятивного вымысла обусловлена коммуникативными намерениями персонажей обмануть собеседника или, предоставив недостоверную информацию, добиться от него определенных действий.
Фиктивный эвристический вымысел является для персонажей орудием познания и моделирования вымышленной реальности, в которой они сами и существуют (например, система заклинаний в сказках о Гарри Поттере).
Необходимо отметить, что и первичный, и вторичный(фиктивный) вымысел являются результатом деятельности творческого сознания автора. Они разграничиваются лишь в соотнесенности с компонентом литературной коммуникации (реальная или фиктивная) [Клийменова 2012: 101-102].
Е.Н. Ковтун в своих исследованиях описывает художественные эффекты, которые достигаются в результате использования вымысла в художественной литературе. К ним она относит:
– эффект необычности, который стимулирует творческое начало читателя, при этом делая его участником создания определенной модели реальности; – эффект аккумуляции смысла изображаемого, который позволяет увидеть суть феноменов окружающего мира и сформировать художественную перспективу;
– эффект реализации абстракций, что дает возможность
представлять сложнейшие философские проблемы в конкретном художественном облике;
– эффект ретроспекции, что обеспечивает соотнесение изображаемого с вечными, архетипическими образами и представлениями [Ковтун 2008: 56-57].
Таким образом, под художественным вымыслом мы понимаем нечто необычайное в структуре произведения, «фантастическое начало» в самом широком смысле слова. Вымысел в таком случае включает не только непосредственно фантастические (волшебные, сказочные и т.п.) образы, но и особое построение сюжета, которое предполагает специфические параметры действия, и общую авторскую установку на создание хотя и невозможной в реальности, но в конечном итоге, служащей разъяснению реальности, ситуации.
Во все времена повествования о необычайном, сверхъестественном, чудесном составляли немалую часть литературного наследия. Такие произведения привлекали читателей загадочностью, яркостью и новизной вымышленных миров. И, несмотря на преобладание в современном человеческом сознании рационалистических принципов, данный тип повествования ярко представлен в литературе и нынешнего столетия.
Тема нашей работы связана с созданием вымышленных миров в фантастической литературе, поэтому мы не можем не коснуться особенностей фантастического жанра, поскольку определение фантастической литературы тесно связано со спецификой ряда лингвистических проблем, которые порождены этим жанром литературы. Мы не можем согласиться с тавтологическим определением фантастики, когда главная роль в произведении этого жанра отводится фантастическому образу.
Поэтому обратимся к определению фантастического В.Ю. Переверзевым, в котором понятие «фантастический образ» он передает через категорию невозможного, которая представлена 4 уровнями: невозможного принципиально, невозможного реально, технически невозможного, практически нецелесообразного» [Переверзев 1988: 70]. Соответственно этим четырем уровням автор соотносит и подтипы фантастической литературы: волшебную сказку, литературную сказку, приключенческий роман, научную фантастику.
В мировом литературоведение вопрос жанрового соотношения научной фантастики и «фэнтези» всегда вызывал споры. Одни ученые были склонны относить «фэнтези» (сказочно-фантастический жанр) к разновидности научной фантастики, другие – вообще противопоставляли эти жанры. Точка зрения В.Ю. Переверзева, хотя и разделяет эти жанры, но немного отличается от мнения других. Он предполагает, что «фэнтези» возникает «в результате привнесения невозможного технически в литературную сказку, за счет чего невозможное принципиально начинает вторую жизнь». А поскольку и в волшебной, и в литературной сказке отсутствуют элемента случайного, то и в «фэнтези» случайность также мнимая. Она является внутренне обоснованной всем контекстом предшествующих литературных явлений. Таким образом, главными критериями отличия произведений «фэнтези» от произведений научно-фантастической литературы являются, согласно В. Переверзеву:
– использование в произведении системы фантастических образов, которые характерны для сказки, а также элементов «невозможного технически»;
– при обусловленности сюжета отсутствие видимых мотивировок;
–при отсутствии доминирования элемента случайности наличие внутренней взаимозависимости всех элементов [Переверзев 1988: 72].
Такое определение фантастического связано напрямую с формированием вымышленных миров в произведениях данного жанра.
Фантастический вымысел имеет синкретичный характер, проявляющийся в речемыслительной деятельности автора. Писатель познает окружающий мир и конструирует на его основе конструкций-фикций, которые потом объективирует в художественном тексте. Анализируя тексты фантастических произведений, мы можем с уверенностью сказать, что синкретичность авторского вымысла составляет сочетание и взаимодействие в процессе создания произведений, жизнеподобного и нежизнеподобного вымысла. Следует заметить, что в процессе создания произведений фантастики (и фэнтези в том числе) преобладает жизнеподобный вымысел, что предопределяет возникновение в сознании читателя иллюзии правдоподобия фантастического мира, его соответствия и адаптации вымышленных языковых средств соотносительно внетекстовой реальности. При этом авторский выбор текстовых представлений фантастических фикций чаще всего определяется степенью их подобия объективной реальности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы