Курсовая теория на тему Лингвистическая концепция Льва Щербы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Основные идеи Л.В. Щербы.. 5
1.1 Теория фонемы.. 5
1.2 Понятия речевой деятельности, языкового материала и
языковой системы.. 7
Выводы по главе 1. 12
Глава 2. Влияние концепции Л.В. Щербы на лингвистику. 13
2.1 Развитие экспериментальных методов в лингвистике. 13
2.2 Роль концепции Л.В. Щербы в обучении языку. 15
Выводы по главе 2. 20
Заключение. 21
Список литературы. 23
Введение:
Актуальность темы. В 2020 г.
исполнилось 140 лет со дня рождения выдающегося отечественного лингвиста Л.В.
Щербы (1880-1944). Лев Владимирович Щерба был русским
лингвистом и лексикографом, специализирующимся в области фонетики и фонологии.
Он родился на территории современной Белоруссии в семье инженера. Лев Щерба
поступил в киевскую гимназию, которую окончил в 1898 году, и некоторое время
учился в Киевском университете, прежде чем переехать в столицу и поступить в
Петербургский университет. После его окончания Щерба работал за границей, в том
числе в экспериментальной фонетической лаборатории в Париже. По возвращению в
России он приступил к созданию собственной фонетической лаборатории.
Исследования Л.В. Щербы в области фонетики можно отнести к самым важным его
работам. Кроме того, Л.В. Щерба создал несколько словарей, писал пособия по
методике обучения языкам, также интересовался русским литературным языком. Лев
Щерба участвовал в работах по стандартизации орфографии и грамматики русского
языка, получивших широкое признание в свое время.
Сейчас имя Л.В.
Щербы известно каждому филологу. Его работы считаются классикой. Российская наука,
в том числе лингвистика и лексикография, до сих пор опираются на работы Щербы. Представляется
актуальным рассмотреть лингвистическую концепцию Льва Щербы, как основу современной
лингвистики.
Объект
работы составляют взгляды Л.В. Щербы на проблемы
лингвистики.
Предмет
работы составляет лингвистическая концепция Л.В. Щербы.
Цель
данной работы состоит в рассмотрении лингвистической
концепция Л.В. Щербы.
Задачи
работы:
1)
изучить теорию фонемы Л.В. Щербы;
2) рассмотреть
понятия «речевая деятельность», «языковой материал», «языковая система»;
3)
рассмотреть развитие экспериментальных методов в лингвистике;
4) выявить влияние
лингвистической концепция Л.В. Щербы на обучение языку.
Методами
работы выступают общенаучные методы анализа, синтеза и
обобщения.
Структура
работы включает введение, две главы, выводы по главам,
заключение, список литературы.
Заключение:
Л.В. Щерба – известный
лингвист, его работы стали основой современной лингвистической науки. У ученого
были разносторонние интересы, включавшие в себя фонетику, грамматику,
составление словарей, обучение иностранным языкам и много другое, но больше
всего он известен как фонолог.
Щерба создал
теорию фонем. Ученый стремился к объективным, научным критериям при выделении
фонем, для него фонемы – это класс близких по физическим свойствам звуков,
которые выделяются на основании фонетических критериев. Щерба уделял огромное
внимание звучанию речи, считая, что именно звуковая сторона придает языку
реальность.
В наибольшей
степени общие вопросы лингвистической теории рассмотрены у Щербы в статье «О
трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании», впервые
опубликованной в 1931 году. В этой статье ученый поднимает проблему различия
языка и речи, и вводит для их различения три понятия: речевая деятельность,
языковая система и языковой материал.
Речевая
деятельность им понимается как процессы говорения и понимания, имеющие
социальный характер. Языковой материал определяется им как совокупность всего,
что говорится и понимается людьми в определенную историческую эпоху. Языковой
материал тоже имеет социальную природу. Языковая система – это язык, но не
реальный, а идеальный, зафиксированный в лучших словарях и грамматиках.
В статье «О
трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» затрагивается
также проблема эксперимента в лингвистике. Щерба считал, что текст не является
единственным материалом для изучения, можно привлекать в качестве объектов
изучения и носителей какого-либо языка. В связи с проблемой эксперимента, Щерба
вводил понятие «отрицательный языковой материал». Это те примеры, которые не
соответствуют норме. Щерба считал, что отрицательный языковой материал должен
изучаться как указание на возможную неверность правила.
Щерба уделял много
внимания вопросам обучения языкам. По его мнению, изучение иностранного языка
полезно в том аспекте, что это учит пониманию, что мысль и ее выражения
являются разными понятиями. Чем больше способов выразить мысль знает человек,
тем свободнее его мышление.
Таким образом,
Л.В. Щерба в своих работах поставил ряд вопросов, которые актуальны в
современной лингвистике. Поэтому его лингвистическая концепция должна
продолжать изучаться.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Основные идеи Л.В. Щербы
1.1 Теория фонемы
Профессор Петроградского
(Ленинградского) университета, а затем МГУ, с 1943 г. академик, Л.В. Щерба
оказал существенное влияние на развитие теории языка, исследование фонетики и
орфоэпии. Его работы повлияли на развитие теории грамматики, письменности, орфографии,
транслитерации и транскрипции, методики преподавания родного и иностранных
языков, лексикографии.
Работы Щербы всегда
отличало такое качество, как внимание к человеческому фактору. Щерба никогда не
забывал, что язык – часть человеческой культуры, человеческого мышления.
Поэтому ученого интересовал не язык как таковой; Л.В. Щербу интересовал сам
человек, его умение услышать и понять звучащую вокруг него речь. [1]
Как сам он писал: «Я зову
любить, наблюдать, изучать человека, обнаруживающего свои переживания, и
человека, понимающего внешние знаки этих переживаний, вообще человека, как
единственного истинного носителя языка как выразительного средства познания. Я
зову также наблюдать и изучать язык в процессе языка». [2]
Л.В. Щерба с самого
начала своей деятельности полагал, что не имеет смысла изучать язык в отрыве от
его функции в человеческом общении. Впервые эта особенность взглядов Л.В. Щербы
на язык наиболее четко проявился в его теории фонемы. По определению ученого, «фонемой
называется кратчайшее общее фонетическое представление данного языка, способное
ассоциироваться со смысловыми представлениями и дифференцировать слова и
могущее быть выделяемо в речи без искажения фонетического состава слова». [3] [1] Омельченко
С.Р. Вклад Л.В. Щербы в развитие антрополингвистики // Вестник ВГУ. – 2010. –
№1. – С. 20-28. [2] Колесов В.В. Л.В. Щерба: книга для
учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с. [3] Щерба,
Л. В. Русские гласные в качественном и количественном отношении / Л. В. Щерба.
– Л.: Наука, 1983. – С. 14.