Курсовая теория Юриспруденция Гражданское право

Курсовая теория на тему Ликвидация юридического лица: понятие, способы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические и правовые основы ликвидации юридических лиц 5

1.1. Понятие и признаки ликвидации юридических лиц 5

1.2. Порядок ликвидации юридических лиц 7

Глава 2. Основания (способы) ликвидации юридических лиц 11

2.1. Добровольная ликвидация юридических лиц 11

2.2. Принудительная ликвидация юридических лиц 14

Глава 3. Последствия ликвидации юридических лиц 24

3.1. Общие правовые последствия ликвидации юридических лиц 24

3.2. Предъявление имущественных требований к ликвидированному юридическому лицу 27

Заключение 33

Список использованных источников 37

  

Введение:

 

Актуальность темы. Тема курсовой работы достаточно актуальна, поскольку на сегодняшний день предприятиям разных правовых форм часто приходится сталкиваться с теми или иными проблемами при ликвидации организаций, с правильными и щадящими методами как добровольной, так и принудительной ликвидацией. Также нужно отметить важность понимания правовых последствий при ликвидации организации и для самого учредителя корпорации, и для его кредиторов.

Сам процесс ликвидации в современном правовом обществе встречается довольно часто и приобретает все большее значение, тем самым обозначая необходимость и важность более углубленного его изучения.

Об актуальности исследования нюансов и проблем ликвидации юридических лиц так же говорит частое изменение и дополнение действующих сейчас норм Гражданского кодекса РФ, внесение в него поправок. Особенно в наши дни приобретает актуальность данная тема в связи с ситуацией распространения коронавирусной инфекции и международных экономических санкций, при которой достаточно многие руководители предприятий малого и среднего бизнеса были вынуждены временно (а некоторые навсегда) приостанавливать работу, что может повлечь ликвидацию организаций ввиду отсутствия реальной хозяйственной деятельности, а соответственно и доходов. Следовательно, проблематика осуществления на практике правовой регламентации процесса ликвидации юридического лица не может не иметь актуальности в современном государстве.

Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с ликвидацией юридических лиц.

Предмет работы – нормы действующего гражданского законодательства, регулирующие основания и порядок ликвидации юридических лиц, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании, материалы судебной практики.

Цель работы – исследовать особенности и актуальные проблемы правового регулирования института ликвидации юридических лиц.

Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и признаки ликвидации юридических лиц.

2. Изучить порядок ликвидации юридических лиц.

3. Охарактеризовать процедуру добровольной ликвидации юридических лиц.

4. Выявить основания и особенности принудительной ликвидации юридических лиц.

5. Проанализировать общие правовые последствия ликвидации юридических лиц.

6. Исследовать вопросы предъявления имущественных требований к ликвидированному юридическому лицу.

Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования удалось сформировать следующие выводы и озвучить следующие предложения. Ликвидация юридических лиц — это комплексный правовой институт, регламентируемый нормами не только гражданского законодательства, но и иных отраслей — административного, налогового и др.

Сам процесс ликвидации в современном правовом обществе встречается довольно часто и приобретает все большее значение, тем самым обозначая необходимость и важность более углубленного его изучения.

Об актуальности исследования нюансов и проблем ликвидации корпораций так же говорит частое изменение и дополнение действующих сейчас норм Гражданского кодекса РФ, внесение в него поправок. Особенно в наши дни приобретает актуальность данная тема в связи с ситуацией распространения коронавирусной инфекции, при которой достаточно многие руководители предприятий малого и среднего бизнеса были вынуждены временно (а некоторые навсегда) приостанавливать работу, что может повлечь ликвидацию организаций ввиду отсутствия реальной хозяйственной деятельности, а соответственно и доходов. Следовательно, проблематика осуществления на практике правовой регламентации процесса ликвидации юридического лица не может не иметь актуальности в современном государстве.

В качестве конкретных выводов по ходу исследования выделены следующие предложения:

1) Из содержания ГК РФ однозначно следует, что ликвидируемое юридическое лицо вступает в основную и наиболее активную стадию ликвидации в момент назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора). Именно от их действий зависит качество прохождения юридическим лицом всех ликвидационных процедур, соблюдение прав и интересов самого лица, его участников (учредителей), кредиторов и иных заинтересованных лиц.

Наделяя ликвидационную комиссию столь высоким статусом, ГК РФ, при этом, уделяет недостаточное внимание раскрытию этого статуса. Представляется актуальным внесение в ГК РФ специальных норм, посвященных ликвидационной комиссии, определению ее прав и обязанностей, а, что самое главное, ответственности.

Конкретные предложения, направленные на урегулирование правового положения ликвидационной комиссии (ликвидатора), порядка и сроков осуществления ею отдельных полномочий, сводятся к необходимости:

— уточнить в п. 4 ст. 62 ГК РФ, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все права и обязанности ликвидируемого юридического лица;

— внести изменения в абз. 1 п. 1 ст. 63 ГК РФ в части законодательного закрепления срока, в течение которого ликвидационная комиссия должна опубликовать сведения о предстоящей ликвидации юридического лица, к примеру, десять рабочих дней с момента назначения комиссии;

— установить в абз. 1 п. 1 ст. 63 ГК РФ конкретные правовые последствия на случай нарушения установленного срока для публикации сведений о ликвидации без уважительных на то причин, в частности, это может быть последующее признание судом недействительным решения, которым ликвидационная комиссия была назначена;

— уточнить редакцию п. 2 ст. 63 ГК РФ, указав в ней конкретные сроки по составлению и утверждению промежуточного и итогового ликвидационного балансов.

2) Для урегулирования правового положения ликвидационной комиссии (ликвидатора) видится необходимым закрепленное в п. 4 ст. 62 ГК РФ первое предложение заменить на предложение: «С момента назначения ликвидационной комиссии к ней в рамках ликвидационного процесса переходят права и обязанности ликвидируемого юридического лица в части расчета с кредиторами».

3) В целях своевременного обеспечения прав и законных интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица в изменении нуждается и абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ, который можно изложить так: «ликвидационная комиссия обязана предпринимать все возможные меры, позволяющие обнаружить кредиторов юридического лица и дебиторскую задолженность, также на ликвидационную комиссию возлагается обязанность по письменному уведомлению всех кредиторов о начале процедуры ликвидации юридического лица. Если в ходе судебного заседания будет доказано, что ликвидационная комиссия систематически пренебрегала своими обязанностями, в результате чего кредиторы понесли убытки, то члены ликвидационной комиссии обязаны возместить им материальные потери.

Целесообразным видится также дополнение данного абзаца после слов «уведомляет в письменно форме» словами «а также иными способами» кредиторов о ликвидации юридического лица. Поправки в Гражданский кодекс вносятся законодателем без учета новинок современных цифровых технологий, и в наши дни далеко не все юридические лица пользуются услугами почты Росси. Существуют аналогичные цифровые способы уведомлений и обмена корреспонденцией, что придаст большей убедительности в получении отправляемого уведомления.

4) В целях приведения судебной практики к единообразию, исключающей принятие прямо противоположных решении о правомерности либо неправомерности исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ. обосновывается необходимость издания на уровне Верховного суда РФ соответствующего постановления, подробно описывающего действия судов при рассмотрении и разрешении требований о признании недействительными решении регистрирующих органов со исключении из ЕГРЮЛ, соответствующих критериям, установленным ч. 1 ст. 64.2 ГК РФ и ч. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

5) Очень важным моментом, касающимся такой процедуры как добровольная ликвидация, является вопрос об отмене уже инициированной процедуры. По моему мнению, главным несовершенством в вопросе относительно добровольной процедуры ликвидации с момента ее начала является отсутствие возможности учредителя отменить либо приостановить данный процесс до момента устранении препятствий. Таким образом, предлагается внести дополнение в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в части статьи 57 закона. Необходимо указать дополнительным абзацем следующие: «решение об отмене или приостановлении процедуры ликвидации коммерческой организации должно быть принято всеми участниками единогласно. Подача соответствующего заявления в налоговый орган должна быть произведена до момента внесения записи о ликвидации организации в ЕГРЮЛ. Если такая запись была внесена, организация имеет право оспорить решение налогового органа в судебном порядке.»

6) Изложение п. 1 ст. 61 ГК РФ в новой редакции, появление в ней словосочетания об «универсальном правопреемстве» привело к допущению «сингулярного правопреемства» при ликвидации юридических лиц. По моему мнению, данный подход прямо противоречит сути ликвидации, подрывает ее смысл и содержание. Вследствие этого, предложено изменить законодательную формулировку ликвидации юридического лица, отразив в ней следующее: «Ликвидация — это поэтапная процедура, инициируемая участниками (учредителями) юридического лица либо уполномоченного государственного органа, завершаемая полным прекращением существования юридического лица как субъекта права, без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства».

В заключение изложенного хочется отметить, что институт ликвидации юридических лиц следует и далее развивать, совершенствовать. в том числе, в рамках продолжающего реформирования гражданского законодательства РФ.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические и правовые основы ликвидации юридических лиц

1.1. Понятие и признаки ликвидации юридических лиц

Такое понятие, как ликвидация восходит к латинскому термину «liquidation». Оно обозначает завершение дела. В современной литературе под ликвидацией понимают прекращение существования того или иного конкретного объекта или субъекта (это может быть ликвидация оружия массового поражения или предприятия и т.п.)

Несмотря на то. что в современном научном правовом сообществе прослеживается тенденция нарастания интереса к исследованию института ликвидации юридических лиц, в целом, современная юридическая наука испытывает дефицит теоретико-правовых исследований в названной области. При этом большинство современных исследователей рассматривают ликвидацию юридического лица как совокупность поэтапных процедур. И этому есть объяснения. Каждый последующий этап не жизнеспособный без предыдущего.

Обращаясь к определению термина «ликвидация», его следует рассматривать в контексте гражданско-правовых и общественных отношений, регулируемых нормами права. Данные отношения получают статус правовых. Такие правовые отношения оказываются причиной наступления вполне определенных последствий, прекращения существования определенного субъекта права, а именно юридического лица. Ликвидацию такого юридического лица при этом можно рассматривать в качестве вполне определенного правового факта.

Ликвидация имеет следующие разновидности: добровольная (на основании принятия учредителями соответствующего решения), а также принудительная (на основании принятия решения судом).

По решению учредителей юридического лица оно может быть ликвидировано в любой момент, а также: если истек срок, на которой его создавали; либо достигнуты цели, для которых оно создавалось.

О предстоящем осуществлении принудительной ликвидации коммерческой корпорации можно подать соответствующее требование в судебные органы. Это может сделать государственный орган (налоговый орган, прокурор, Центральный Банк Российской Федерации, органы жилищного надзора, антимонопольный орган), либо орган местного самоуправления, которому законодательством это разрешено (районные, городские собрания, дума, муниципальный комитет, совет).

Перечислив разновидности данной процедуры, следует также сказать о ее признаках. Исходя из того, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ ), к таковым можно отнести самые основные:

— круг лиц, к которым может быть применена процедура. Понятие «ликвидация» применимо только по отношению к субъектам, обладающим признаками юридического лица;

— признак правопреемства, который, как определил законодатель, отсутствует;

— признак платежеспособности. Данный признак ликвидации отличает ее от иных способов прекращения юридических лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 57 Закона об обществах с ограниченной ответственностью общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано также по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.

Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Говоря о признаках ликвидации общества с ограниченной ответственностью, также следует разграничивать понятие и сущность ликвидации и реорганизации хозяйственного общества.

Реорганизация — это видоизменение действующего общества, которое возможно по каким — либо причинам перестало устраивать своих учредителей, но при этом ликвидировать его они не хотят. То есть это именно изменения, коррекция, исправление либо расширение действующего предприятия. Реорганизация от ликвидации отличается тем, что по итогам осуществления последней учредители могут получить часть имущества, если оно осталось после удовлетворения всех требований кредиторов, при этом, деятельность юридического лица, его права и обязанности полностью прекращаются, что касается реорганизации, то она передачу прав и обязанностей допускает.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы