Курсовая теория на тему Ликвидация организаций
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы нормативно-правового регулирования ликвидации юридических лиц в РФ 5
1.1. Неплатежеспособность как фактор ликвидации юридического лица 5
1.2. Виды ликвидации юридических лиц 13
2. Проблемы ликвидации юридических лиц и пути реформирования данного механизма 21
2.1. Проблемы ликвидации юридических лиц в РФ 21
2.2. Реформирование института несостоятельности и процедур ликвидации юридических лиц 24
Заключение 29
Список литературы 32
Введение:
В текущих экономических условиях, обусловленных пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19 (SARS-CoV-2), вынужденные локдауны и ограничения останавливают, среди прочего, коммерческую деятельность значительного количества юридических лиц, что приводит к неизбежному снижению их выручки при неизменности и даже увеличении издержек и, соответственно, дальнейшее продолжение деятельности таких юридических лиц становится нецелесообразным. Увеличение числа ликвидаций юридических лиц в связи с вышеуказанными причинами, а также необходимость защиты юридического лица от недобросовестных кредиторов, пытающихся получить преимущество в удовлетворении своих требований путем инициации процедуры банкротства в отношении добросовестного ликвидируемого юридического лица, предопределяет актуальность рассмотрения вопросов, связанных с разграничением понятий «ликвидация» и «несостоятельность».
В настоящее время в условиях рыночной экономики процессы создания и прекращения деятельности юридических лиц происходят непрерывно. Особую роль в социально-экономическом развитии нашего государства, на наш взгляд, играет явление ликвидации юридического лица и прекращение его деятельности как субъекта гражданско-правовых отношений. Процедура ликвидации организации достаточно сложна, поэтому огромное значение имеет правовое регулирование и детальная регламентация данного процесса.
Целью исследования является изучение процедур ликвидации юридических лиц, современных проблем и путей реформирования.
Задачи исследования:
• рассмотреть неплатежеспособность как фактор ликвидации юридического лица;
• изучить виды ликвидации юридических лиц;
• выявить проблемы ликвидации юридических лиц в РФ;
• рассмотреть реформирование института несостоятельности и процедур ликвидации юридических лиц.
Объект исследования – процедура ликвидации юридических лиц в РФ.
Предмет исследования – современное состояние, проблемы и перспективы института несостоятельности и ликвидации юридических лиц.
Теоретическая база исследования представлена книгами и статьями по вопросам ликвидации юридических лиц в РФ, в частности таких ученых, как Белошкап О.Д., Бибулатова М.А., Бурлуцкая Т.П., Габов А.В., Гуляевский С.Е., Идрисов Х.В. и др.
Нормативно правовая база исследования представлена законодательством РФ: ГК РФ, НК РФ, УК РФ, Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и др.
При написании исследования применялись методы систематизации и обобщения.
Заключение:
На основании проведенного исследования представляется возможным сделать вывод о том, что при принятии решения о применении к ликвидируемому юридическому лицу процедуры банкротства указанное юридическое лицо целесообразно оценивать с позиции оплатности, тогда как действующая правоменительная практика, в отсуствие специальных норм, в ряде случаев применяет формальный признак банкротства – неплатёжеспособность, т.е. отсутствие удовлетворения требований кредиторов в конкретные сроки и в конкретной сумме.
Правовые формы ликвидации юридических лиц перечисляются в ст. 61 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Согласно ее положениям, можно выделить:
— добровольную ликвидацию (в формулировке ГК РФ «по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано»);
— принудительную ликвидацию (в формулировке п. 3 ст. 61 ГК РФ «по решению суда…»);
— ликвидацию вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом).
Процедура ликвидации юридических лиц и её последствия имеют огромное значение для участников в лице учредителей, а также контрагентов компании, ее сотрудников и гражданского оборота в целом. Ликвидация юридических лиц позволяет «очистить» экономическое пространство от неэффективно действующих организаций, которые не в состоянии выполнять свои обязательства и грамотно использовать имеющиеся ресурсы, остановить негативное влияние компаний на экономическую среду, которые осуществляют свою деятельность незаконно и многое другое. В связи с этим очень важно заполнить пробелы в законодательстве и решить имеющиеся проблемы в этой сфере.
Одной из проблем является отсутствие чёткой регламентации таких вопросов ликвидации, как установление сроков для каждого этапа процедуры, определение круга лиц, имеющих право на оспаривание результатов процесса упразднения организации и другие.
Следующая проблема – частое нарушение законодательства в том числе, по той же причине – наличие изъянов в правовом регулировании функционирования отдельных субъектов экономической деятельности.
Преступления в области ликвидации юридических лиц наносят огромный ущерб экономике страны, так как в результате государство теряет часть доходов, поступающих в бюджет в виде налогов и сборов. Негативное влияние оказывается и на граждан, потому что сокращается количество рабочих мест.
Решение первой проблемы возможно посредством внесения поправок в законодательство. Стоит более подробно детализировать процесс ликвидации с уточнением сроков каждого этапа (временные рамки опубликования информации в СМИ, ожидание ответа от кредиторов на уведомления, исполнение оставшихся обязательств и так далее), а также установление ответственности за нарушение сроков.
Вторая проблема обусловлена сложностью выявления и доказывания совершения преступлений в области ликвидации юридических лиц. Решением этой проблемы может также послужить внесение поправок в законодательство: детализировать нормы о возможностях правоохранительных органов вмешиваться в процесс ликвидации юридических лиц.
Минэкономразвития представило весенние изменений в 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», которые включают в себя не только переименование закона (новое название – «О реструктуризации и банкротстве»), но и множество нововведений в отношении физических, юридических лиц, повышения ответственности арбитражных управляющих.
Введение англоголландского аукциона позволит менять направление цен лота как на повышение, так и на понижение в течение одного дня. Эта мера позволит значительно сократить длительность сроков проведения торгов.
Так же одним из координальных нововведений будет упразднение процедур банкротства наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление.
Также новшеством является то, что субъектам банкротства придется сотрудничать не с одним-двумя постоянными арбитражными управляющими, а каждый раз в каждой процедуре работать с новым.
Новый законопроект предполагает создать государственный реестр и внести всех арбитражных управляющих и все СРО. Запустить балльную систему оценки их деятельности. Таким образом для проведения процедур банкротства будет назначать арбитражный управляющий с более высоким баллом.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы нормативно-правового регулирования ликвидации юридических лиц в РФ
1.1. Неплатежеспособность как фактор ликвидации юридического лица
Рассмотрим вопросы, связанные с разграничением понятий «ликвидация» и «несостоятельность». При этом основным параметром, разграничивающим указанные понятия является соответствие юридического лица критериям «неоплатность» и «неплатежеспособность».
Прежде всего, стоит отметить, что исторически категория «неоплатность» появилась значительно раньше, чем категория «неплатежеспособность». При совершении торговых операций в условиях неразвитого гражданского оборота у участников возникала необходимость в охране общественного кредита .
Эта потребность была обеспечена нормами исполнительного производства, регулирующими разрешение столкновения интересов взыскателей по принципу «неоплатности». Под неоплатностью понимается неспособность должника исполнять свои денежные обязательства в связи с превышением общего размера обязательств над общей стоимостью имущества должника. С развитием и усложнением торговли обнаруживалась неспособность исполнительного производства обеспечить защиту общественного кредита, что разрешалось в разных странах либо путем распространения общих норм исполнительного производства, разрешающих столкновение интересов заинтересованных взыскателей на всех кредиторов, либо созданием новых норм конкурсного производства, отличных от норм общего исполнительного производства.
В странах с более развитой торговой системой, основанной на авансировании капитала, выступающего источником платежа, (Англия, Франция, Италия) происходит подмена целей и основания несостоятельности: целью конкурсного права становится ликвидация должника и устранение его из гражданского оборота, а не разрешение прав кредиторов на имущество должника – таким образом, категория «неоплатности» становится непригодной. Здесь появляется категория «неплатежеспособности», применение которой в странах с менее развитой торговой системой (Германия, Россия) началось значительно позже и было обосновано процессом экономического развития.
Таким образом, основное отличие правовых категорий «неоплатность» и «неплатежеспособность» – это предполагаемый источник погашения обязательств: так, при применении категории «неоплатность» под таким источником понимается общая стоимость имущества должника, тогда как при применении категории «неплатежеспособность» источником платежа выступает торговая и производственная деятельность, основанная на авансировании капитала.
Помимо изложенного, категории «неоплатность» и «неплатежеспособность» отличаются друг от друга признаками, по которым можно определить наличие/отсутствие каждого из соответствующих состояний применительно к конкретному юридическому лицу (должнику). Так, категория «неоплатность», как недостаточность имущества, оценивается в любой точке времени соотнесением количества пассивов и количества активов юридического лица (абз. 33 ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») .
В случае превышения пассивов над активами мы явно имеем дело с неоплатным должником.
В свою очередь, «неплатежеспособность» законодатель трактует как «прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств» (абз. 34 ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Из данной трактовки следует, что имеется два признака неплатежеспособности: сам факт прекращения исполнения обязательств и причина этого прекращения – недостаточность денежных средств. При этом следует учитывать, что неплатежеспособность может существовать даже тогда, когда стоимость активов превышает стоимость обязательств (это превышение будет временным в условиях отсутствия новых поступлений от производственной, торговой, коммерческой и прочих видов деятельности). В связи с этим нормами ст. 3 и п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено применение критерия «неплатежеспособность» с учетом следующих ограничений:
1) о неспособности удовлетворять денежные требования свидетельствует неисполнение обязательства должником в течение 3-х месяцев;
2) размер неисполненных обязательств должен превышать 10 000 рублей – к должнику физическому лицу и 100 000 рублей – к должнику юридическому лицу.
Учитывая вышеизложенное, цели применения категорий «неоплатность» и «неплатежеспособность» существенно различаются. Так, основная цель применения к юридическому лицу категории «неоплатность» – урегулирование столкновения интересов всех кредиторов в отношении имущества должника, т.е. справедливое удовлетворение их требований, тогда как цель применения категории «неплатежеспособность», прежде всего, заключается в исключении неплатежеспособного участника из гражданского оборота.