История и теория социально-культурной деятельности Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Ликвидация неграмотности в 1920-1930-е годы: достижения и проблемы.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

20 Оглавление
Оглавление………………………………………………………………………………………………………….. 1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….. 2
Глава 1 Теоретические основы изучения работы по
ликвидации неграмотности в России (1920-1930 гг.)…………………………………………………………………………………………………………… 4
1.1
Характеристика работы по ликвидации неграмотности в России (1920-1930 гг.)……………………………………………………………………………………………………….. 6
1.2
Основные источники изучения работы по ликвидации неграмотности в России в
1920-1930-е гг……………………………………………………………………………………………………….. 8
Глава 2 История ликвидации неграмотности в России
(1920-1930 гг.)………………………………………………………………………………………………………… 11
2.1
Создание системы индивидуально-группового обучения……………………………………………………………………………………………………… 14
2.2
Система подготовки кадров на предприятиях без отрыва от производства……………………………………………………………………………………………………… 20
2.3 Повышение грамотности у красноармейцев……………………………………….. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………… 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………………………………………… 28

  

Введение:

 

19 июля будет 101 год,
как Совнарком РСФСР создал при Народном комиссариате просвещения Всероссийскую
чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Объявили всеобщий сбор,
цель была глобальна и всенародна — обучение неграмотных и малограмотных.
Неграмотными в то время считались люди не умеющие читать и писать, те, кто не
постиг и азов грамотности. Малограмотные – имеют базовые знания чистописания и
чтения. Исполнителям выдавали значки:100 лет ВЧК. Осенью 1920г во исполнение декрета Совета народных
комиссаров был организован Всероссийский Чрезвычайный комитет по ликвидации
безграмотности (ВЧК ликбез).

 Руководство было возложено на наркома
просвещения А. В. Луначарского. Он был руководителем с 1917 по 1929 год,
прекрасным оратором и пропагандистом. Так же выступил инициатором перевода
алфавита на латиницу. После того как ушёл с поста – писал различные статьи и
позже его назначили предстаителем СССР в Испании, по дороге куда и скончался.
Под руководством ВЧК ликбез в 26 губерниях были созданы курсы
учителей-ликвидаторов неграмотности.

Школы ликбеза способствовали не только поднятию общей
грамотности взрослого населения, но и формировали новое мировоззрение,
создавали новые отношения, особенно при групповых занятиях. Согласно своей
задаче, они воспитывали активных членов нового, современного, индустриального
Советского общества. Они формировали с чистого листа – пролетарское сознание,
об этом говорят лозунги, лежащие в основе обучения, своеобразный 25 кадр
Советского времени.

При этом школы для малограмотных готовили к следующим
ступеням образовательной системы — школам взрослых повышенного типа,
совпартшколе и рабфаку.

В наше время слово «ликбез» утратило своё первоначальное значение, как
отсутствие навыков письма и чтение. Часто в СМИ можно услышать такой термин,
как «правовой ликбез», он означает помощь безграмотным или малограмотным слоям
населения в вопросах о правах, закреплённых в законодательстве. Например: споры
в вопросах наследства, какие либо уголовные или административные дела.
Ликвидацией правовой безграмотности населения занимаются юристы, а защищают —
адвокаты.

Так же
существует должность — уполномоченный по делам человека, он занимается
вопросами правового ликбеза. Более широко термин ликбез
употребляется, как охват всех форм деятельности, направленных на процесс
обучения населения в различных сферах. Помимо правового, существует автоликбез,
компьютерный и прочее. Движение времени, требует от взрослого населения, регулярное
повышение качества знаний, в любой сфере. Знания, полученные десятки лет назад
уже не актуальны на сегодняшний день.

Что я хочу этим сказать? Ликбез изначально вошёл в
жизнь населения, как задача правительства — построить новое сильное
государство, а остался, как помощь безграмотному населению в правовых вопросах.

Новой организации
предстояло приложить титанические усилия по выполнению декрета от 26 декабря
1919 года о ликвидации неграмотности населения. Документ гласил, что все жители
страны от восьми до пятидесяти лет, не умеющие читать и/или писать, обязаны обучаться
грамоте в обязательном, зачастую принудительном порядке. При этом язык обучения
они определяли для себя добровольно, организация не препятствовала, тем, кто
хотел обучаться на родном языке.

Уточнением положений
декрета являлась Инструкция о ликбезе, в ней указывался исполняющие обязанности
органы, возраст населения обязанный проходить обучение. На основании этих
документов преподавали родную речь и математику, прочие предметы изучали
отдельные группы, в зависимости от их возможностей и направления. Так же это
зависило от наличия в регионе преподавателя по данному предмету. Как правило,
их вводили при обучении малограмотных. По предметам сдавали экзамены,
соответственно, если их не сдать, то курс повторялся.

В общем и целом, на Руси
было немало грамотных людей, при чем, не только представителей «высших кругов»,
но и простых горожан. В подтверждение этого, выступают найденные при раскопках
берестяные грамоты. В то время грамотность так и не приняла всеобщий характер,
и Совнарком взял на себя выполнение этой задачи. К концу 19 века, грамотных был
всего 21,1 % в городах, про деревни и сёла не стоит и говорить. Для
представителей глубинки было важно получить хороший урожай и пережить зимы.
Лидировали в грамотности мужчины: 29,3%, среди женщин грамотными были только
13,1%. Правда, результаты оценки грамотности населения, перед событиями
революции 1917 года сильно отличаются. Учёные в своих исследованиях говорят о
35% грамотных, а бывший министр просвещения П.Н. Игнатьев озвучивал больший
процент — 55% от всего населения страны.

Поскольку во время войны
1914 года, часть территорий оказалась оккупирована и какая-то часть грамотных
осталась на них, то и статистика значительно упала. Советская власть возглавила
процесс по ликвидации неграмотности. В первую очередь, созданная комиссия,
организовала курсы по подготовке учителей для дальнейшего обучения грамоте. К
«ликбезу» подключились также и Владимир Маяковский, Демьян Бедный, Максим
Горький и Валерий Брюсов.

Программа предусматривала
открытие школ грамоты, называли их -ликпункты, в каждом селе или деревне, в них
обучали читать, считать и писать. Немного позже программа обучения расширилась.
Выпускники были обучены письму, чтению, счёту и пониманию целых и дробных
чисел. А так же разбирались в диаграммах и схемах, но самое главное, в них
«вложили» основы строительства советского государства. Такие школы бесплатно
снабжали учеников письменными принадлежностями, сохраняли за работающими
учениками зарплаты, несмотря на сокращённый день. Позже выпустили в печать
букварь для взрослых.

Актуальность изучения данной темы обусловлена в проведении реформ борьбы
с неграмотностью населения, на фоне опыта развития общества в 1920-1930 годах.

Объектом исследования является процесс становления и развития борьбы с
неграмотностью в России с 1920-1930-х годах.

Предметом исследования являются развитие процесса ликвидации
неграмотности после окончания гражданской войны до середины 20-х гг. XX века.

Были сформированы следующие задачи:

· Изучить теоретические основы работы по ликвидации неграмотности в России
(1920-1930 гг.).

· Охарактеризовать работу по ликвидации неграмотности в России (1920-1930
гг.).

· Рассмотреть систему подготовки кадров на предприятиях
без отрыва от производства.

· Подвести итоги работы борьбе с неграмотностью в рядах красноармейцев.

Цитаты из книги Куманева В. А.  и 
Петровой Я. И.  отлично
характеризуют итоги ликбеза, в то время как Горюнова А.Г. Киселева ТТ., Красильников
Ю.Д. описывают процесс формирования и
становления грамотности в советском обществе. Народное образование.-1960..№ 4 раскрывает
исторический порядок и трудности населения в усвоении «перестройки».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итоги многолетнего титанического
труда по ликвидации неграмотности и поднятию культурного уровня, можно увидеть,
что развитие данного процесса было связано с большими трудностями. Создание
государственной советской школы сопровождалось возникновением различных
препятствий: бедность материальной базы школ, плохое учебное оборудование,
отсутствие учебников, неподготовленный или недостаток преподавательского
состава. Основным направлением государственной политики в сфере образования
было: формирование «нового человека». Государственная политика в сфере
образования имела ярко выраженный классовый и идеологический характер. Она была
направлена на создание новой системы образования. Принимались меры по резкому
росту интеллигенции, ускоренной подготовки специалистов узкой специальности,
которые призваны были помочь рабочим и крестьянам в осуществлении культурной
революции. Решительное наступление на неграмотность дало свои положительные
результаты.

Безграмотность была обычным делом не
только для удалённых от столицы регионов России, но и для Москвы и
Санкт-Петербурга и прочих больших городов. Большевики решили данную проблему за
15 лет,

Благодаря большому вниманию Советского
правительства, активному участию партийных и советских организаций и,
безусловно, агитационной деятельности студентов были созданы
политико-просветительные учреждения – избы-читальни, библиотеки, школы по
ликвидации неграмотности среди детей и взрослых.

В наше время, изба-читальня весьма
популярный сайт для чтения различной литературы, а в прошлом было сельским
клубом, так сказать – центром агитаций, где пропагандировали политику и
помогали с коллективизацией сельского хозяйства. Для кочевых народов существовали
передвижные избы, называли их красной чайханой, юртой, чумом, но с приставкой
«красный/ая».

Сейчас, можно смело говорить, что проект по
ликвидации неграмотности удался. Не только в техническом,
но и в идеологическом смысле. Внедрение новой государственной
идеологии в сознание населения было неотъемлемой частью процесса, происходившего
в стране. Ликбез был формой конструирования новой культурно-идеологической
реальности, в которой жило и которую само творило население,
прошедшее эту школу. Массы советских граждан, прошедшие через опыт ликвидации,
научились не только читать и писать, но и получили бонусом
«правильное мировоззрение», необходимое для вхождения в советский социум.
Они освоили (и неосознанно сами начинали формировать) советский язык. Они
письменно общаться с властью, реализуя уже свои интересы и цели.
Те, кто занимался ликвидацией неграмотности, были мотивированы партийной
идеологией. Но у неграмотных была своя: необходимость соответствовать
требованиям советского общества. При этом, население, освоив чтение
и письмо, научилось применять их по своему, зачастую действуя вразрез с
идеологией 20х-30х годов. В результате идеология превратилась
в бессмыслицу.

Кадровые и методические
трудности были вызваны разнородностью населения, отсутствие необходимого
количества преподавателей и срочной необходимостью адаптировать учебную
программу под взрослых людей. Понятно, что 99% неграмотных – это работающее
население, у которых своя семья, которую необходимо кормить и одевать, а тут
новая задача – освоить грамотность. Советская власть, дала указание
предприятиям: обучать людей в рабочее время и сохранять зарплаты. Данная
система работает до сих пор.

Сотрудник предприятия
или организации должен проходить обучение для сохранения своей квалификации.
Сейчас обучение проводится дистанционно или в профильном учреждении. К примеру,
медицинский персонал, проходит обучение в медколледжах или мединститутах, зависит
от должности. Обучение длится 3-6 недель, явка обязательна. Так как
табелируется, как рабочий день и оплачивается, как присутствие на работе.

Во времена ликбеза
создавалась бригада по уровню грамотности сотрудников. Во главе с бригадиром, в
актовом зале, либо близлежащей школе проводились занятия. Табелировались
сотрудники, как присутствующие на предприятии. Обучение занимало 2-3 часа.
Безграмотные должны были уметь читать и писать. Для малограмотных сотрудников,
помимо правил письма и чтения, преподавались общие науки: история, география,
математика.

Школы
ликбеза, организовывали учебный процесс в соответствии с возрастом учащихся,
наравне с детьми школьного возраста, обучались и взрослые 45-55 лет. Известно,
что дети воспринимают и запоминают информацию лучше, чем взрослые, в связи с
этим, программа была направлена на равнозначное 
восприятие информации и особенности психологии, как младшего, так и
старшего поколения.

Задачи менялись,
безграмотность искоренили, на пути борьба с малограмотностью, ставшей ощутимым
тормозом в нормальной организации индустриального производства. К 1936 году было обучено около 40 млн. неграмотных. В 1933 —
1937 годах только в учтенных школах ликбеза занимались свыше 20 млн.
неграмотных и около 20 млн. малограмотных.

К середине 1930х годов,
вышел документ, что страна стала полностью грамотной, ожидали 100% результатов
от переписи населения 37года. Однако, не смотря на отсутствие стопроцентных
показателей, грамотность страны достигла 82%, но об этом стало известно намного
позже, т.к. данные переписи были засекречены, а сотрудники – репрессированы.

К началу 40-х годов
ликвидация безграмотности в стране была в основном завершена. Изучение архивов
показало, что единичные случаи обучения оставшихся неграмотными (особенно в
сельской местности) наблюдались и в 50-60-е годы. Но работа по их обучению уже
не требовала такого размаха и объема, как в 20-30-е годы.

А к началу 1950-х годов
безграмотность в СССР была искоренена.

Система ликбеза дала
отличный толчок к индустриализации и стабильной системе образования. То что мы
наблюдаем сейчас – отголоски того времени, если проследить весь путь
становления грамотности от Российской Империи до Российской Федерации, можно
увидеть титанический труд культармейцев, недовольство на лицах старшего
поколения, первые буквы на листе бумаги и первые прочитанные лозунги из
букваря. То время можно назвать военным, шла война с безграмотностью, для
лучшего и светлого будущего подрастающего поколения.

И не смотря, что мы живём в 21м веке, ликбез не потерял своей актуальности,
в РФ насчитывается около 2х миллионов безграмотных подростков. Безграмотных, в
прямом смысле этого слова, они не умеют ни писать, ни читать. Совсем.
Появляются неожиданные для нас слои населения — безграмотные, в основном это
переселенцы, беженцы, и самое страшное — дети. Неблагополучие в семьях,
психические расстройства, алкоголизм, наркомания и безответственность порождают
детей-беспризорников, лишённых не только родительской любви, но и возможности
получать образование. Именно поэтому, необходимо оглянутся на опыт прошедших
лет и пока не поздно — решить вопрос с безграмотностью и беспризорностью. Я думаю со мной
согласятся в необходимости возобновить не только добровольный ликбез, но и
принудительный, этого процесса не хватает и сейчас в определённых слоях
населения. Подрастающая молодёжь не считает себя обязанными быть грамотными.
Если заглянуть в социальные сети, можно увидеть отсутствие связи в словах на
видео и идеально чистый, грамотный текст в постах. Как так? Ответ прост –
копирайтеры, они выполняют основной фронт работ по написанию грамотных текстов,
но это, как говорит Леонид Каневский, совсем другая история.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы изучения работы по ликвидации неграмотности в
России (1920-1930 гг.). Под термином
«безграмотность», подразумевалась азбучная неграмотность: на начальном этапе
процесса, целью было обучение людей чтению, письму и простому счету.
Безграмотный человек, окончивший ликпункт, умел читать, мог писать
элементарные слова и цифры, обязательно разобраться в диаграммах, а также в
основных вопросах строительства Советского государства. Выпускник
ориентировался в современной общественно-политической жизни на уровне усвоенных
в ликпункте лозунгов и получал статус малограмотного человека.

Правда, часто
малограмотный житель страны, возвратившись к привычной жизни, забывал
полученные знания и навыки. «Если книг читать не будешь, скоро грамоту
забудешь!» – предупреждал агитационный плакат. Причина проста — примерно 40%
учеников, окончивших ликпункты, возвращались в них снова. И это говорило с качестве и скорости обучения, нехватке грамотных
специалистов. В целом подход к системе обучения был понятен – как можно скорее
грамотизировать население. Советское государство не могло построиться без специалистов,
требовались грамотные люди. У каждого обучающегося был определённый потенциал,
который в силу отсутствия знаний не мог раскрыться.

Обучение шло тяжело, население не
понимало, для чего оно требуется, ведь чтобы вспахать поле и засеять его,
грамоты не нужны. Это сейчас агротехнические науки постигают 5 лет, а потом и
всю жизнь в силу регулярного прогресса.

Школы
для малограмотных стали следующей ступенью в системе образования. В школах
стали преподавать основы: обществознания, экономической географии и истории в
выгодной для правительства ключе. В деревнях планировалось обучение агро- и
зоотехнике, а в городе –

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы