Психология и социальная педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Лидерство и эффективность совместной деятельности в подростковом возрасте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСТВА.. 5

1. Понятие лидерства в малой группе. 5

2. Основные теории лидерства. 6

3. Стили лидерства. 11

4. Новое в теориях лидерства. 12

II. ЛИДЕРСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 23  

Введение:

 

Подростковый
возраст является одним из главнейших периодов жизни человека. Для того, чтобы
быть успешным в социуме подростку необходимы знания и умения, благодаря которым
он сможет не только заявлять свою жизненную позицию, но и активно её
реализовывать в рамках какой-либо деятельности. В каждой группе так или иначе
всегда есть свой лидер. Но сразу возникают вопросы: почему лидером становится
тот или иной подросток? Мог бы кто-то другой занять его место? Лидерство это
врожденное или приобретенное качество? Чем формальный лидер отличается от
неформального? Как стать лидером и нужно ли это?  Для всестороннего формирования личности
феномен лидерства имеет огромное значение. Подростку важны возможности достижения
поставленных целей и уверенного принятия решений, именно поэтому исследование
креативности и лидерских качеств очень актуально в настоящее время. 

Рассматривая
лидерство как феномен эффективности совместной деятельности в подростковом
коллективе удобнее работать со школьным классом, так как он является искусственно
созданной группой, дети в нем одного возраста, развиваются на протяжении
достаточно длительного периода времени и в примерно одинаковых условиях, таким
образом, мы можем более подробно рассмотреть данный феномен.

Цель
исследования – теоретический анализ особенностей лидерства и эффективность
совместной деятельности в подростковом возрасте.

Объект
исследования – лидерство в подростковом возрасте.

Предмет
исследования – феномен лидерства и эффективность совместной деятельности в
подростковом возрасте.

Задачи:

        Анализ психолого-педагогической
литературы по теме лидерства и лидерства в подростковом возрасте;

        Выявление наиболее важных характеристик
данного явления;

        Синтез выводов основе проработанного
материала.

Теоретико-методологической
основой курсовой работы послужили ведущие идеи возрастной психологии (Л.С.
Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев) и основные положения психологии общения
и взаимодействии школьников (Андреева, Л.И. Божович, Л.Я. Гозман, Т.В. Драгунова,
Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.). Кроме
этого, было выбрано исследование Е. Жарикова, Е. Крушельницкого, которые
считают, что способность человека быть лидером во многом зависит от развитости
организаторских и коммуникативных качеств, так же они выделили качества,
которыми должен обладать лидер.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подростковый
возраст занимает особое место в психологи и собрал множество исследований. Это
связано с тем, что в данном возрасте происходит становление личности и ее
активное развитие. Вопрос лидерства актуален в настоящее время так как является
проявлением личностного взросления и важным аспектом общения между подростками.

Для
подростков становится необходимым добиться высоких результатов и деятельности,
при этом важен не столько объективный результат, сколько признание со стороны
группы и окружающих. Лидерство для подростка – это значит быть в центре
внимания и иметь возможности для широкого круга общения, что очень важно для
данного возраста.

Для
того, чтобы понять, как влияет лидерство на эффективность совместной
деятельности, в данной курсовой работе были рассмотрены основные взгляды на
понимание проблемы лидерства, в том числе в подростковом возрасте:

теория
личностных черт или харизматическая теория;

мотивационная
теория;

ситуативная
теория лидерства.

В
анализе мы опирались на положениях различных теорий, обращая внимание на их
пересечения между собой.

Теория
черт исходит из того, что лидерство – это врожденное качество. Теория среды,
говорит о том, что лидерство это главная функция окружения и определено
временем, местом и обстоятельством. Мотивационная теория на первое место ставит
мотивацию, при этом первоначальная потребность неважна, если мотивация сильная,
то она способна искажать восприятие. Ситуационная теория расширяет
рассмотренные ранее подходы и уделяет внимание не только мотивам и ролям, но и
сложившемуся имиджу группы, а также учитывает ситуацию и институциональный
контекст.

Кроме
этого, мы детально рассмотрели подростковый возраст в контексте лидерства.
Отличительные особенности поведения юношей и девушек, причины по которым
возникает или не возникает потребность быть лидером, а также эффективность
совместной деятельности в подростковом возрасте. Подводя итоги, хотелось бы подчеркнуть,
что подростку для полноценного существования в группе и обществе, для того
чтобы добиться успехов важно быть или стремиться стать лидером. Проблема взросления
и развития не только проблема самого подростка – это проблема и родителей, и
школы. Для этого разработано большое количество программ и методик, необходимо
только подобрать метод, подходящий под конкретную задачу и, возможно, мы сможем
воспитать будущего президента.

 

Фрагмент текста работы:

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИДЕРСТВА

1. Понятие лидерства в
малой группе.

 

Лидерство
– отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных
отношений в группе [13, стр.190].

Лидерство
в малой группе — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения,
оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов. Лидерство
всегда должно опираться на личные качествах отдельного лидера, а также
социально-психологические отношения, сложившиеся в группе. Поэтому лидерство
как явление основано на социально-психологических механизмах и его необходимо
отличать от руководства, где в основе лежат такие методы воздействия, как: экономические,
организационные и командно-административные.  

В
качестве отличительных особенностей лидерства можно выделить такие критерии как:
ярко выраженное умение влиять на всех членов группы, высокая активность,
инициативность при решении совместных групповых задач, соответствие поведения
нормам, установкам и ценностям, принятым в конкретной группе, большая
информированность о решаемой задаче, а также большая выраженность личных
качеств, принятых эталонными в данной, конкретной группе.

Выделим
ряд особенностей, которые характеризуют лидерство, как феномен: во-первых – это
психологические характеристики самого лидера, во-вторых – это
социально-психологические особенности членов группы и, наконец – это характер
решаемых задач и особенности ситуации, в которой находится конкретная группа.
[12, стр. 26].

По
механизму выдвижения можно обозначить «формальное» и «неформальное» лидерство.
«Формальное» лидерство зачастую подразумевает функциональные отношения и
связано с установленными правилами назначения руководителя. «Неформальное»
лидерство возникает на основе личных взаимоотношений. Лидер в процессе общения воздействует
на группу, в которой он находится. Совместная деятельность вырабатывает у подростка
необходимые навыки социального взаимодействия, учит его следовать общей
дисциплине, принятой в группе, но в то же время уметь отстаивать свои права, а
также отличать свои личные интересы от интересов группы. Сознание групповой идентификации
не только облегчает подростку механизм отделение от взрослых, но и дает ему
важное для него чувство эмоционального благополучия и стабильности. Так как
лидер пользуется большим авторитетом и влиянием, на эти факторы он оказывает
непосредственное влияние.

2. Основные теории
лидерства

 

Лидерство
— один из механизмов объединения деятельности группы, когда подросток выполняет
роль лидера, т.е. интегрирует и направляет действия всей группы, а группа в
свою очередь ожидает, принимает и поддерживает его поведение. Различные теории
пытались объяснить природу лидерства и обозначить факторы, определяющие этот
феномен. Мы выделим несколько групп подобных теорий
. [4, стр. 98]

Теория
черт (или «харизматическая теория»)
исходит из положений
немецкой психологии конца XIX – начала XX в. и акцентирует свое внимание на
там, что лидерство – это врожденное качество индивида. Представители этой
теории ввели понятие «харизма», как исключительную одаренность человека, умеющего
производить особое впечатление на окружающих его людей.

Согласно
харизматической теории, лидером может быть человек, который обладает набором
определенных психологических черт или совокупностью определенных личностных
качеств. Авторы пытались выделить эти необходимые лидеру характеристики. Однако,
достаточно быстро стало понятно, что задача определения перечня психологических
черт невыполнима, это дало основание усомниться в возможности составить более
или менее стабильный перечень черт, необходимых лидеру, и, тем более,
существующих у него.
[5,
стр. 43
]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы