Курсовая теория на тему Личностные особенности лиц страдающими паническими расстройствами.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Личность и тревожность как психические образования 5
1.1. Понятие о личности и личностных особенностях 5
1.2. Общая психологическая характеристика тревожности: определение и виды 15
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Паническое расстройство как патопсихологический феномен 29
2.1. Понятие о паническом расстройстве 29
2.2. Проблема взаимосвязи личности и этиологии панического расстройства 38
2.3. Психологические особенности личности у людей с паническими расстройствами 41
Выводы по второй главе 44
Заключение 45
Список литературы 47
Введение:
Данная работа посвящена изучению проблемы личностных особенностей лиц, страдающих паническими расстройствами. Необходимо остановиться на актуальности заявленной проблемы исследования.
Начнем с того, что жизнь современного человека характеризуется наличием большого количества психотравмирующих факторов различной этиологии – это и ускорение социальных процессов, и увеличение объема поступающей для обработки психикой информации, и ухудшение экологической обстановки и т.д. На данном фоне в последнее время отмечается рост количества различного рода психических нарушений, как пограничных, так и относящихся к психозам. Одним из относительно распространенных психических расстройств в настоящее время является так называемое паническое расстройство, которое, как правило, негативно отражается на жизнедеятельности человека и способно значительно снизить качество его жизни [3; 14; 18].
Нужно отметить, что в настоящее время имеет место недостаток информации относительно патопсихологических аспектов изучения панического расстройства. В частности проблема личностных особенностей лиц с паническими расстройствами не получила в клинической психологии достаточной разработки. При этом исследователи подчеркивают, что имеющиеся описания проявлений панического расстройства являются с позиции патопсихологического подхода неполными, что требует проведения различных теоретических, эмпирических и опытно-экспериментальных исследований проблемы.
В связи с вышеизложенным, проблема личностных особенностей лиц, страдающих паническими расстройствами, является актуальной и значимой. В нашей работе мы предпринимаем попытку систематизации имеющихся в настоящее время научных сведений о личностных особенностях лиц, страдающих паническими расстройствами.
Объект исследования – личность.
Предмет исследования – личностные особенности лиц, страдающих паническими расстройствами.
Цель исследования – изучение личностных особенностей лиц, страдающих паническими расстройствами.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие о личности и личностных особенностях.
2. Привести общую психологическую характеристику тревожности.
3. Изучить понятие о паническом расстройстве.
4. Проанализировать проблему взаимосвязи личности и этиологии панического расстройства.
5. Рассмотреть психологические особенности личности у людей с паническими расстройствами.
Основными методами исследования выступили теоретические методы – методы теоретического анализа, синтеза, обобщения и систематизации научной информации.
Гипотеза исследования: лица с паническими расстройствами обладают личностными особенностями, которые отличают их от лиц с психической нормой.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения и списка литературы. Общий объем основного текста работы составил 50 страниц.
Заключение:
Было проведено теоретическое исследование личностных особенностей лиц, страдающих паническими расстройствами. Исследование состояло из двух этапов – теоретического анализа феноменов личности и тревожности, а также теоретического изучения панического расстройства как патопсихологического феномена.
В процессе теоретического исследования было раскрыто понятие о личности и личностных особенностях. Также была приведена общая психологическая характеристика тревожности, изучено понятие о паническом расстройстве. Кроме того, была проанализирована проблема взаимосвязи личности и этиологии панического расстройства, а также рассмотрены психологические особенности личности у людей с паническими расстройствами.
В результате проведенного исследования было выявлено, что личность есть относительно устойчивая совокупность психических свойств, которые являются следствием включения индивида в пространство социальных отношений. Личностные особенности – это особенности характерологических черт личности и специфика самосознания. Тревожность – это особое состояние психики, возникающее у человека, и проявляющееся в повышенном беспокойстве, ожидании неблагополучия, предчувствии грозящей опасности, эмоциональном напряжении.
Также было выявлено, что паническое расстройство (эпизодическая пароксизмальная тревога) – это психическое расстройство, которое характеризуется наличием спонтанно возникших панических атак. Особенности личности человека играют значительную роль в возникновении панического расстройства.
Кроме того, можно утверждать, что с одной стороны тип личности пациента в большинстве случаев преобразует клиническую картину пароксизма, определяя своеобразие панических атак, а с другой – обнаружение специфических характеристик с выявлением индивидуального профиля панических приступов может служить дополнительным диагностическим критерием для уточнения типа личности пациента.
И, следовательно, существует взаимосвязь личностных особенностей человека с проявлениями у него панического расстройства.
В конечном итоге была подтверждена выдвинутая гипотеза исследования и можно утверждать, что лица с паническими расстройствами обладают личностными особенностями, которые отличают их от лиц с психической нормой.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТЬ И ТРЕВОЖНОСТЬ КАК ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие о личности и личностных особенностях
Согласно позиции отечественного психолога А.Г. Асмолова личность является категорией общественных наук, где трактуется как специфичное качество человека, которое им приобретается в рамках социализации как процесса передачи социокультурного опыта с помощью таких средств, как совместная деятельность и общение. С точки зрения гуманистической философской и психологической традиций личность есть ничто иное, как человек, который представляется ценностью, задающей направление развития всего общества [3].
Как отмечает А.Г. Маклаков, личность есть определенный человек, характеризующийся рядом психических качеств и свойств, которые проявляются при построении субъектом социальных связей и взаимоотношений с окружающими, а также определяют нравственные поступки, обладая особым смыслом для самого человека и общества
в целом [14].
Также, исходя из анализа специальной литературы, можно заключить, что личностью обычно определяется конкретный индивид как субъект деятельности в единстве его личных качеств и социальных ролей. Кроме того, личность есть социальное качество индивида, совокупность социально детерминированных значимых черт, которые образуются в рамках косвенного или прямого соглашения конкретного человека с другими членами общества. И данные черты определяют статус человека как субъекта труда, общения и познания [14].
По А.Н. Леонтьеву, личность – это совокупность взаимоотношений между людьми, которая осуществляется в процессе реализации разнообразных видов деятельности. Личность является относительно поздним продуктом социально-исторического становления человека в рамках его онтогенетического развития [18].
С точки зрения С.Л. Рубинштейна личность является совокупностью внутренних условий, через которые идет преломление всех внешних воздействий [32].
В то же время Б.Г. Ананьев отмечает, что личность является определенной фигурой социального поведения и коммуникации [2].
С другой стороны, А.В. Петровский понимает под личностью человека как социального индивидуума, субъекта познания и объективного переустройства окружающей действительности, который владеет речью и способен к труду [37].
Личность определяется своим отношением к миру, другим людям и себе. Подобные отношения реализуются в процессе деятельности, благодаря которой субъект проявляет себя и совершенствуется как личность.
В целом, понятием личности обозначается одна из наиболее свойственных конституции человека ступеней развития, которая характеризуется его как социальное существо.
Личностная структура состоит из способностей, социальных установок, темперамента, характера, мотивации, эмоций и т.д.
Под психологической структурой личности в психолого-педагогической науке понимается целостная совокупность социально значимых свойств, качеств, отношений и поступков человека, которые сформировались у него в процессе жизнедеятельности и определяют реализацию им своего поведения и деятельности [25; 32].
Одним из ключевых компонентов личности является характер. Обращаясь к анализу феномена характера нужно отметить, что неопределенность и многозначность каких-либо психологических понятий означает то, что в психологии отсутствует определенная единая теоретическая концепция. Одним из таких понятий и является понятие характера.
Как отмечает А.Г. Асмолов, характер необходимо рассматривать с точки зрения различных его проявлений. Так, рассматривая его как инструментальное проявление личности, можно считать его «…фиксированной формой смыслового опыта, актуализирующейся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные ее мотивы» [3, с. 132]. Эта точка зрения согласуется с подходами многих авторов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и Д. Н. Узнадзе). Такое понимание характера основывается в первую очередь на представлениях о характере.
С точки зрения всех этих ученых, отмечает А.Г. Асмолов, разрабатывавших динамический подход к изучению характера, единицами анализа характера являются динамические тенденции личности, фиксированные обобщенные установки личности.
Ряд исследователей не считают характер отдельным психологическим феноменом и применяют данное понятие в качестве синонима понятию личности. В свою очередь описание характера имеет ключевое значение, поскольку данное понятие позволяет отделить социальные качества личности от биологически детерминированных качеств, таких, как темперамент или способности.
Характер представляет собой систему, которая состоит из определенных элементов или черт.
Черта характера отражает склонность человека вести себя определенным образом, проявляющуюся в поведении, которое реализуется в широком спектре ситуаций.
Нужно заметить, что учение о чертах характера мы находим уже в рамках экспериментальной психологии конца XIX и начала XX вв. Однако подлинное свое развитие данное учение получило в середине XX века в русле так называемого диспозиционного подхода в психологии. Среди наиболее известных исследователей, которые были приверженцами данного подхода, можно назвать Г. Олпорта, Р. Кеттелла и др.