Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Личностные особенности детей-сирот дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Понятие личности и ее свойств в
психологии. 6

1.1…………………………………………………. Основные
компоненты структуры личности. 7

1.2…………………………………………………………………………….. Структура
и черты личности. 10

1.3. Факторы, влияющие на развитие личности. 15

Глава 2. Теоретический анализ личностных
особенностей детей-сирот. 19

2.1. Характеристика личности
дошкольников. 19

2.2. Психологические
особенности социально-эмоциональных нарушений личности детей-сирот. 21

Заключение. 32

Выводы.. 35

Список литературы.. 38

  

Введение:

 

Дошкольный возраст — важнейший период в становлении
личности человека. Именно на этом этапе ребенок овладевает специфическими
человеческими видами деятельности. Дошкольный период является сензитивным для
развития всех психических процессов и функций, самосознания и личности в целом.

Дошкольный возраст — это время, когда ребенок стремится к
самостоятельности, ребенок впервые начинает устанавливать отношения с миром
взрослых людей, проходит первичную социализацию. В дошкольном возрасте ведущим
видом деятельности становится игра.

В игре формируется характер ребенка, происходят изменения
в его познавательной деятельности. Игровое действие порождает процесс
воображения; таким образом, ребенок принимает на себя роль взрослого, создает
игровую ситуацию. Взрослый приобретает новое качество — становится источником
знаний и представлений о мире. В связи с этим у ребенка появляется потребность
в уважении взрослого, что проявляется в аффективных реакциях на его замечания.

То, что происходит в обществе в наше время – экономический
кризис, а в связи с этим снижение благосостояния значительной части населения,
рост безработицы, слабая защищенность семьи и детей, как социальной ценности со
стороны государства и общества и другие проблемы привели за последние годы к
возрастанию количества детей – «социальных» сирот.

Современная образовательная и воспитательная системы
специальных учреждений, где проживают до определенного возраста дети-сироты, не
эффективна с точки зрения создания условий для полноценного развития личности.
Как следствие материальных и нравственных проблем, происходит распространение
психических и соматических заболеваний среди детей-сирот. Воспитание детей в
учреждениях закрытого типа нарушает естественный процесс формирования личности
и социализации индивида, что обуславливает одну из общественных проблем —
социальную депривацию детей-сирот.

Изучение и анализ социальной депривации детей-сирот
является необходимостью, так как эта проблема нуждается в тщательном научном
исследовании. Особая актуальность проблемы связана с тем, что ранняя социальная
депривация оказывает крайне негативное влияние на психическое развитие детей. В
результате у значительной части воспитанников детских домов и школ-интернатов
имеются различные отклонения в развитии, что в дальнейшем обуславливает
трудности социально-трудовой адаптации выпускников.

На сегодняшний день тема социальной депривации
недостаточно изучена в психолого-педагогической литературе. Распространенное
ранее мнение о необратимости последствий депривации в раннем возрасте в
настоящее время подвергается сомнению.

Работа базируется на отечественных концепциях развития
ребенка, разрабатываемых в рамках культурно-исторического подхода (JI.C.
Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович. М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, B.C. Мухина,
Д.Б. Эльконин и др.), на концепциях депривационной симптоматики у детей сирот
(Дж. Боулби, Р. Шпиц, А. Фрейд, И. Лангмейер, 3. Матейчик, В.Н. Мясищев, И.А.
Коробейников и др.). Использовались также основные положения концепции
отношений В.Н.Мясищева и концепции, отражающие роль доверия и доверительных
отношений личности в социальном взаимодействии и развитии личности
(В.П.Зинченко, Т.П.Скрипкина, П.Н.Шихирев, Э.Эриксон).

Цель исследования: исследовать личностные особенности детей-сирот
дошкольного возраста.

Объект исследования: дети-сироты.

Предмет исследования: личностные особенности детей-сирот.

Гипотеза исследования состоит в том, что в основе всех
типов трудностей у детей дошкольного возраста лежат нарушения в развитии
волевой сферы. Основная причина такого неправильного развития воли связана с
искажением отношений ребенка с близкими взрослыми.

Задачи исследования:

— изучить понятие «личности», её свойства, структуру и
влияющие на неё факторы;

— исследовать особенности развития детей-сирот в
дошкольном возрасте.

Выводы, полученные в результате данного исследования,
могут быть применены для разработки рекомендаций психологами, администрации
детских учреждений по оптимизации условий жизни детских домов и интернатов.

Сформулированные выше задачи определили структуру работы,
которая состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной
литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Наиболее тяжелый след в
психологической жизни ребенка оставляет «социальное» сиротство. Чем раньше
ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он
находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психологического
развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение
интеллектуального и личностного развития вследствие социальной депривации.

Также трудно проследить насколько
изменения в поведении детей являются устойчивыми, т.к. воспитание детей в
закрытой среде уже само по себе является дестабилизирующим фактором для
психики. Общение воспитанников домов ребенка имеет специфические особенности.
Они связаны с последствиями социальной и материнской депривации, трудностями
перехода из воспитания в семье в дом ребенка, сложностью усвоения социальных
норм межличностного взаимодействия, искаженными, нереальными представлениями о
социальной норме общения, клиническими проявлениями задержки в развитии и
связанными с ними психическими и соматическими заболеваниями.

Воспитанники детских домов с
самого раннего возраста нуждаются в специально организованной психологической
помощи, обеспечивающей воспитание каждого из них в соответствии с его
возрастными и индивидуальными особенностями.

Сегодня все это может быть
осуществлено при условии постоянной работы профессионального психолога, который
совместно с воспитателями и учителями изучал бы воспитанников, разрабатывал и
осуществлял такие развивающие, психопрофилактические и психокоррекционные
программы, которые компенсировали бы неблагополучный опыт и обстоятельства
жизни этих детей и способствовали прогрессивному формированию их личности.
Также целесообразно продолжить оказание психологической помощи маленьким детям,
если они усыновляются или отдаются на попечение в другие семьи, ведь именно в
семье раскрывается личностный потенциал ребенка. Практика показала, что семьи,
взявшие на воспитание не родных детей, часто сталкиваются с проблемами, истоки
которых коренятся в эмоциональных травмах, полученных в раннем детстве. Чаще
всего усыновители оказываются неготовыми к ним и допускают педагогические
просчеты.

Возникает необходимость в
разработке и внедрении комплексной психологической программы помощи
усыновленным маленьким детям и семьям, взявших их на воспитание.

К сожалению, методы и способы
работы с детьми, лишенными попечения родителей, не компенсируют неблагополучных
обстоятельств их жизни, нарушений в интеллектуальном, эмоционально-волевом и
личностном развитии. А эти нарушения приводят к тому, что к большинству
жизненных ситуаций воспитанники закрытых детских учреждений оказываются
значительно менее подготовленными. Последствия этих нарушений сказываются и во
взрослой жизни, к которой бывшим воспитанникам подобных учреждений трудно
адаптироваться.

Социальный уровень является
важной основой развития ребенка. Ребенок из семьи, особенно благополучной,
признает свою идентичность, принадлежность своей семье, роду. На основе
подражания у него формируются одобряемые обществом модели поведения,
способность выполнять положительные социальные роли. Ребенок, воспитывающийся в
депривационных условиях с трудом, осваивает свою идентичность. Он не имеет
положительной модели выстраивания отношения в семье, коллективе, хотя его жизнь
проходит в группе воспитанников сиротского учреждения. Не реализованная
потребность в любви и признании, как полагают некоторые исследователи
способствуют закреплению девиантных форм поведения как способа самоутверждения
и самореализации.

В современных условиях забота о
правах и интересах детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей,
становится одним из приоритетных направлений деятельности органов
государственной власти и местного самоуправления в области социальной политики.
Каждый ребенок, лишенный родительского попечения, должен рассматриваться как
терпящий бедствие, и для его спасения необходимо помещать несовершеннолетнего в
замещающую семью, всеми доступными, законными способами, признавая тот факт,
что ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в атмосфере
заботы, любви и понимании. В этих условиях особенно острой становится проблема
поиска более широких возможностей семейного устройства детей, лишенных
родительского попечения, расширения круга замещающих семей, готовых взять на
воспитание чужих детей. В российской практике сложились несколько форм
семейного устройства сирот и детей, лишенных родительского попечения:
усыновление, опека, приемная семья.

Семья для ребенка — важнейший
социальный мир, выбрать который или изменить он не может. В семье происходит
первичная социализация и воспитание ребенка, в ходе которых отмечается
эмоционально-личностное развитие ребенка, которое напрямую зависит от
социальных условий среды социализации.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие личности и ее свойств в психологии Личность
относится к индивидуальным различиям в характерных образцах мышления, чувств и
поведения. Изучение личности фокусируется на двух широких областях: одна из них
заключается в понимании индивидуальных различий в конкретных характеристиках
личности, таких как общительность или раздражительность.

В
Древнем Риме слово persona или prosopon первоначально относилось к маскам,
которые носили актеры на сцене. Различные маски представляли различных «персонажей»
в сценической пьесе.

Концепция
личности получила дальнейшее развитие во время тринитарных и христологических
дебатов IV и V веков в отличие от слова природа[1].

Формирование личности ребенка — сироты происходит в
состоянии социальной и психической депривации, которая негативно воздействует
на развитие эмоционально-личностной сферы, на развитие общения, самооценки
ребенка, как следствие, у детей деформируются многие базовые установки
личности, связанные с полноценной социализацией, в частности,
социально-доверительные отношения к миру.

Депривационные факторы образуют сложную иерархическую структуру,
где один и тот же ребенок страдает несколькими формами депривации. Фактически,
общество переживает состояние растерянности по поводу возможности разрешить тот
комплекс проблем, который обусловлен ситуацией сиротства.

Основной формой депривации данной категории детей
является депривация детско-родительских отношений, в которую могут быть
включены все вышеперечисленные формы. Воспитание детей вне семьи ведет к
депривации психического и личностного развития, которое проявляется в
деформации базового доверия детей к миру. А вместе с тем, многие авторитетные
авторы считают, что социальное доверие — стержневой элемент социального и
психологического благополучия индивида в обществе. [1] Научная
электронная библиотека «КиберЛенинка» [Электронный доступ] Психологические
особенности социально-эмоциональных нарушений личности детей-сирот URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-sotsialno-emotsionalnyh-narusheniy-lichnosti-detey-sirot

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы