Курсовая теория на тему Личностно-ориентированный подход: условия, возможности и проблемы реализации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА.. 6
1.1. Сущность личностно-ориентированного подхода. 6
1.2. Представления о социальной, деятельной и творческой
сущности человека как личности. 20
1.3. Законообразующие основы личностного обучения. 22
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА.. 25
2.1. Технология личностно-ориентированного урока. 25
2.2. Личностно-ориентированный урок: технология проведения. 28
Заключение. 34
Список литературы. 37
Введение:
Научными основами современной концепции
воспитания являются классические и современные педагогические и психологические
подходы: гуманистический, образовательный, грамотный, возрастный,
индивидуальный, активный, личностно-ориентированный.
Первые три подхода отвечают на вопрос о
том, какова цель образования. Нынешнее общее (школьное) образование служит
прежде всего введением растущего человека в знания и очень слабо ориентировано
на жизненное и профессиональное самоопределение растущего человека. Необходимо,
чтобы овладение знаниями, навыками и навыками имело не образовательную цель, а
средство реализации ее основных – образовательных целей, чтобы содержание
образования давало адекватную картину, оснащало информацией, необходимой для
составления жизненных и профессиональных планов. Эти положения соответствуют
гуманистическому подходу, который он ставит в центре человеческого образования.
Одной из основных задач образования является формирование компетенции индивида
– подготовка к самореализации и осуществлению социально необходимых мероприятий
и общения.
Личные и индивидуальные подходы
конкретизируют гуманистику, отвечая на вопрос о том, что развивать. Ответ на
этот вопрос можно сформулировать так: необходимо развивать и формировать
единый, ориентированный на общественный интерес набор качеств, формирующих
«модель выпускника», но выявлять и развивать индивидуальные способности и
способности ученика. В этом случае задача школы-создать благоприятные условия
для возможного более полного раскрытия и развития индивидуальности. Это идеал,
но нужно помнить, что образование должно учитывать как индивидуальные
способности и склонности, так и социальный порядок производства профессионалов
и граждан. Таким образом, задача школы более целесообразно сформулировать так:
развитие индивидуальности с учетом социальных потребностей и запросов к
развитию ее качеств, что предполагает по существу, модель социально-персонал,
или, скорее, культурно-личные, ориентации образования.
В соответствии с личностно-ориентированным
подходом успех реализации данной модели обеспечивается за счет развития и
развития индивидуального стиля деятельности, сформированного на основе
индивидуальных особенностей.
Активный подход отвечает на вопрос о том,
как развиваться. Его суть заключается в том, что способности проявляются и
развиваются в деятельности. В этом втором ориентированном на человека подходе
наибольший вклад в развитие человека делает та деятельность, которая
соответствует его способностям и наклонностям, с одной стороны, а с другой – по
возрасту и активности подходов, наибольший вклад в развитие человека в каждом
возрасте делает его включение в один вид деятельности, свой для каждого
возраста период.
Федеральные нормативно-концептуальные
документы закрепляют вышеуказанные научные основы и устанавливают
организационные принципы их реализации. Реализация этих идей — это
личностно-ориентированное образование и, в частности, профилирование высшего
уровня школы, как способ конкретизации этого подхода.
Потребность современного общества в
гармонично развитых, активных, независимых, творческих людях определяет
современный переход к новой, ориентированной на личность образовательной
пагадигме.
Ориентированное на человека образование — это
формат образования на сегодняшний день, который будет рассматривать образование
как ресурс и механизм социального развития.
Однако говорить об ориентации ученика на
личность в современной практике массовой школы можно лишь в редких случаях.
Сущность личностно-ориентированного подхода по-прежнему является предметом
споров между теоретиками и практиками. Противоречие между необходимостью
применения личностно-ориентированного обучения в начальной школе и отсутствием
развития его теоретических основ в школе привело к актуальности наших
исследований и определило выбор предмета.
Предметом изучения этого тезиса является
личностно-ориентированное обучение.
Предметом исследования является теория и
практика организации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся
средних школ.
Гипотеза-ориентированный на личность
подход в процессе обучения будет эффективным, если:
— опыт студенческого предмета будет
раскрыт и использован;
— будут созданы условия для реализации
дифференциации обучения;
— будет осуществляться педагогический
анализ и процессуальная оценка студенческой части работы вместе с продуктивным
путем выявления индивидуальных навыков обучения работе как устойчивые личности
образования;
— учитель и студент общение будет иметь
диалогический с, представляют собой опыт обмена знаниями и творчества в
отсутствие жесткого и прямого управления в когнитивной деятельности студентов;
— все предметы образования будут включены
в процесс обучения;
— это будет систематическое развитие
навыков обучения для отражения их деятельности.
Цель исследования-выявить особенности
личностно-ориентированного подхода в теории и реализовать его на практике.
В соответствии с целью исследования и для
проверки выдвинутой гипотезы были выделены следующие задачи:
— изучение теоретической литературы по
проблеме изучения;
— определение понятий "личностно-ориентированный
подход", "личность", "индивидуальность",
"свобода", "независимость", "развитие", "
творчество»;
— знакомство с современными технологиями,
ориентированными на личность;
— выявление особенностей
личностно-ориентированного урока, ознакомление с технологией его проведения;
— опытными, то есть умышленно вносящими
изменения в педагогический процесс, проверяющими эффективность
личностно-ориентированного подхода в обучении младших учеников.
Для решения задач и проверки исходных
гипотез мы использовали следующие методы: изучение и анализ психологической,
педагогической, методологической литературы; наблюдение; допрос; социометрия;
беседа; изучение результатов деятельности; эксперимент.
Заключение:
Недовольство многих стран результатами
школы привело к необходимости ее реформирования. Сравнительный анализ
подготовки студентов из 50 стран мира показал, что самые высокие результаты
имеют студенты из Сингапура, Южной Кореи, Японии. Результаты российских
школьников попадают в промежуточную промежуточную группу. Кроме того,
нетрадиционная формулировка вопросов значительно снижает уровень их ответов.
Были сделаны некоторые рекомендации по
реформированию системы образования:
— усиление практической направленности
содержания курсов; изучение предметов, явлений, процессов, окружающих учащихся
в их повседневной жизни;
— изменение акцента в учебной
деятельности, направленной на интеллектуальное развитие учащихся, уменьшение
роли репродуктивной деятельности, увеличение веса задач по применению знаний
для объяснения окружающих явлений.
Основное стратегическое направление
развития школьной системы в разных странах мира лежит на пути решения проблемы
ориентированного на человека образования. Такое образование, в котором личность
студента будет в центре внимания учителя, в котором когнитивная деятельность
будет лидером в тандеме учитель-ученик. Для традиционной парадигмы образования
Учитель-учебник — — студент будет заменен со всей решимостью на новый:
студент-учебник-учитель. Так строилась система образования в ведущих странах
мира.
В среде обучения, ориентированной на
личность, учитель берет на себя другую роль, другую функцию в процессе
обучения, не менее значимую, чем традиционная система обучения, но различную.
Если в традиционной системе образования Учитель вместе с учебником были
главными и наиболее компетентными источниками знаний, а учитель также был
предметом контроля знаний, то при новой парадигме образования учитель выступает
скорее как организатор Самоактивной и познавательной деятельности учащихся,
грамотный консультант и помощник.
Урок обязательно должен включать:
— набор приемов, позволяющих инициировать
психолого-педагогическую диагностику развития личности и составить классовую
характеристику;
— материал, позволяющий выявить
субъективный опыт ученика, связанный с изучаемой темой в классе; личное
значение ученика; психическое состояние ребенка в классе с последующей
коррекцией; излюбленные учеником методы дидактической работы;
— материал, позволяющий сохранить в ходе
урока высокий уровень мотивации; обеспечить индивидуальную работу по
стабилизации усвоенного материала с обеспечением отбора видов и форм труда и
уровня сложности; привить детям способность к сотрудничеству; использовать на
уроке игровую форму деятельности; стимулировать саморазвитие, самообразование,
самовыражение; организовать индивидуальную работу как творческую деятельность;
— материал, позволяющий учащемуся активно
участвовать в работе в классе независимо от его уровня подготовки; научить
выявлять и оценивать способы воспитательной работы одноклассников и своих
собственных; научить оценивать и корректировать свое эмоциональное состояние;
— материал, позволяющий учителю поощрять
учеников к использованию различных приемов выполнения домашних заданий;
иллюстрировать яркими примерами возможность выполнения многовариантного
задания; своевременно оценивать образовательную деятельность ученика и
исправлять его.
Проверка эффективности таких занятий, по
мнению психологов и педагогов, осуществляется путем длительных (в течение 8
лет) психолого-педагогических исследований развития личности по многим
аспектам. Такое построение уроков активизирует развитие психических процессов
(по сравнению с традиционной системой обучения на 10-15%); повышает уровень
подготовки орфографических и вычислительных навыков на 8-26%; улучшает
психический климат в классе на 15-29% и значительно повышает мотивацию
обучения.
Ориентированное на человека обучение
позволит:
повышение мотивации учащихся к обучению;
увеличение их когнитивной активности;
создание условий для систематического
контроля (отражения) усвоения учащимися знаний;
мониторинг динамики развития студентов;
рассмотрим уровень обучения и способность
к обучению почти каждого студента.
Лично ориентированный на обучение
подход-ориентация педагога на целостную личность человека, забота о развитии
духовной личности с эмоциональной, эстетической, творческой тканью и
возможностями развития.
Таким образом, подход, ориентированный на
личность, направлена на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере
ребенка по сравнению с государственными учреждениями и общественностью, которые
взаимодействуют с ним. При использовании такого подхода педагог прилагает
основные усилия не для формирования социально типичных свойств у детей, а для
развития в каждом из них уникальных личных качеств.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
1.1. Сущность личностно-ориентированного подхода Понятие
"образовательно-ориентированная личность" появилось в начале
девяностых годов прошлого века как ответ на кардинальные изменения,
произошедшие в общественной жизни России. Новые ценности и приоритеты требовали
пересмотра всей системы образования, согласования ее с реалиями нового времени.
Очень скоро оказалось, что реформа системы образования в России не может быть
ограничено по частям, косметические изменения (в виде частичного обновления
содержания учебного материала, изменения в план и т. д.), но требует изменения
действительно системными, которые касаются философии и методологии весь
образовательный процесс. Так возникли и стали постепенно набирать силу научные
исследования, направленные на создание в России инновационной
личностно-ориентированной системы образования. На нынешнем этапе образование рассматривается как наиболее важный фактор
формирования личности как индивидуальности. Поэтому большое внимание уделяется
личностно-ориентированному обучению, связанному не только с изменением
содержания, но и с функцией современного образования, развитием новых
технологий. Ориентированная на личность технология предполагает максимальную опору
на субъективный опыт каждого ребенка, его анализ, сравнение, выбор оптимального
содержания этого опыта. Таким образом, личностно-ориентированное образование — это образование,
обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, основанное на
выявлении его индивидуальных особенностей. Ориентированный на ученика методологический подход ориентирован в рамках
образовательной деятельности, что позволяет посредством поддержки системы
взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать
процессы самопознания, самообразования и реализации личности ребенка, развития
его личности.
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) —
это обучение, которое ставит на первый план личность ребенка, его самооценку,
субъективность процесса обучения.
Личностно-ориентированное образование — это
образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика,
основанное на выявлении его индивидуальных особенностей.
Цель образования, центрированной на
личности "заложить механизмы самореализации, саморазвития, адаптации,
саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для разработки
персонального имиджа, посещения"[1].
Функции личностно-ориентированного
образования:
гуманитарная, суть, заключающаяся в
признании самооценки человека и обеспечении его физического и морального
здоровья, осознании смысла жизни и активного положения в нем, личной свободы и
возможности максимально реализовать свой потенциал.
Культурное (культурное образование), целью
которого является сохранение, передача, воспроизведение и развитие культуры
воспитательными средствами. [1] Гладнева, С.Г. Актуальные вопросы
реализации стандарта второго поколения. «Перспективная начальная школа»:
Материалы участника личностно-ориентированного модуля. ФГОС / С.Г. Гладнева. —
М.: Академкнига / Учебник, 2014. — 354 c.