Педагогика Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Личностно-ориентированный подход как методологическая основа педагогических исследований

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Научное обоснование личностно-ориентированного подхода как методологической основы педагогических исследований 5
1.1.Основные понятия и структура личностно-ориентированного подхода 5
1.2Личностно-ориентированный подход как фундамент новой парадигмы образования 8
1.3 Описание научных школ личностно-ориентированного подхода 12
Глава 2. Реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе 21
2.1 Содержание работы лаборатории личностно-ориентированного подхода в педагогике (под руководством профессора Серикова В.В.). 21
2.2 Реализация личностно-ориентированных технологий в педагогическом процессе 22
Заключение 31
Список использованной литературы 33

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Личность – одно из центральных понятий в психологии, которое непрерывно изучается многими науками. Несмотря на длительность данного процесса, ученые до сих пор по-разному определяют суть данного понятия.
В латинском языке термин «личность» обозначается словом «persona», что в переводе с итальянского значит «театральная маска». Позднее так стали называть самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в обществе, надеваемую для определенных ситуаций.
Традиционно личность определяют, как человека – субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. В структуре личности изучаются все психологические характеристики человека и все особенности организма с точки зрения физиологии. В психологии принято подчеркивать именно общественный характер личности – ее возникновение и развитие возможно только благодаря жизни человека в обществе.
По мнению Б. Ф. Ломова, «психические явления формируются, развиваются и проявляются в деятельности и общении, но принадлежат они не деятельности и общению, а их субъекту – общественному индивиду, личности. Ни деятельность, ни общение сами по себе никакими психическими качествами не обладают, да и сами по себе они не существуют. Но этими качествами обладает личность. Таким образом, и проблема общения, и проблема деятельности «замыкаются» на проблеме личности» [19, с.54].
Целью работы является охарактеризовать личностно-ориентированный подход как методологическую основу педагогических исследований.
Предмет исследования: личностно-ориентированный подход как методологическая основа педагогических исследований.
Объект исследования: методология педагогических исследований.
Задачи:
— раскрыть основные понятия и структуру личностно-ориентированного подхода;
— охарактеризовать личностно-ориентированный подход как фундамент новой парадигмы образования;
— дать описание научных школ личностно-ориентированного подхода и обобщить опыт работы лаборатории личностно-ориентированного подхода в педагогике (под руководством профессора Серикова В.В.);
— описать реализацию личностно-ориентированных технологий в педагогическом процессе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В итоге мы можем сделать вывод, что для успешной организации учителем учебных занятий, познавательной деятельности школьников, необходимо учитывать психолого-физиологические особенности детей, духовно-нравственный потенциал ребёнка, поскольку именно в эти годы закладывается основа для последующего развития личности, формируются идеалы, собственная позиция и интерес к дальнейшему обучению. Насколько это будет правильное формирование, зависит от характера деятельности педагога и учебных заведений, которые посещает ребёнок.
Личностно- ориентированное обучение предполагает создание таких условий на уроке для ученика, которые позволяют ему обучаться без боязни получения плохой отметки, потому что свобода выбора уровня обучения позволяет ему найти посильный уровень обучения, позволяет учесть все его индивидуальные особенности.
Чтобы обеспечить условия для осуществления личностно- ориентированного обучения учащихся начальных классов, необходимо создать эффективно действующий механизм «мягкого», ненасильственного управления на всех уровнях образовательного пространства.
Смысловое и содержательное значение данного механизма состоит в обеспечении гарантий качественного образования и условий для самоопределения и самореализации личности; расширении участия общества в управлении образованием; создании правовой и экономической основы полноценного функционирования и развития образовательных учреждений в соответствии с государственной политикой, зафиксированной в Законах «Об образовании», «О Языках», Государственных программах «Образование» и «Комплексной программой воспитания в образовательных учреждениях Казахстана», в концепциях типа «Этнокультурного образования» и др.
Однако, в практике работы наших учителей, несмотря на требования времени, значительно укоренился традиционный способ преподавания, который предполагает преимущественно объяснительно- иллюстративные методы обучения. Учителя, делающие попытки внедрить программированное или проблемное обучение большей частью фрагментарно и основная причина этих неудач — мелкая структура учебного процесса, поверхностное изучение теоретических основ личностно- ориентированного обучения .
Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно- ориентированного обучения. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека, способного влиять на собственную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими достижениями.
В связи с этим, обращение к теме личностно-ориентированного обучения очень актуально, так как тема требует самостоятельного осмысления теории и практики личностно- ориентированного обучения, где особое место занимает индивидуальный подход к учащимся.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Научное обоснование личностно-ориентированного подхода как методологической основы педагогических исследований
1.1. Основные понятия и структура личностно-ориентированного подхода

Личностно-ориентированный подход – это методо¬логическая ориентация в педагогической деятельности, по¬зволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддер¬живать процессы самопознания, самостроительства и само¬реализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности [5, с.65].
Во-первых, личнос¬тно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов.
Во-вторых, при использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формиро¬вания у детей социально типичных свойств, а для развития в каждом из них уникальных личностных качеств.
В-третьих, применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками. [16, с.43].
Личностно-ориентированный подход складывается из трех составляющих, включающих в себя основные понятия, принципы, методы и приемы ЛОП-а.
Первая составляющая личностно ориентированного подхода:
— индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;
— личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;
— самоактуализированная личность-человек осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;
-самовыражение – процесс и результат развития, и проявление индивидом присущих ему качеств и способностей;
-субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
-субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектами обладающие активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
— Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
-выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
-педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в учебе, жизненным и профессиональным продвижением.
Вторая составляющая – исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания обучающихся, т.е. принципы [18, с.112].
— Принцип самоактуализации.
В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей.
— Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения.
— Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными качествами и полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений.
— Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы ученик жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
— Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности школьника.
— Принцип доверия и поддержки. Решительный отказ от идеологии и практики социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру учебно-воспитательного процесса. Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю.
Третья составляющая – это технологический арсенал личностно- ориентированного подхода, то есть, методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
— диалогичность;
— деятельностно – творческий характер;
— направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
— представление обучающемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора.
Задачей педагога, работающего с ребенком методами педагогической поддержки, является нахождение такого типа отношений, при котором ребенок, с одной стороны, остается в ответственной позиции по отношению к своим проблемам, а с другой – может получить поддержку педагога, когда собственных усилий уже недостаточно. Причем поддержка осуществляется не как одолжение взрослого, а как заинтересованное взаимодействие партнеров – взрослого и ребенка, добровольно и заинтересованно объединивших свои усилия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы