Курсовая теория Педагогика/Психология Олигофренопедагогика

Курсовая теория на тему Личностное самоопределение учащихся с умственной отсталостью.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
1. Теоретические основы изучения личностного самоопределения учащихся с умственной отсталостью 4
1.1 Подходы к пониманию личности в психологии 4
1.2 Представления ученых о феномене «личностное самоопределение» 4
2. Исследование личностного самоопределения учащихся с умственной отсталостью 4
Список литературы 4

  

Введение:

 

В качестве завершающего этапа целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, рассматривается социализация, которая позволяет данным лицам максимально эффективно включиться в жизнедеятельность социума. С данной точки зрения, самоопределение следует интерпретировать как условно автономную стадию социализации, смысл которой состоит в образовании у индивида понимания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельному функционированию на базе соотнесения своих желаний, имеющихся характеристик, потенциала и требований, которые к человеку выдвигаются окружающими людьми и социумом. Это подразумевает наличие определенной степени сформированности самосознания.
В роли основных факторов самоопределения выдвигаются самодетерминация, активность, осознанное стремление занять конкретное положение в социуме. Формирование у учащегося позиции «Я и общество» представляет собой детерминирующий момент в социальном формировании личности. Психологическая готовность к самоопределению, подразумевающая определенный уровень развития самосознания, сформированность морально-нравственных установок, ценностных ориентаций и временной перспективы развивается к раннему юношескому возрасту.
Непосредственно личностный уровень функционирования, а также взаимодействие личности и социума осуществляется в сфере смыслов и ценностей. Б. В. Зейгарник и Б. С. Братусь дифференцируют ряд функций смысловых образований: формирование эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны [17]. Присутствие интереса к смыслу жизни и его активное обсуждение, с точки зрения М. Р. Гинзбурга, указывают на активно реализующийся процесс самоопределения; их отсутствие – о нарушениях в данном процессе [13].
С феноменом «личностное самоопределение» можно соотнести феномен становления «психосоциальной идентичности» (Э. Эриксон). Молодой человек устанавливает нормы для анализа собственного поведения и поведения других людей, оценивает собственную компетентность. Переоценка затрагивает также физические данные, социальное положение, эмоционально-личностные характеристики. Установление жизненной перспективы непосредственно соотносится с процессом профессионального самоопределения. Вопрос определения профессиональных предпочтений представляет собой главный вопрос для молодых людей в ходе выбора ими собственного жизненного пути [32].
Умственная отсталость – выраженная недостаточность интеллекта – представляет собой состояние, значительно осложняющее адекватную социальную жизнедеятельность человека. Как правило, умственная отсталость имеет под собой органическую основу в виде поражений различных отделов головного мозга, обусловленных различными факторами.
Органические поражения центральной нервной системы являются источником отрицательного воздействия на становление когнитивных процессов и интеллектуальной деятельности, провоцируют развитие нарушений саморегуляции, нарушают развитие характера, личности, систем межличностных отношений и социальных связей. Соответственно, вторичные нарушения, которые возникают по причине первичного дефекта биологического происхождения, становятся причиной определенных социальных последствий – «социального вывиха». «Социальный вывих», согласно Л. С. Выготскому, – это неспособность человека реализовывать в обществе социальные роли, посильные для здоровых людей. Эффективность включения в общество во многом задается степенью социального развития человека с ограниченными возможностями здоровья [10].
Уровень социализации умственно отсталого определяется, с одной стороны, степенью его интеллектуальной недостаточности, а с другой – теми социокультурными условиями, в которых он развивается.
Проблема формирования самосознания, самоопределения и самоактуализации у детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью изучена в недостаточной степени.
Цель исследования: исследование особенностей личностного самоопределения учащихся с умственной отсталостью
Объектом исследования является личностное самоопределение учащихся с умственной отсталостью.
Предметом исследования являются особенности личностного самоопределения учащихся с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть представления о понятии «личность» в психологии;
2. Проанализировать существующие подходы к пониманию личностного самоопределения;
3. Изучить существующие представления о специфике личностного самоопределения учащихся с умственной отсталостью;
4. Провести опытно-эмпирическое исследование особенностей процесса личностного самоопределения учащихся с умственной отсталостью.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученных данных, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, по результатам анализа пяти методик можно сделать следующие выводы по исследованию. Анализируя данные можно констатировать, что 7 человек высоко оценили себя, что не соответствует объективной реальности и можно говорить о том, что их самооценка неадекватно завышена, они склонны переоценивать себя, свои личностные характеристики и возможности. (Человеку вообще свойственно к себе относится с большой симпатией, и думать о себе хорошо. И в этом нет отличия умственно отсталого от нормотипичного ребенка. Пожалуйста сделайте другой вывод). У одного испытуемого адекватная оценка себя в системе «я-ученик», но высокая оценка характеристик качеств человека, что не соответствует объективной реальности. Выделилась группа детей (5 человек), у которых низкая оценка себя в системе «я-ученик», из них, высокую оценку своих личностных качеств имеют 4 человека, низкую – 1 человек. Также у 1-ого обучающегося была выявлена заниженная оценка себя, но неадекватно завышенная оценка своих личностных качеств. Таким образом, у обучающихся была выявлена неадекватно завышенная и неадекватно заниженная самооценки. Заметим, что испытуемые неадекватно оценивают себя в системе «я-ученик» и можно говорить о их неуверенности в себе в учебной деятельности, нарушении межличностного взаимодействия. Стоит отметить, что большинство испытуемых неадекватно завышено оценивают свои личностные качества, что говорит о плохом (что значит плохом, недостаточном ) понимании этих качеств и оценки их наличия у себя. Эти данные говорят нам о не критичности испытуемых к себе, неспособности адекватно оценить свои возможности и способности, то есть о недостаточно развитом самосознании и самопредставлении себя как личности. Таким образом, для дальнейшего правильного (разве мы можем сказать правильно развитие? Может быть лучше гармоничного, или найдите другое слово) развития личности обучающихся требуется проведение коррекционной работы, направленной на совершенствование адекватности самооценки детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы изучения личностного самоопределения учащихся с умственной отсталостью
1.1 Подходы к пониманию личности в психологии

В психологии личность до сих пор является главным объектом исследования, понятию «личность» посвящен большой раздел общей психологии, который носит название «психология личности». На сегодняшний день, понятие личности, ее основные характеристики и свойства привлекают все большее внимание профессиональных психологов и даже простых людей.
Существуют разные подходы к изучению человека, которые по-разному интерпретируют непосредственно само определение «личность».
Как объект исследования личность уникальна по своей сложности. Сложность эта состоит, в первую очередь, в том, что в личности интегрированы различные аспекты существования определенного человека – от его физического существования до духовного – как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества.
Компонентами психологической структуры личности выступают ее психологические характеристики и специфические черты, как правило, обозначаемые «чертами личности». Их очень много. Но все это труднообозримое количество характеристик личности психологи стараются условно уместить в определенное число подструктур.
Низшим уровнем организации личности можно считать биологическую подструктуру, объединяющую внутри себя возрастные, гендерные характеристики психики, врожденные свойства, например, тип нервной системы и темперамент.
Следующая подструктура содержит в себе индивидуальные характеристики психических процессов человека, т. е. индивидуальные особенности функционирования памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, обусловленные как врожденными предпосылками, так и прижизненной тренировкой, развитием, совершенствованием данных свойств.
Следующим уровнем личности можно считать индивидуальный социальный опыт, в который включаются приобретенные человеком в процессе жизнедеятельности знания, навыки, умения и привычки. Образование данного уровня происходит в основном в ходе обучения и имеет социальную обусловленность. Высшим уровнем личности выступает ее направленность, содержащая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки [4].
Основы психологических исследований личности в отечественной психологии были заложены в дореволюционной России А. Ф. Лазурским, В. М. Бехтеревым и М. Я. Басовым. Среди работ по теории личности в СССР в психологии выделяются работы В. С. Мерлина, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой, А. В. Петровского, В. А. Петровского и К. К. Платонова. Согласно концепциям представителей отечественной психологии, становление личности происходит в ходе воспитания и социализации.
Первым на особенности взаимовлияния личности и деятельностью обратил внимание Л. С. Выготский в рамках культурно-исторической парадигмы. Он применил общеисторическое правило в исследовании этапов возрастного развития и установил, что действие можно считать единицей анализа в развитии детской психики [14].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы