Курсовая теория на тему «Лариса Рейснер: судьба женщины в журналистике»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ РЕЙСНЕР
ЛАРИСЫ МИХАЙЛОВНЫ: КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ.. 4
1.1. Начало жизни. 4
1.2. Революция и Гражданская война. 7
1.3. Жизнь после Гражданской войны.. 9
1.4. Смерть. 11
ГЛАВА 2. РЕВОЛЮЦИОННАЯ И
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЙСНЕР ЛАРИСЫ МИХАЙЛОВНЫ.. 13
2.1. Начало творческого пути. 13
2.2. Журналистское творчество. 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 25
Введение:
В связи с этим актуальны
и дальнейшие исследования в области публицистики как таковой и, в частности,
истории публицистики в нашей стране. И здесь особое место занимает творчество Ларисы
Михайловны Рейснер. Хотя ее личность и биография стали темой многих работ, тем
не менее ее творческое наследие во многом еще остается «вне поля зрения
исследователей…» [39]. В то же время, на наш взгляд, оно достаточно актуально
для сегодняшнего времени, так как Лариса Рейснер проявила себя как подлинный и
яркий журналист-публицист, глубоко вникающий в события своего времени,
внимательно анализирующий значимые общественно-политические вопросы. Не
случайно исследователи отмечают наличие последователей у Л. М. Рейснер, среди
которых называют, например, М. Шкапскую и О. Эрберга [39]. И в наше время
журналисты, так или иначе обращающиеся к публицистическим жанрам, могут многое
почерпнуть для себя, изучая стиль, тематику, художественные приемы, характерные
для очерков Л. М. Рейснер. Все это, на наш взгляд, делает заявленную в
исследовании тему достаточно актуальной.
Цель
исследования – изучение жизненного пути Ларисы Михайловны
Рейснер в журналистике.
Задачи
исследования:
— рассмотреть этапы
биографии творчества Ларисы Михайловны Рейснер;
— проанализировать революционную
и публицистическую деятельность автора;
— раскрыть идейные
установки и стилевую специфику публицистики Рейснер Л. М.
Заключение:
Завершая
исследование, посвященное Ларисе Рейснер, мы пришли к следующим выводам:
1.
Лариса Рейснер является ярким журналистом-публицистом, очерки которой создают у
читателя выразительные и проникнутые авторским началом картины жизни времен
революции. Все современники и последующие исследователи жизни и творчества
Ларисы Рейснер отмечали многогранность и цельность ее личности и биографии,
четкость мировоззренческих установок, что прямо отразилось в ее публицистике.
2.
Мировоззрение Ларисы Рейснер проникнуто идеей революции, и через эту призму ею
воспринимается все происходящее и даются оценки. В то же время она понимала
революцию не как полное отрицание всего прошлого, в том числе, старой культуры,
а во многом как преемственность, хотя при этом нравственные и культурные
образцы прошлого по-новому переосмысляются. Отсюда вытекает выраженная
поэтизация революции в ее очерках, акцентирование ее героической красоты и
романтики, отрицание «серых будней».
3.
Соответственно, революция является одной из ее главных тем, особенно в
сборниках «Фронт» и «Гамбург на баррикадах». В рамках этой обширной темы можно
выделить ряд под-тем: проявление в рядовых, на первый взгляд, людях силы духа и
характера; тема братства (людей, народов), тема «случайных искупительных
жертв». Остальные темы («восточная» тема в сборнике «Афганистан», тема труда в
сборнике «Уголь, железо и живые люди») также, как правило, преломляются через призму
идеи революционного преобразования мира. Но в то же время Лариса Рейснер часто
предстает как автор размышляющий, думающий и не стремящийся давать
прямолинейные оценки (например, в сборнике «Афганистан»).
4.
Публицистический стиль Ларисы Рейснер отличается рядом специфических черт. Это,
во-первых, чрезвычайная и иногда даже чрезмерная насыщенность ее прозы
образами, использование в большом объеме практически всех средств художественной
выразительности. В наибольшей степени это характерно для первых сборников
очерков; далее ее стиль несколько меняется и становится более строгим, когда
она начинает умело сочетать фактическую (документальную) и художественную
ценность. Во-вторых, это ярко проявленная авторская позиция, выражение личного
мнения и даже сиюминутных впечатлений, что часто роднит ее очерки с
литературными эссе. Лариса Рейснер, с одной стороны, в своих очерках использует
точные факты, ничего не искажая, но, с другой стороны, интерпретирует эти факты
по-своему, через призму собственного мнения и даже настроения. Она воспринимает
окружающий мир скорее глазами поэта, художника, чем журналиста. В-третьих, в
очерках Ларисы Рейснер акцент, как правило, делается на людях, их биографиях,
их роли и месте в жизни и, в том числе, в революции. Поэтому ее работы насыщены
яркими портретными характеристиками со множеством выразительных деталей.
В
целом же можно резюмировать: Лариса Михайловна Рейснер оставила не очень
большое творческое наследие, но отличающееся ярким своеобразием, художественной
и документальной ценностью. Поэтому оно не только актуально с исторической или биографической
точек зрения, но и представляет большой интерес для сегодняшних публицистов как
школа мастерства и с этих позиций нуждается в дальнейшем изучении.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ РЕЙСНЕР ЛАРИСЫ МИХАЙЛОВНЫ: КРАТКАЯ
БИОГРАФИЯ 1.1.
Начало жизни
Лариса
Михайловна Рейснер – журналистка, поэтесса и писательница, российская
революционерка и дипломат (рисунок 1). Рисунок 1 – Лариса Михайловна Рейснер По
официальным данным, Лариса родилась 1 мая 1895 года в Петрограде. Однако в
действительности дата ее рождения приходится в ночь на 2-е число. То, что
Лариса Михайловна в дальнейшем предпочла указывать датой рождения 1 мая, должно
быть, имеет свои основания. 1 мая в Германии отмечается большой праздник –
Вальпургиева ночь, а Лариса имела немецкие (остзейские) корни [29]. «Остзейская
кровь ее отца удачно сочеталась в ней с польской кровью матери, наследие старой
немецкой культуры ряда поколений строгих юристов с пылкостью страстной Польши»
[32]. Неспроста Ларису Рейснер называли «Валькирией революции» [5].
Лариса Рейснер родилась в
семье из рода остзейских баронов фон Рейснер. Матерью Ларисы была Екатерина
Александровна, женщина из известного дворянского рода, учительница. Отцом –
Михаил Андреевич Рейснер – ученый-юрист, профессор права, публицист,
социопсихолог и