История изобразительного искусства Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Ландшафтное искусство Японии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. История возникновения ландшафтного искусства Японии 5

1.1. Возникновение японского сада 5

1.2. История Японского садового искусства 13

Глава 2. Японский стиль ландшафта 27

2.1. Особенности стиля японского ландшафта 27

2.2. Типы японских садов 34

2.3. Базовые элементы японского ландшафтного дизайна 41

Заключение 48

Список литературы 50

  

Введение:

 

Искусство японского сада хорошо известно во всем мире. В его ос-нове многовековое искусство организации пространства, в котором задей-ствованы три ключевых элемента: природа, архитектура и человек.

Японцы являлись нацией воинов, но при этом в свободное от воен-ных походов время они любили созерцать природу, оставаясь с ней наедине, соблюдая единство. Отчасти, именно этим обязано появление культуры ландшафтного дизайна Японии.

Одной из важных особенностей культурного развития современной Японии является сохранение художественных традиций, зародившихся много веков назад. Это связано со спецификой исторических условий са-мой страны, где период феодализма был чрезвычайно растянут во време-ни и во многих своих проявлениях сохранялся до XIX века. Преемственно-сти традиций в области культуры способствовала проводившаяся на про-тяжении двух с половиной столетий политика строгой изоляции, завер-шившаяся в Японии только в середине прошлого века.

Японская культура включила в себя и представления о природе инь и ян – мужском и женском начале бытия, активном и пассивном началах, а также убеждение о устойчивости изменений. Единение инь и ян образует гармонию. Со временем все эти принципы воплотились в структуре распо-ложения предметов японского сада.

Природа и гармоничное сосуществование в ней человека относятся к национальным традициям японской культуры. Поэтому то, что было бы удивительным для европейских и западных стран, относится к ежедневно-му творчеству японских мастеров. И совершенно не удивительно форми-рование понятия сад в комплексном понимании развития национального искусства. С чем связана особенность и популярность японского ланд-шафтного искусства и ее популярность в современном мире занимает зна-чительное место среди дизайнеров и является актуальностью данного ис-следования.

Цель исследования: изучение ландшафтного искусства Японии.

Задачи:

1. Изучить историю ландшафтного искусства Японии;

2. Обозначить особенности стиля японского ландшафта;

3. Определить типы японских садов;

3. Выявить базовые условия японского ландшафтного дизайна.

Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Японский сад является олицетворением японского национального характера, без понимания особенностей которого восприятие этого вида садово-паркового искусства будет неполным. Кроме того, японский сад – это отражение уникальной природы Японии, которая очень живописна. Холмы, горы, заливы и водопады – все это причудливо переплелось в ландшафтах удивительной страны, долгое время закрытой от европейцев, и воплощено в ландшафтном дизайне сада, выполненном в японском сти-ле.

Японское садоводческое искусство развивалось более тысячи лет, а изолированность страны от внешнего мира определила его исключитель-ную самобытность и самобытность. Основные черты японского характера – склонность к созерцательности, сосредоточение внимания не на внешней форме вещей, а на их внутренней сути, глубокий символизм японской культуры в сочетании с минимализмом – все это гармонично воплощено в проекте японского сада.

Дизайн сада в Японии результат работы мастеров и продукт интел-лектуального труда. Японский садовник ученик Природы и, создавая ландшафт, следует ее законам. Даже самый крошечный японский сад — это реплика окружающей природы, философское осмысление среды, ти-пичной для той или иной местности. В нем нет ничего случайного, ни од-ной бессмысленной детали: каждый камень, фонарь или пенек является символом определенного понятия и «отвечает» за удачу, здоровье, мате-риальное благополучие.

В основе многих направлений проектирования японского сада лежит определенная идея. Существуют сады времен года, камней, воды. Но это вовсе не означает, что в таких садах есть место лишь для названных эле-ментов – они просто являются главными и занимают в ландшафтном ди-зайне центральную позицию. К примеру, в саду времен года может быть одно большое дерево, которое будет стоять на пригорке; в саду воды в центре композиции из иных элементов будет находиться водоем.

В настоящее время искусство создания садов в Японии находится в периоде своего расцвета, на пике своего развития. Вдохновленные приро-дой страны, мастера садово-паркового искусства создают удивительные композиции, сочетающие в себе не только требования эстетики, но и тре-бования религии. Это мастерство передавалось из поколения в поколение, и сегодня можно наблюдать результаты интеграции современных возмож-ностей и многовековых традиций, воплощенных в работах ландшафтных дизайнеров.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. История возникновения ландшафтного искусства Япо-нии

1.1. Возникновение японского сада

Генетические корни японского сада с его формализованными компо-нентами и приемами композиции восходят к древним «доархитектурным» формам. Они восходят к тому периоду истории Японии, который можно было бы назвать первым этапом культурного развития этой цивилизации, связанного с поклонением силам природы. Именно тогда в древней Япо-нии сформировалась религиозная система «синто» — «путь богов», кото-рая впоследствии определила не только принципы формирования садово-паркового искусства, но и многие особенности японской культуры. В древнем синтоизме не было визуально воспринимаемых символов божеств, они отождествлялись с конкретными предметами или природными явлени-ями. Обожествление всего окружающего мира выражалось в утверждении: божество нельзя увидеть, но его можно ощутить, переживая красоту при-роды и ее ритм, можно приобщиться к божеству и, созерцая, постичь ис-тину.

Суровые условия жизни на островах (ураганы, цунами, горные об-валы, землетрясения, наводнения) внушали древним японцам чувство об-реченности и бессилия человека перед стихией, а также благоговение перед природой. Люди поклонялись горам, деревьям, солнцу, источникам, а также животным. На этом основана древнейшая религия японцев — синто-изм, обожествлявший как живые, так и неодушевленные природные объек-ты. Синтоизм стал основой мировоззрения японцев.

В синтоизме, божества отождествлялись с явлениями природы, кото-рые считались вместилищами их сил и существа. Древние японцы полага-ли, что божество нельзя увидеть, однако его проявления отражаются во всем вокруг. Созерцание красоты и ритма окружающей природы поможет осознать и приблизится к гармонии божественного мира, пронизывающего материальный мир. «Моно-но-кэ» — это то единение, та гармония боже-ственного и видимого мира, которая являлась предметом поклонения древней Японии. Первым воплощением моно-но-кэ был камень, который, согласно верованиям синтоизма, был вместилищем божественного духа, так сказать оболочкой божества. Почитание камня стало одним из самых важных этапов осознания настоящей действительности. Места поклонения созидались таким образом: собственно оболочка божества – камень поме-щался в засыпанное галькой пространство и огораживался веревками. Благодаря такой конструкции, предмет поклонения оказывался не отделим от окружающей природы, и оставался с ней единым целым. И по сей день в композиции японского сада сохраняется различие камней, символизиру-ющих мужское и женское начало.

Истоки традиций национального садово-паркового искусства Японии восходят к глубокой древности. С древних времен японцы считали, что окружающий их мир населен множеством божеств ками, живущих повсю-ду: в огромных валунах, старых деревьях, горах, водопадах, реках, озе-рах, колодцах, они населяют окружающий мир: камни, воду, цветы , жи-вотные и другие. Уже в те времена существовал обычай обносить деревья специальной оградой — так создавалось сакральное пространство для общения с богами. То же самое делали и с камнями: большой природный камень или скалу, обычно располагавшуюся высоко в горах, окружали более мелкими камнями. Такие священные камни или скалы, предметы ре-лигиозного культа, назывались ивакура, а священное место вокруг них — ивасака. Все японцы (не люди вообще, а только японцы) происходят от божественных существ и присоединяются к ним после смерти. У каждой японской семьи есть свой прародитель. Связующим звеном между боже-ствами и простыми людьми является император Японии — микадо. Он яв-ляется прямым потомком богини солнца Аматэрасу. И до сих пор в каж-дом японском доме есть семейный алтарь, где воздают почести ками, им-ператору и душам усопших.

Самые древние постройки, относящиеся к неолиту, находят на севере Японии. Самая известная из них – алтарь в местечке Ою. Он был возведен примерно в 2000 году до н.э. Алтарь представляет собой круг диаметром 46,5 метров, выложенный из огромных камней, а в центре вертикально установлен самый огромный. Предполагают, что этот древний алтарь был посвящен Солнцу.

Первые японские святилища располагались под открытым небом, да и не нужно было никаких построек, потому что божественной являлась са-ма природа. Найдены древние места поклонения и ритуальных действий, которые представляют собой просто площадки, огороженные низким за-борчиком из глиняных столбиков. В центре мог стоять камень (хецу-ивакура), который перевязывали соломенной веревкой. Возвышение с та-кими священными камнями называлось ивасака. Местом поклонения могло быть и пустое прямоугольно пространство, огороженное и засыпанное галькой, — сики.

Японская поэзия пронизана любовью к природе, преклонением пе-ред величием рек, восхищением облаками и озерными туманами. Она вос-певает цветы ириса и вишни, полет диких гусей, в ней слышится голос оке-ана, звучат музыка дождевых капель и шум водопадов. Она носит отпеча-ток поэзии Южного Китая эпохи Тан, в которой идеалы буддизма слива-лись с поклонением природе.

Хорошо известна японская сказка о девушке, которая однажды утром пришла за водой к колодцу и увидела, что вокруг веревки с ведром обвился стебелек повилики. Она не стала набирать воду из колодца, чтобы не повредить растения. Есть подобная же история о пилигриме, который перестал звонить в свой колокольчик, чтобы не потревожить лепестков цветущей сливы.

Японский сад, отличающийся совершенством, сад, в похвалу кото-рому так много написано европейцами, уходит своими корнями в индий-скую почву [2].

В VI-VII вв. между Индией и Китаем установились оживленные связи через северо-западные горные перевалы. Путешественники, паломники и торговцы несли индийское искусство и религию в Китай и Корею.

Принципы организации японского сада были разработаны в Японии в VIII-XVIII веках. Японский сад символизирует совершенный мир земной природы, а иногда выступает олицетворением Вселенной. Характерными элементами его композиции являются искусственные горы и холмы, остро-ва, ручьи и водопады, дорожки и участки песка или гравия, украшенные камнями необычных очертаний. Пейзаж сада формируется с помощью де-ревьев, камней, кустарников, бамбука, злаков, красиво цветущих травяни-стых растений, а также мха. На территории сада могут также размещаться каменные фонари, беседки, чайные домики.

В старинных японских садах не было газонов, вместо них была плотно утрамбованная земля, которую часто покрывали песком или гра-вием, расчерченным бонсай бороздами, иногда в виде сложных узоров. Для ходьбы использовали плоские камни, образующие дорожки. Главное архитектурное сооружение – жилой дом, храм – находилось в центре сада. Композиция ландшафтного дизайна сада строилась таким образом, чтобы из главного сооружения открывались живописные виды.

Деревья и кустарники подбирались по контрастности расцветки ли-стьев и цветов, предпочтение отдавалось вечнозеленым растениям. Сакура, персиковые деревья высаживались с тем, чтобы можно было любоваться ими во время весеннего цветения, клен – для любования красочным вели-колепием пурпурной листвы осенью. Нередко поблизости от дома выса-живали банановые деревья специально для того, чтобы во время дождя слушать «музыку капель» и дополнять зрительные впечатления слуховы-ми. Японцы отражают огромную природу в небольшом саду. Оригиналь-ность и сущность японской культуры кроется именно здесь. Родиной япон-ской садовой культуры по праву считается город Кашихара [3].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы