Курсовая теория на тему Культурно-речевая среда в контексте социальной стратификации. (Социология)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие социальной стратификации 5
1.1. Социальная стратификация 5
1.2. Исторические типы стратификации 7
1.3. Социальная мобильность 9
Глава 2. Культурно-речевая среда в социальной стратификации 12
2.1. Культурно-речевая стратификация 12
2.2. Социальная структуризация в культурно-речевой среде 16
Заключение 23
Список литературы 25
Введение:
Актуальность темы. В условиях развитию социально-экономических, этнополитических, мировоззренчески-духовных основ российского государства, поиска оптимальных моделей трансформации и развития российского общества особое значение приобретают ментально-психологические, мировоззренческие, ценностно-нормативные и другие духовные предпосылки его функционирования. Ключевым вопросом, что позволяет комплексно, системно рассмотреть эти факторы проблема культуры, что и определяет актуальность данного исследования.
Социальный мир влияет на индивида не только из-за действий реально существующих людей, говорящих, общаются, показывают пример или убеждают, но и через невидимые способы действий и объекты, созданные людьми в мире, который человека окружает. Продиктованы формы социального взаимодействия: обычаи и схемы, сценарии, игры, ритуалы, культурные формы, существуют искусственно созданные объекты. А это значит, что в конечном итоге при исследовании человеческого общества изучения окружающей культурной среды является неотъемлемой и обязательной частью научного, в частности, этнополитические исследования. Поэтому раскрытие роли и места культуры в современной жизни путем анализа ее взаимоотношений с другими общественными феноменами достаточно плодотворным и перспективным.
В свою очередь, такие проблемы как «культура и общество», «культура и этнос», «культура и государство», «культура и политика» требуют тщательного рассмотрения их глубинную взаимосвязь и взаимодополнение, причем комплексно, в рамках специального исследования, для выявления сущностных признаков этих феноменов, безусловно, позволит эффективнее использовать их положительные неисчерпаемые возможности, пока неистребованный потенциал.
Объектом исследования выступает общество, рассматривается в широком смысле слова, как связанная с человеческой деятельностью реальность в контексте культуры и речи.
Предметом исследования является анализ культурно-речевых (этнополитических) предпосылок существования общества.
Цель исследования является всесторонний комплексный социологический теоретический анализ культуры языковой стратификации в российском обществе.
Реализация цели потребовала решения следующих задач:
— Социальная стратификация.
— Исторические типы стратификации.
— Социальная мобильность.
— Культурно-речевая стратификация.
— Социальная структуризация в культурно-речевой среде.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.
Заключение:
И, наоборот, слои населения, процветают и укрепляются, остро потребуют добавить к материальному благополучию еще и соответствующую долю социальной уважения и признания, ценностного подтверждения легитимности своего существования. Это носители социально-экономической компетентности, им известны правила, по которым производится распределение и обмен ограниченных ресурсов, они способны удовлетворять свои разнообразные потребности. Различия в одежде, стиле жизни указывают на социальную дистанцию от других общностей. Однако удовлетворение их ценностных притязаний возможно при условии утверждения ценностно-нормативных представлений, которые, очевидно, заходят в конфликт с предыдущими, носителями которых являются слабеющих элементы социальной структуры.
Неоднородна и та категория населения, которой удается поддерживать свой социальный и материальный статусы. Часть ее, вероятно, заинтересована в сохранении нынешнего положения, поскольку главным источником ее доходов является эксплуатация воспроизводимых кризисной ситуацией возможностей владеть ресурсами и обменивать их. Активно конструируя параллельные официальным системы хозяйствования и обращения благ, они конкурируют с рыночными и государственными структурами, неизбежно заходят в конфронтацию с ними, но не менее часто, очевидно, приходят с ними соглашения о разделе сфер влияния, пропорции распределения прибыли и привилегий. Другая часть упомянутой категории вроде внутренне не склонна извлекать выгоду из кризисной ситуации, но вынуждена делать так, уступая давлению неблагоприятных обстоятельств.
Беспорядки и хаос, неуверенность в том, что касается определенного моделирования желаемого социального разделения, может быть следствием не структурированности социального целого. Однако тот же эффект наступает и в случае глубокой структурированности при наличии зон непроницаемости и непрозрачности. В России мы, безусловно, имеем дело с последним феноменом социальная ткань не сплошная, она имеет разрывы. Причем подобный характер разделения социального целого является и следствием общего кризиса, и предпосылкой ее дальнейшей консервации.
Благодаря действию различных факторов в массовом сознании складывается легкий для восприятия биполярный образ социальной структуры, зафиксирован различными оппозициями: «верхи низы», «сильные слабые», «те, что процветают, те, что беднеют», «компетентные в данных обстоятельствах некомпетентные при данных обстоятельствах», «те, что выигрывают те, что проигрывают». Происходит, таким образом, противоречивая социальная структурация и стратификация посткоммунистического общества. Наиболее компетентные и активные сменили профессию, нашли дополнительную работу, стараются не допустить снижения уровня жизни. Другие все еще надеются на помощь, защита, культивируя патерналистские настроения и ожидания, соответствующим образом голосуя на выборах в высшие органы власти. Среди факторов стратификации все более существенным становится способность и способность использовать имеющиеся возможности для повышения статуса, с успехом вести себя в нетрадиционных видах деятельности. Итак, на первых этапах преобразования государственно-социалистического общества посткоммунистическая модель структурации и стратификации напоминает скорее модель конфликтного типа, чем функционального.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие социальной стратификации
1.1. Социальная стратификация
Социология изучает социальную сферу общества, то есть его структуру – то, какие существуют устойчивые взаимоотношения между людьми и группами, как общество делится на слои и как осуществляются переходы из одного слоя в другой, какие нормы и ценности регламентируют поведение людей в данном обществе, а также то, как существующий порядок изменяется во времени в зависимости от различных условий.
В любом обществе существует социальное неравенство, то есть ситуация, когда разные группы обладают различным статусом и занимают неравное положение в обществе, в результате чего одни живут лучше и имеют доступ к дефицитным ресурсам, а другие – нет.
Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель значимой социальной группы (профессии, класса, гендера, возраста и пр.) [10].
Социальный статус связан с принадлежностью к определенной группе и может быть более престижным или менее престижным.
Мария Ивановна – профессор университета, а Анна Петровна – продавщица в магазине «Сельпо». Профессор – более высокий социальный статус, чем продавщица, поэтому можно сказать, что Мария Петровна занимает более высокое положение в обществе[4].
Для описания такой неравной структуры общества используется понятие социальной стратификации.
Социальная стратификация – система признаков социального неравенства; разделение общества на слои, представители которых различаются по своему социальному статусу.
Каждый слой в такой системе называется социальной стратой.
Социальная страта – большая группа людей, выделяемая на основе статусных признаков и отличающаяся от других стилем жизни, коллективной идентичностью, схожими социальными возможностями[8].
Возьмем две крайние страты – очень бедных и очень богатых. Очевидно, что они будут работать на разных работах, по-разному проводить свободное время, покупать различные продукты в разных магазинах. Дети в таких семьях изначально будут иметь разные возможности как минимум потому, что в страте богатых им будут посвящать больше времени и больше инвестировать в их развитие и образование.
Доход – не единственный критерий, на основании которого можно выстроить иерархию социальных слоев. Другими такими критериями могут быть владение собственностью, уровень образования, престиж профессии, доступ к власти, стиль жизни и др. Такие критерии называются критериями стратификации, статусными признаками или стратификационными переменными.
К критериям социальной стратификации относятся[5]:
— размер дохода,
— форма проведения досуга,
— доступ к власти,
— черты характера,
— политические убеждения,
— престиж профессии.
Таким образом, социальная стратификация – это один из способов социального разделения людей на определенные группы. В данном распределении, которое выстраивается иерархически, относительно социокультурных благ, показывается вся сущность социального расслоения.
При помощи этого в социальной системе появляется возможность для стимулирования одного вида деятельности, с терпимостью относиться к другому виду деятельности, а также подавить третий вид деятельности.