Курсовая теория на тему Культурно-обрядовые традиции как основа досуговой деятельности в Древней Руси синтез языческого и христианского начал
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ОБРАДОВЫХ ТРАДИЦИЙ 7
1.1 История традиций и обрядов в Древней Руси 7
1.2 Досуговая деятельность в Древней Руси — синтез языческого и христианского начал 21
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЯЗЫЧЕСКОГО И ХРИСТИАНСКОГО НАЧАЛ РУСИ 35
2.1 Русь языческая и христианская 35
2.2 Причины принятия христианства 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Введение:
Современный период в развитии отечественной исторической науки характеризуется стремлением ученых переосмыслить общественные явления и факты прошлого, чтобы оценить их как можно более объективно. Все более настоятельно подчеркивается необходимость изучения исторической реальности во всей ее сложности и многообразии с использованием методов, инструментов и результатов других наук, расширения проблематики научных исследований и обновления концептуальных основ. Особое значение придается культурному аспекту человеческой жизни. Культура, как никакая другая область, отражает динамику жизни человеческого сообщества во всей ее полноте, дает представление о понимании людьми определенного исторического периода, их роли в обществе и участии в крупных исторических событиях. Восприятие жизнедеятельности человека как культурно-исторического процесса ставит в центр внимания человека с его мыслями, чувствами, стремлениями, идеалами, убеждениями, деятельностью, формирующего свою собственную и общественную жизнь.
В связи с этим неудивительно, что в последние годы культурно-досуговая деятельность все чаще привлекает внимание ученых как одна из граней культурного процесса. Изучение исторических истоков не только служит для того, чтобы дать как можно более полную картину человеческого общества, но и имеет самостоятельное значение и дает возможность лучше понять современные проблемы, связанные с досугом людей.
Изучение культурно-досуговой деятельности в ее динамичном развитии способствует более глубокому проникновению в природу этого явления и помогает увидеть события современности как закономерный результат движения человеческого общества от низших форм к высшим. Исторический подход позволяет обнаружить в культурно-досуговой деятельности то общее, существенное, что присутствует во всех исторических периодах, и то особенное, специфическое, характерное для каждого периода.
В последнее время внимание российских ученых к проблемам истории социально-культурной деятельности возросло, появился ряд монографий и научных статей на эту тему. Большой интерес представляют работы Т.Г. Киселевой, Ю.А. Козлова, А.В. Козлова, А.В. Козлова, А.В. Козлова, А.В. Козлова, А.В. Козлова, А.В. Козлова и др. Никитина, Н. Н. Ярошенко, В.В. Туев, В.М. Рябков, Е.В. Литовкин, А.Ф. Воловик, Г. Г. Волощенко. Проблемы зарождения и развития русской народной художественной культуры и русских праздников как части этой культуры рассматриваются в работах Забелина М.И., Терещенко А.В., Пропп В. Я., Коринфский П.А., Стапанов Н.П., Снегирев И. И., Каргин А. С., Блинова Г.П.
Ведущий российский специалист по истории, археологии и культуре Древней Руси Б.А. Рыбаков по праву считается автором книг: «Ремесло Древней Руси» (1948), «Первые века русской истории» (1964), «Язычество древних славян» (1981), «Из истории культуры Древней Руси» (1984), «Язычество Древней Руси» (1987). В этих фундаментальных трудах ученого раскрыты истоки мировоззрения, рассмотрены мифы, верования, легенды, обычаи и обряды, дано социально-историческое описание первых этапов российской государственности, проанализированы особенности ремесел, культуры, искусства древнерусских городов. Досуг людей — это важнейшая часть их истории, отражающая мировоззрение, верования, традиции, обычаи, ритуалы и образ жизни общества. Возникновение досуга тесно связано с историческими факторами, повлиявшими на формирование древнерусского государства, развитие его политической, экономической и духовной сфер.
Историческое прошлое является источником богатого опыта, который многие поколения накапливали при формировании своего досуга и элементы которого могут быть успешно использованы в сегодняшней практике. Изучение истории культурно-досуговой деятельности — неотъемлемой части культуры общества — имеет огромную образовательную ценность. Она укрепляет гражданские качества человека, пробуждает чувство уважения к культурным традициям своего народа и способствует развитию исторической памяти. В данной главе освещаются особенности развития культурно-досуговой деятельности и способы ее социальной организации в России с момента возникновения государства до наших дней.
Возникновение и развитие древнерусской культуры было неразрывно связано с теми же историческими факторами и условиями, которые повлияли на становление государственности, развитие российской экономики, политическую и интеллектуальную жизнь общества. Богатое наследие восточных славян, их вера, опыт, обычаи и традиции — все это органично сочеталось с элементами культуры соседних стран, племен и народов. Россия не копировала и не заимствовала чужое наследие безоговорочно, а сочетала его с собственными культурными традициями. Открытость и синтез русской культуры во многом определили ее уникальность и самобытность.
Большое значение для культурной жизни Древней Руси имело принятие христианства. Однако долгое время новая религия не могла вытеснить языческие ритуалы и верования. Часто оно насильственно внедрялось в христианскую среду и перестраивалось под влиянием местных традиционных культов, адаптируясь к языческому сознанию народа. Даже в среде князей и бояр в период с XI по XIII века сохранялись следы язычества.
Современное общество проявляет большой интерес к истории Древней Руси, ее культуре и ее языческим корням. Народные сказки, хороводы и песни, былины и думны, красочные и глубокие обряды, народная вышивка, искусная резьба по дереву — все это мы можем исторически постичь только со знанием наших древних предков.
В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с приметами, суевериями и обычаями, происхождение которых остается для нас загадкой. Оказывается, ритуалы, приметы и суеверия сохранились в жизни современных людей с языческих времен. Процесс принятия христианства на Руси занял несколько столетий, и поэтому русское православие стало необычным явлением, в котором христианство и язычество тесно переплелись.
Христианство и язычество — это огромный пласт древней культуры, переходящий из глубины веков в нашу современную жизнь. Иногда, сами того не осознавая, мы находимся под влиянием языческих верований: верим в приметы, рассказываем детям сказки, печем блины на Масленицу, читаем гадания в канун Рождества, хотя считаем себя благочестивыми христианами, ходим в церковь, читаем молитвы. Поскольку знакомство с верованиями наших предков и их последующее отражение в христианской религии выходит за рамки учебной программы, тема данной работы актуальна в настоящее время.
Объектом исследования является система верований и традиций древних славян и христианства на примере христианских традиций и обрядов.
Предметом исследования является взаимосвязь языческих и христианских верований славян.
Цель исследования: Доказать, что старинные верования отразились на традиции и обряды древних славян.
Задачи исследования:
— изучить историю традиций и обрядов в Древней Руси;
— изучить досуговую деятельность в Древней Руси;
— выявить взаимосвязь языческого и христианского начал Руси;
— вывить причины принятия христианства.
Гипотеза: Христианство и язычество – две стороны православных праздников в современной жизни людей.
Заключение:
Христианство, пришедшее на Русь, хоть и стало государственной религией, но не смогло уничтожить язычество полностью. Последнее попросту было подчинено, поставлено в другие условия. Владимир принял христианство для своего народа из Византии (так называемое восточное христианство). Но в итоге оно потеряло свои первоначальные, «задуманные» черты. Оно на Руси ассимилировалось с язычеством. И это привело к формированию уникального феномена – двоеверия. И до сих пор все стороны нашей жизни пропитаны остатками язычества. А ведь прошло уже больше тысячи лет! Вот какой стойкой, оказывается, может быть религия.
В итоге можно сказать, что язычество и христианство в Древней Руси, существовавшие в неком союзе, вместе составили закономерный религиозный этап двоеверия. Нельзя дать ему категоричную оценку: хорошо или плохо. Мы просто принимаем этот факт, который подчеркивает самобытность и уникальность русской культуры.
Славянское язычество – это стройная система взглядов, которая пронизывала жизнь славянского общества, решая возникающие вопросы, определяя приоритеты и поведение людей.
В 988 году Русь приняла христианство, но языческое мировоззрение продолжало ещё долго сосуществовать с христианским. Подобное сочетание старого и нового становится типичной чертой русской культуры. Христианство и язычество не столько боролись друг с другом в народном сознании, сколько взаимодополнялись.
Об этом же говорит и архиепископ Макарий (Булгаков) автор многотомной «Истории Русской Церкви», он признает, что «многие из христиан практически оставались язычниками: исполняли внешние обряды святой церкви, но сохраняли обычаи и суеверия своих отцов». Языческая традиция нашла своё применение в прикладном искусстве и в фольклоре. Практически до наших дней дошли некоторые заговоры и заклинания, пословицы и поговорки, загадки, часто хранящие следы древних магических представлений. Многие из сохранившихся обрядов живы в народе и сейчас.
Мир языческих воззрений наших предков продолжает волновать и чувства современных людей, живущих в век науки и техники. Я с интересом слушала рассказы старожилов о домовых и леших, о приметах и обычаях.
В данной работе мы рассмотрели взаимосвязь языческих верований славян и христианства в современном мире. Наше исследование выполнено с учетом современных взглядов коренных жителей села и догм, принятых христианством. Чтобы получить необходимые сведения, были использовали не только источники, дающие теоретические знания, но и беседы с жителями села. А чтобы узнать официальную позицию церкви, обращались за разъяснениями к священнику.
Подводя итог проделанной работы, были, сделали вывод, что Христианство и язычество – две стороны православных праздников в современной жизни людей. И каждому человеку, необходимо знать о прошлом своей страны, народа. Без этого немыслимо осознание себя как культурного человека.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ОБРАДОВЫХ ТРАДИЦИЙ
1.1 История традиций и обрядов в Древней Руси
Досуг как социальное явление имеет глубокие исторические корни. Своими истоками он восходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками как большой праздник. Он отмечался родственниками и друзьями удачливых добытчиков бурно, песнями и плясками, позволявшими выразить радость людей по поводу совершившегося события, выплеснуть эмоции, поднять настроение. С течением времени совершаемые во время праздника действа приобрели магический, религиозный характер. На самом деле, в понятие «досуг» мы вкладываем несколько иное содержание: это сфера свободного, нерегламентированного поведения человека, возможность выбора досуговых занятий и в тоже время стройность, целенаправленность самого процесса досуга, охватывающего искусство, игру, общение, развлечения, художественное творчество и т.д.
В досуге как нельзя лучше показано стремление людей каждой эпохи, его духовное содержание. Поэтому наблюдая за историческими изменениями культурной деятельности Русского народа, безусловно, видишь целостность формирования его сознания и духовных сил. Переход племен к оседлому образу жизни и занятие земледелием сопровождались становлением целой системы праздников. Это было обусловлено особенностью сельскохозяйственного труда: сменой времен года, продолжительностью дня, фиксированными сроками начала и окончания земледельческих работ. Праздники наполнялись новым содержанием, освящались новыми религиозными представлениями, адекватными потребностям земледельческого населения [18, с. 20]. Результаты археологических и этнографических исследований, свидетельства древних ученых, произведения устного народного творчества: мифы и легенды, былины, песни, сказания, пословицы, поговорки и т.п. служат Доказательством того, что праздники были всеобщим явлением для всех народов, населяющих земной шар. Несмотря на то, что праздники органически вплетались в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культовое значение, именно праздники, по мнению многих ученых, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности.
Чередование будней и праздников характеризовало и быт восточных славян, занимавших обширную территорию — от побережья финского залива Ладожского и Онежского озер до устья рек Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. к моменту возникновения государственности в конце IХ- начале Х вв. славяне имели достаточно развитую праздничную культуру Праздниками отмечалось начало весны и наступление осени, важные для крестьян виды сельскохозяйственных работ: сев, сенокос, жатва, сбор ягод и плодов. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, в течение которых крестьянин получал некоторую передышку от тяжелого напряженного труда. Праздники посвящались языческим божествам, которые, по мнению древних славян, должны были оказывать помощь людям во всех жизненных обстоятельствах и, прежде всего, в земледелии. Самыми раздольными и разгульными праздниками были дошедшие до нас святки (конец декабря — начало января), масленица (проводы зимы), праздник Ивана купала (в ночь с 23 на 24 июня).
Праздники давали возможность славянину-земледельцу освободиться на время от всех необходимых дел и предаться веселью, радости, почувствовать себя свободным и счастливым. Праздник был для крестьян самым ранним способом коллективного проведения досуга. Состояние, в котором находился человек во время праздника, нашло отражение в языковых символах, обозначивших данное явление. В русском языке слово “праздник” произошло от прилагательного “праздный”, что означает “незанятый”, “пустой”, “порожний” (если речь идет о месте) и “праздное время” — период, когда не нужно работать, когда можно быть праздным, если речь идет о времени. Слово “досуг” также содержит указание на свободу человека от непреложных занятий. В. даль раскрывает значение “досуга” как свободного, незанятого времени, гулянки, простора от дела.
Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршество за общим столом, получившее название “братчины”. “Братчины”, как и праздники в целом, не только помогали людям восстановить физические и психические силы, но выполняли и другую важную для древнего социума функцию — единения. Славяне жили небольшими общинами, в рамках которых каждая семья самостоятельно обрабатывала землю и вела свое хозяйство на принадлежащей ей территории.
Постоянная опасность набегов со стороны соседних племен заставляла славян быть готовыми в любой момент дать отпор противникам. Общие коллективные праздники и застолья поддерживали у славян чувство единства, содействовали сплочению их сил для противостояния врагам [25, с. 88].
По мере своего развития праздники обогащались культурным содержанием. Песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения сдёлались их неотъемлемыми элементами. Такие музыкальные инструменты, как гудок, дудка, волынка, гусли, были уже известны древним славянам. “Ряженье”, сопровождавшее святки, масленицу, обладало характерными чертами, присущими театральному действу. Широко распространенным развлечением на праздниках были игры, особенно борьба, кулачный бой, беганье взапуски, метание копья. Они демонстрировали стойкость и силу мужской части славянского населения и в то же время свидетельствовали о способности использовать их в любой момент в военной схватке с неприятелем.
В течение многих последующих веков праздники с присущей им атрибутикой, закрепленной в традициях, являлись для российского народа одной из главных и любимых форм досугового времяпрепровождения.