История средневековья Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Культура древних германцев: мифология, религия, германский эпос.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА І. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ 6
1.1.Архаические пережитки 6
1.2.Пантеон богов 13
Выводы к І главе. 16
ГЛАВА ІІ. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ 17
2.1. Мифология древних германцев 17
2.2. Песенно-поэтическое творчество 22
Выводы к ІІ главе. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38

  

Введение:

 

Германские племена стояли в эпоху их соприкосновения с цивилизованными народами античного мира примерно на том же уровне развития, что и славяне. Большинство из них едва лишь начало выходить из рамок чисто родовых отношений. Соответственно религия и культура сохраняла архаические формы.
Однако следует отметить, что германские племена различались между собой по уровню развития и по степени влияния на них вначале архаических устоев в виде верований кельтов и римлян, а позднее – христианства. К примеру, у северных скандинавских племен самобытная религия сохранялась дольше, поскольку они стояли в стороне от влияния. У южных и особенно юго-западных – процесс произошел гораздо быстрее. Таким образом, говоря о древне-германской религии и культуре, как о чем-то едином, необходимо принимать во внимание племенные и географические различия и учитывая изменения на протяжении всего исторического периода. Их единство можно воспринимать лишь в очень условном и ограниченном смысле.
Актуальность исследования. Религиозные воззрения, мифологические традиции, история и культура древних цивилизаций по праву составляют основу идей и понятий, являющихся фундаментом общего мировоззрения современного человека. Все ключевые аспекты бытия заложены в древних сказаниях. Здесь великая любовь и ревность, конфликт поколений, мужское мужество и жестокость, особенно на полях сражений, плутовские проказы любителей нарушить размеренную скуку жизни, тяжесть болезни или увечья, таинство смерти, загробная жизнь, включая возрождение и переселение душ, а также жизнь после смерти, влияние колдовства на разум и тело, страсть к странствиям или смертельные схватки с чудовищами, предательство с его горечью и обидами, внезапность удачи и несчастья, а также всего, что связано с судьбой. Не остаются в стороне отношения между земным и небесным, между людьми и богами, мифы о мировом потопе, гипотезы сотворения мира и происхождения общества, и последнее, пожалуй самое важное – желание постичь сущность вселенной.
Так и с культурой и религией древних германцев, изучение которых важно для дальнейшего понимания европейских культур.
Обзор источников и литературы.
Источники изучения древнегерманской религии можно свести к следующим пяти основным видам:
1) археологические памятники;
2) сообщения классических римских и греческих писателей;
3) данные средневековой христианской литературы: церковные проповеди, письма епископов, синодальные решения;
4) средневековые скандинавские сборники – Эдды: Старшая, или Поэтическая (X – XII вв.), содержащая мифологические и героические песни и сказания, и Младшая, или Прозаическая (XII – XIII вв.), представляющая собой религиозно-мифологический трактат;
5) новейшие пережитки древней религии в виде народных поверий и обычаев, описанные в этнографической литературе.
Из источников, нам доступным и дающим сведения о религии и культуре древних германцев, нами использованы «Младшая Эдда» и «Старшая Эдда» , «Записки о галльской войне» Гая Юлия Цезаря , а также «Анналы» и «О происхождении германцев и месторасположении германцев» Тацита .
Стоит отметить, что именно возникновение интереса к германской языческой старине в первой половине XIX в., связанное с подъемом национального движения в Германии, было одним из первых шагов науки истории религии. На этой почве созрела первая классическая школа в этой

области знания – мифологическая школа (Якоб Гримм, Вильгельм Шварц, Адальберт Кун, Вильгельм Маннгардт и др.).
Труды Я. Гримма и его последователей вывели филологические исследования древних текстов за рамки собственно филологии. Фундаментальные труды Я. Гримма, A. Вильмара, Э. Зиверса, М. Хейне и многих других создали золотой фонд исследований, посвященных германскому «героическому обществу».
Упрощенная односторонность этого направления, переоценка им фольклорного материала как непосредственного будто бы реликта древней религии и мифологии в настоящее время вышли из моды. Большинство современных исследователей смотрит на древнегерманскую религию более здраво и без прежней идеализации, причем для понимания ее привлекаются все доступные источники. Но за создателями мифологической школы остается заслуга первооткрывателей.
Традиции филологических исследований культуры древних германцев в середине XX в. были блестяще продолжены Дж. Р. Р. Толкиеном. Рядом с ним нельзя не упомянуть вклад в изучение древнеанглийской литературы француза А. Крэпина.
Также стоит отметить автора главы о древнегерманских племенах в «Очерках истории Германии с древнейших времен до 1918 года» М. А. Когана и исследователя А. С. Токарева .
Особенно примечательна работа С. Щепановская (Семиры) и В. Веташа «Астрология и мифология»: . Работа посвящена обобщению мифологии народов мира и проведению мифологических параллелей.
Кроме того, необходимо упомянуть еще о двух работах, которые помогли в изучении устной и песенной культуры древних германцев: это «Эдда» и сага» А. Я. Гуревича и «Западноевропейский эпос» . В центре внимания автора – трактовка героев в песнях «Эдды» и сагах.
«Западноевропейский эпос» – работа более общего характера, она охватывает больший хронологический период и большее число проблем, в том числе и интересующую нас проблему устной и песенной культуры древних германцев.
Таким образом, видно, что по отдельным проблемам духовной культуры древних германцев существуют отдельные работы, однако не имеется в отечественной историографии обобщающего исследования по данной проблеме.
Литература представлена исследователями в области мифологии, истории, религии и филологии, такими авторами, как: В. П. Будаанова, И. М. Дьяконов, Т. А. Михайлова, И. Г. Садовская, О. А. Смирницкая, М. В. Домский.
Объект исследования – история древних германцев.
Предмет исследования – культура древних германцев.
Цель работы – изучить культуру древних германцев.
Цель работы предполагает следующие задачи:
– рассмотреть религиозные взгляды и мировоззрение древних германцев;
– проанализировать древнегерманскую мифологию;
– изучить разнообразие песенно-поэтического наследства германцев.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, перед нами стояла задача изучить культуру древних германцев. Результаты исследования определяют историческую ее ценность. Именно на этой «варварской», полупервобытной, архаичной культуре выросли многие культуры Западной Европы.
Несмотря на то, что древние германцы по сравнению со своим могущественным соседом – Римской империей, и только-только переходили от родового строя к классовому, духовная культура древнегерманских племен вызывает интерес благодаря богатству форм.
Прежде всего, стоит отметить религию древних германцев, которая, несмотря на ряд архаичных форм, представляет богатый материал по изучению религиозных воззрений европейских народов. Прежде всего, религия древних германцев была представлена тотемизмом. Очень долго наблюдались архаичные пережитки. Следы архаизма просматривались в названиях племен и в преданиях об их происхождении. Архаичный облик имела и вера в многочисленных духов природы: эльфов, троллей, подземных гномов. Широкое распространение имели многочисленные обряды и колдовство.
У германце, как и у других народов, наблюдалось формирование сонма богов. Так большой авторитет был у жрецов, в руках которых находился суд и культовые обряды. Огромная роль в религиозной жизни германцев отводилась женщинам.
Достаточно богата и мифология. В германских мифах присутствуют борьба с великанами и злыми силами, просто с силами природы, космогонические сказания. Вообще, мифология отражает мировоззрения воинственной аристократии, которая находилась во главе племен. Наряду с этим наблюдается и вплетение более светлых тонов крестьянского земледельческого культа божеств плодородия.
Не менее интересна и устная и песенная культура германских племен. Одним из шедевров мировой литературы и по сей день остаются «Эдды».
Здесь и героические песни и эпические произведения, которые стали памятниками мировой литературы.
Нами рассмотрены «Поэма о Беовульфе» и «Песнь о Хильдебранте». Мы также выяснили, что исполнял песни скоп – полупрофессиональный певец, основной деятельностью которого была воинская служба дружинника. Однако характерной чертой германцев было то, что при отсутствии письменности в родовом обществе дар песенной импровизации был широко распространен. Древнегерманский эпос прославлял воинские подвиги, мужество и славу, что характерно для германского народа, находящегося на высшей ступени варварства. каждому герою приписывался отдельный подвиг. В эпосе отображаются события разного времени и факты исторического прошлого.
Таким образом, видим, что несмотря на суровость и архаичность, древнегерманская культура богата традициями и образами.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА І. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЗГЛЯДЫ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ
1.1.Архаические пережитки
Исследователи древнегерманской мифологии и религии опираются, прежде всего, на скандинавские источники поскольку сведений о континентальных германцах недостаточно. Однако соотношение древнескандинавской и общегерманской религии и мифологии – достаточно дискуссионный вопрос. Специфичность древнегерманской мифологии и религии отмечают, в частности, датский ученый А. Ольрик и голландский Я. де Фрис. Они утверждают, что в данной религии усматриваются не только германские черты, но и существует связь с религией и фольклором саамов, прибалтийских финнов и народов Сибири.
Более того, на стадии родового строя и военной демократии, религиозные представления древних германцев совпадают с представлениями других индоевропейских народов – индийцев, иранцев, греков, римлян, кельтов, славян. Ряд общих черт обнаружено в культе предков, представлениях о загробном мире, магических заклинаниях враждебных сил, наличии мифов о происхождении вселенной, о конце света, гибели богов и новом возрождении земли.
У германцев уже в скандинавских наскальных изображениях, относящихся, возможно, к І и даже ІІ тысячелетиям до н. э. засвидетельствовано присутствие культовых представлений, которые закреплены культовыми действиями. В «Германии» Тацита, обнаруживаем с особым интересом описанную культовую процессию, посвященную богине матери-земли Нертус.
Религия древних германцев представлена в архаической форме верований – тотемизме. Его следы просматриваются в названиях некоторых племен, что считается пережитками: херуски от heruz (молодые олени), эбуроны – от Eber (вепрь). В преданиях о происхождении отдельных племен и родов от деревьев, а также всех людей вообще от деревьев усматриваются отзвуки тотемизма. К примеру, предание о происхождении рода Меровингов от водяного чудовища, или о том, что мужчины происходят от ясеня, а женщины – от ольхи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы