История Древнего Востока Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Культ животных по истории Геродота и египетским мифам

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы мифологии Древнего Египта 7

Глава 2. Особенности культа животных в трудах Геродота и мифах Египта 14

Заключение 22

Список источников и литературы 24

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования определена поисками форм гармонизации жизни человека и природы в рамках новой экологической парадигмы. Природа представлена человеку многолико. В своём облике природа, животный мир демонстрирует полноту жизни без конца, вечной жизни. Рождение и возрождение в мире есть наглядное преодоление закона смерти, что составляет основу универсального присутствия символов животных в разных культурах. Исследование символов культа животных в культуре есть насущная задача поиска наиболее жизнеспособного варианта моделирования взаимоотношений природы и человека, выявляющего творческую сущность природы по отношению к человеку и человека в его отношении с природой.

Реальный мир воспринимался коллективным сознанием через миф, фантастические, одухотворенные символические образы. Этим инструментарием мифологическое сознание вносило порядок в первозданный хаос, который вторгался в упорядоченный мир.

Египет неоднократно переживал как природные негативные изменения, так и социальные катаклизмы. Мифологическое сознание воспринимало их в пространстве мифа, который объяснял эти события борьбой между созидательными и разрушительными силами, персонифицированными богами. И мифы о конфликтах между парами богов семантически тождественны оппозиции хаоса и космоса. Причина бедствий – злоба богов, их желание уменьшить число всё растущего и надоедающего богам своим шумом рода человеческого. Бедствия воспринимаются не как законное возмездие за людские грехи, но как злой каприз божества.

Символы природы укоренены в человеческом сознании, что нашло отражение в философском дискурсе. Базирующаяся на универсальном принципе бинарных оппозиций, традиционная, опредмеченная в образах природы, Земли, упорядоченная картина мира подверглась критике со стороны постмодернизма, выступающего за обновление «одеревеневшего» мировоззрения человека современной цивилизации. Но провозглашённая постмодернизмом методология деконструкции традиционных культурных феноменов, их устойчивых значений, константных границ оказалась не в силах преодолеть значимые для всего человечества смыслы природы.

Методологической основой работы выступает диалектический метод, взятый в аспекте единства исторического и логического: символика животного мира рассматривается в формах объективированного сознания, которые исторически обусловлены типом культуры и логически обоснованы в различных философских учениях.

Объект исследования: культ животных.

Предмет исследования: особенности культа животных по истории Геродота и египетским мифам.

Цель работы: рассмотреть культ животных по истории Геродота и египетским мифам.

Задачи работы:

– рассмотреть теоретические основы мифологии Древнего Египта;

– определить особенности культа животных в трудах Геродота и мифах Египта.

Обзор источников. Источником послужил научный труд Геродота «История», ученый стал автором первого дожившего до наших дней трактата «История», в котором подробно описал обычаи народов, существовавших в пятом веке до нашей эры. В «Истории», прежде всего во второй книге описывается его путешествие по Египту в сторону Элефантины – на южную границу персидской империи. Геродот занимался собиранием сведений, информации о народе, жившем вдоль Нила и о далеких «варварских землях», таких как Нубия и Эфиопия. Именно через «Историю» Геродота происходит знакомство с историей, географией, землей и обычаями египтян.

Обзор литературы. Я. Ассман «Египет: теология и благочестие ранней цивилизации», монография посвящена особенностям древнеегипетской идеологии и религии. Книга охватывает весь периода существования египетской культуры (с III тыс. до н.э. до конца античного периода) и базируется как на хорошо известных «классических» текстах, так и на источниках, которые впервые были изданы и исследованы как целостный комплекс самим автором («Египетский гимны и молитвы», 1975). Кроме того, она как бы подводит итог достижениям послевоенных немецкоязычных египтологов, которые по-новому поставили вопросы о ранних формах мифа, о сути египетского политеизма, о значении появления в Египте представлений о трансцендентном боге и др. Е. В. Дремин «Разгадка Сфинкса. Постижение основ протоиероглифики древнеегипетских богов», в работе говорится о земле Древнего Египта, пирамидах, стоящие словно немые свидетели безвозвратно ушедшей древней цивилизации, о Сфинксе, богах Древнего Египта, сакральных обрядах древнеегипетского жречества. Т.А. Шеркова «Модель мира Древнего Египта», автор книги исходит из установки древнеегипетской культуры о целостности Мироздания как максимальной ценности социума. Бинарная логика мифологического сознания лежала в основе осевого мотива – противостояния пар противоположностей и их примирения с помощью третьего элемента, – объединяющего, снимающего напряжение, восстанавливающего космическое равновесие символа. На этом принципе базируются все мифологемы, связанные с представлениями о картине мира, в которых разрешается осевой вопрос о преодолении смерти в циклической структуре времени. Устойчивость Мироздания и миропорядка подвергалась опасности из-за нарушений равновесия, баланса, – вторжений в мир хаоса, деструкции, что предотвращалось ритуальной практикой, направленной на обновление универсума. Триада: жизнь, смерть и духовное возрождение – это путь, по которому следовала культура древнего Египта на протяжении тысячелетий. Т.А. Шеркова «Додинастический и раннединастический Египет в контексте биполярности мифологического сознания», статья является результатом многолетней работы, посвященной проблеме перехода додинастической эпохи Египта к государству. Этот переходный период в культурно-историческом аспекте содержит как позднепервобытные феномены, так и факты, указывающие на развитие общества в направлении социальной дифференциации с выявлением аристократических родов во главе с социальным лидером.

Таким образом, литература, использованная в работе, анализирует фундаментальные историко-культурные процессы, происходящие в Египте. Методологически такая задача решается с помощью использования наработок и выводов ряда гуманитарных научных дисциплин: семиотики, культурологии, фольклористики, глубинной психологии и пр. Такой подход делает более основательной базу исследования, имеющего отчасти прикладной характер.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ мифологических представлений древних народов о Земле позволяет выявить множество сходных черт. Это: рождение элементов порядка из первоначального хаоса; возникновение суши из океана, бесконечного и безвременного; представления о плоской земле как центре вселенной и твердом куполообразном небе, по которому движутся небесные светила; образ космической горы и мирового дерева как оси мира и священного центра мироздания; представление о «многослойной» или «многоступенчатой» Вселенной. С одной стороны, многие из этих архаических образов затем вошли в космологические установки таких развитых религий, как христианство, ислам, буддизм. С другой стороны, в мифологии Древнего мира нашли свое отражения и зачатки рациональных знаний, полученных благодаря наблюдению за Вселенной, которые впоследствии дали толчок развитию научных знаний о мире.

Культ священных животных стал неотъемлемой частью египетской культуры для античных путешественников, относившихся к нему с осторожностью, однако, это удивительное явление так и осталось ими непонятым. В действительности же огромный перечень животных, считавшихся в Египте священными, был неотъемлемой частью бесконечного обновления всех форм жизни, сотворенной предвечным божеством. Речь шла при этом не только о том или ином виде животного, ассоциировавшегося с каким-либо божеством, но и о животном мире вообще; каждая часть его была в глазах египтян наделена божественным духом.

Невероятный рост значимости культа священных животных в Позднее время и греко-римскую эпоху стал важным элементом намеренной архаизации традиционной культуры, которая уже с трудом сопротивлялась деструктивному влиянию греко-римского мира. Культ животных был частью именно египетского мировоззрения, был непонятен иноземцам и сильно ассоциировался с самобытностью египтян.

В описании Египта довольно значимое место Геродот отводил вопросу о почитании животных. Он отмечает тот факт, что египтяне являются единственными, кто живет с животными под одной крышей. По мнению Геродота, все животные, какие только существуют в Египте как домашние, так и дикие считаются священными, однако, причину данного явления он раскрывать отказался, поскольку это касается религиозных представления Египта, которых Геродот старался избегать в силу присущей ему богобоязненности


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы мифологии Древнего Египта

Египет был тем глубоким фундаментом, на котором выросла древнеегипетская цивилизация. Эта дописьменная эпоха, существовавшая с рубежа VI–V до конца IV тыс. до н.э., в которой развивалась археологическая культура Нагада, расширила свои границы от южной части долины Нила до его Дельты, ассимилировав северный Буто-Маадийский культурный комплекс. Как показали многолетние полевые исследования в Иераконполе (древнеегипетский Нехен, совр. Ком эль-Ахмар) – древней духовной столице Египта, уже на ранних фазах культуры Нагада общество этой мощной локальной территории имело общественную иерархию с выделением социальной элиты и вождя (регионального царя).

Уместно вспомнить характеристику, данную Ю.М. Лотманом археологическим бесписьменным культурам, в которых обнаружены все признаки развитых цивилизаций с городами, ирригационными сооружениями, развитыми ремеслами, сложными системами символов. В таких обществах роль письменности играли мнемонические символы – природные и рукотворные, а также ритуалы .

С точки зрения семиотики, материальные и изобразительные источники являются текстами, в которых заключена информация, в том числе связанная с сакральной сферой. Эти формы познания мира и роли в нем человека бесписьменной и дописьменной культуры, каковой была древнеегипетская культура Нагада, основаны на механизме работы символа, который связан с идеей некоторого содержания в плане выражения для другого, более ценного содержания. «В символе всегда есть что-то архаическое», – отмечал Ю.М. Лотман. И далее: «Способность сохранять в свернутом виде исключительно обширные и значительные тексты сохранилась за символами. Символ никогда не принадлежит к какому-либо одному синхронному срезу культуры – он всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Память символа всегда древнее, чем память его несимволического текстового окружения» .

Являясь механизмом культурной памяти, символы переносят сюжетные схемы в последующие пласты культуры, в диахроническом ее срезе. Таким образом, речь идет о культурной памяти, которая сохраняет основополагающие идеи и целостность культуры, в том числе древнеегипетской культуры, существовавшей на протяжении нескольких тысяч лет. Ведь само существование культуры невозможно без памяти как надындивидуальной интеллектуальной и коммуникативной системы в синхронном и диахронном измерениях.

Применительно к понятию культуры, культурной памяти египтолог и культуролог Я. Ассман употребляет термин «идентичность». Идентичность есть результат осознания, рефлексии над прежде неосознанным представлением о себе. Это относится как к индивиду, так и к коллективной жизни .

Идентичность присутствует в разных общностях, от родоплеменной до государственной, объединяя социум вокруг духовных ценностей, космического порядка, защищающего от хаоса, небытия. И на каждом этапе развития культуры складывались представления о картине мира, в которой фиксировалось ее происхождение.

Концепция культуролога и религиоведа М. Элиаде о вечном возвращении к идеалам начала, заложенного в основы культуры первопредками в первовремена, которыми должны руководствоваться все последующие поколения, повторяющие миротворение в ритуалах , характеризует первобытные общества. Тем не менее, эта концепция применима к значительно более поздним эпохам, включая древние государства.

Достаточно сказать, какую важную роль играл в Египте культ предков, в первую очередь царей (умерших и правящих) как ключевых фигур в представлениях о картине мира. Тысячелетний опыт и наблюдение за природными и социальными явлениями сфокусировали мифологическое сознание на выявление противоположных чувственных образов при восприятии окружающего мира. Эти фундаментальные бинарные оппозиции – пространственные (верх – низ, юг – север, восток – запад), временные (день – ночь), социокультурные (мужское – женское, жизнь – смерть) и пр. – создавали многоуровневые символические конструкции, семантические цепочки, порожденные мифологическим сознанием представления о мироустройстве и месте в нем человека.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы