Теория и методика физической культуры и спорта Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Круговая тренировка как средство воспитания скоростно-силовых качеств школьников старшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы развития скоростно-силовых качеств у учащихся старших классов 6
1.1. Скоростные и скоростно-силовые качества и их виды 6
1.2. Особенности физического развития учащихся старшего школьного возраста 13
1.3. Особенности методики проведения уроков физической культуры в старших классах 15
Выводы по 1 главе 20
2. Круговая тренировка как средство развития скоростно-силовых качеств старшеклассников 21
2.1. Круговая тренировка в системе практических средств физического воспитания и спортивной тренировки 21
2.2. Особенности организации круговой тренировки в старших классах 26
Выводы по 2 главе 36
Заключение 38
Список использованных источников 39

 

  

Введение:

 

Укрепление здоровья подрастающего поколения является приоритетной задачей политики государства. Однако, несмотря на огромную работу, проводимую в данном направлении, ситуация с оздоровлением детей, подростков и молодежи по-прежнему остается напряженной.
В «Стратегии развития физической культуры в Российской Федерации на период до 2020 года» указано на необходимость разработки примерных учебных программ по физической культуре по уровням образования, учитывающим индивидуальные качества и состояние здоровья обучающихся. Поэтому первостепенной задачей школьной физической культуры является учёт возможностей учащихся, использование наиболее эффективных средств, позволяющих увеличивать объём двигательной активности, повышать мотивацию к занятиям физической культурой, а с другой, обеспечивать формирование прикладных навыков, необходимых в повседневной жизнедеятельности.
В связи с этим к числу важнейших мероприятий, направленных на повышение уровня физического развития и физической подготовленности школьников, компенсирующих отрицательное влияние окружающей среды, пониженную двигательную активность следует отнести обязательное целенаправленное физическое воспитание учащихся.
Проблема совершенствования процесса физического воспитания в общеобразовательной школе по-прежнему остается актуальной, так как не обеспечивается необходимое для современного подрастающего поколения гармоничное развитие, недостаточно формируются установки на здоровый образ жизни, не используются в должной мере возможности физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, улучшения физического развития, овладения и поддержания на оптимальном уровне прикладных двигательных навыков и умений, высокой умственной и физической работокачества, недостаточно уделяется внимания вопросам физкультурного образования школьников (В.П. Лукьяненко, В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Л.Б. Кофман, Л.П. Матвеев и др.).
В настоящее время учеными отмечается необходимость радикального обновления учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура». Проводятся обширные научные исследования в области физической культуры и разрабатываются концептуальные положения, направленные на улучшение преподавания физической культуры в школе (В.К. Бальсевич, Ю.Н. Вавилов, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, В.И. Столяров).
Одним из средств, позволяющих увеличивать объём двигательной активности, повышать мотивацию к занятиям физической культурой, обеспечивать формирование физических качеств и прикладных навыков, необходимых в повседневной жизнедеятельности, является круговая тренировка. В физическом воспитании круговая тренировка дает возможность самостоятельно приобретать знания, формировать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки.
Исследования, подтверждающие эффективность её применения в учебном процессе, направленность её обучающих и тренирующих воздействий, остаются актуальными и сегодня. Поэтому большое значение имеет дальнейшая разработка используемых средств и методов учебно-тренировочного процесса непосредственно в период проведения учебных занятий.
Цель исследования: совершенствование процесса скоростно-силовых качеств учащихся старших классов, на основе использования круговой тренировки.
Объектом нашего исследования мы определили процесс физического воспитания старших школьников, а предметом – методику круговой тренировки в процессе воспитания физических качеств учащихся.
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы: анализ и обобщение психологической, педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме.
Методологическая основа исследования: основы теории и методики физической культуры, изложенные в трудах Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова; концепции совершенствования физического воспитания школьников В.К. Бальсевича, В.И. Ляха и др.; концепция сенситивных периодов развития двигательных качеств и обучения движениям А.А. Гужаловского; концепции контроля эффективности педагогического процесса М.А. Годика, В.М. Зациорского.
Научная новизна заключается в том, что разработана методика развития скоростно-силовых качеств учащихся старших классов посредствам круговой тренировки.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования позволяют разнообразить и улучшить физическую подготовку учащихся старших классов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Старший школьный возраст является периодом сложных изменений и преобразований всех систем организма, его развития и усовершенствования. Для обучающихся среднего звена этот возраст является довольно благоприятным для формирования и развития разнообразных физических качеств, реализуемых в двигательной активности. Чтобы грамотно воздействовать и развивать физические качества обучающихся данной категории, педагогу необходимо обладать глубокими знаниями по анатомии, физиологии и психологии ребенка.
Исходя из анализов литературных источников, можно сделать вывод, что скоростные и скоростно-силовые качества у обучающихся 10-11 классов развиваются в основном за счет специальных физических упражнений, беговых и прыжковых, спортивных игр и упражнений с отягощениями.
На основании исследования литературных источников нами не выявлено единого мнения по поводу взаимосвязи различных средств для наиболее оптимального их применения в процессе физического воспитания старших школьников.
Положительное влияние применения практически любых форм круговой тренировки на физическую работоспособность детей школьного возраста отмечают все авторы.
При правильном подходе круговая тренировка должна быть направлена на развитие всего организма, укрепление его органов и систем, а также на повышение функциональных возможностей занимающихся.
В полной мере эффективность круговой тренировки проявляется при использовании методов непрерывного или интервального упражнения. При этом дозирование усилий, продолжительность нагрузки и отдыха, а также общего объема двигательных заданий позволяет целенаправленно совершенствовать физические качества детей старшего школьного возраста.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы развития скоростно-силовых качеств у учащихся старших классов

1.1. Скоростные и скоростно-силовые качества и их виды
Сегодня в литературе по физическому воспитанию употребляются такие понятия как «физические качества» и «физические (двигательные) качества».
А.А. Васильков описывая теорию и методику физического воспитания, указывает, что понятие «физические качества» и понятие «двигательные качества» считаются эквивалентными. Выполнение того или иного упражнения с необходимой силой, ловкостью, выносливостью и быстротой возможно не только с приобретением навыка двигательного действия, но и с развитием качественных особенностей [4].
Л.П. Матвеев определяет понятие «физические качества» как врожденные морфофункциональные качества, позволяющие человеку проявлять физическую активность и проявляющиеся в его двигательной деятельности [20]. Физические качества естественно изменяются по мере роста и развития организма и определяют основу физических качеств человека.
В свою очередь В.И. Лях определяет физические качества как индивидуальные особенности каждого человека, которые определяют уровень его двигательных возможностей [13].
Основу двигательных качеств человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. Различают следующие двигательные качества (рис. 1).

В рамках нашего исследования особый интерес представляют скоростные и скоростно-силовые качества.
Скоростные качества — это комплекс функциональных характеристик человека, которые позволяют выполнить двигательное действие в кратчайшие (минимальные) сроки [26, 28].
Скоростные качества имеют две группы форм: элементарные и комплексные формы проявления скоростных качеств [21].
Выделяют четыре вида скоростных качеств (рис. 2).

Элементарные формы скоростных качеств имеют сложную структуру, о чем свидетельствуют ряд научных фактов. Какая-то одна форма проявления скоростных качеств не может определить самый быстрый темп элементарных скоростных движений. Данное утверждение доказывает факт о том, что нет тесной взаимосвязи между максимальным темпом выполняемых элементарных скоростных движений, выполняемых при различных условиях (разное исходное положение, наличие или отсутствие отягощения, изменение амплитуды движения).
При всем этом существует определенная топография максимальных темповых возможностей человека. Так, например, движения верхних конечностей отличаются значительно более высокими темпами, чем нижних конечностей, правые конечности имеют наиболее высокие показатели максимального темпа, чем левые; дистальные конечности имеют более высокую двигательную подвижность, чем проксимальные.
Второй группой скоростных качеств являются комплексные формы их проявления, которые образуются из совокупности элементарных форм проявления скоростных качеств и иных качеств и технических навыков. Комплексные формы проявляются в конкретном виде спортивной деятельности в сложных двигательных актах. Примером комплексных форм проявления скоростных качеств, например, является быстрое достижение максимальной скорости на старте.
Существует ряд факторов, влияющих на уровень развития и проявления скоростных качеств (рис. 3).

Кроме вышеуказанных факторов на проявление скоростных качеств влияют условия внешней среды, такие как температура воздуха. При температуре +20-22°С отмечается наивысшая скорость движений. При снижении температуры скорость движений падает. Так снижение скорости движений на 6-9 % происходит уже при температуре +16°С.
Отличительной особенностью скоростных качеств человека является их специфичность. Это проявляется в том, что человек может иметь высокую дистанционную скорость, но невысокое стартовое ускорение, и наоборот. Одни движения выполняются человеком в очень быстром темпе, другие — несколько медленнее. Независимо от прилагаемых усилий и тренировке быстроты реакции частота движений практически не изменяется. Данные факты обязательно учитывают в практической деятельности. Если для спортсмена важна стартовая скорость (футболисты, теннисисты, баскетболисты), то выбор физических упражнений для тренировки должен быть направлен на те, которые позволяют развивать стартовые ускорения из разных позиций, резкие изменения направления движения, а не бегу по дистанции. Обратная ситуация с прыгунами в длину. Им наоборот, необходимо развивать и повышать дистанционную скорость.
Таким образом, отдельные формы скоростных качеств относительно независимы, то есть, нет определенной причины, от которой зависит максимальная скорость выполнения движений во всех двигательных заданиях. Лишь в координационно-сходных двигательных действиях наблюдается прямой (непосредственный) перенос скоростных качеств. Так, в упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение, улучшение результата в прыжках с места скажется на показателях в спринтерском беге, толкании ядра, в то же время на скорости плавания и удара в боксе это не отразится. Значительный перенос скоростных качеств в координационно-различных движениях наблюдается только у слабо физически подготовленных людей [32]. 
Рассмотрим далее разновидность двигательных качеств — скоростно-силовые качества. Это понятие определяется как качества человека к проявлению предельно возможных усилий за минимальное время при оптимальной амплитуде движений [28].
Определим, что сила является способностью человека преодолевать внешнее сопротивление посредством мышечных усилий [9, 26].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы