Психология личности и профессионального развития Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Кризисы профессионального развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1
Теоретические основы исследования кризисов профессионального развития  5

1.1 Общее понятие о
кризисе в научной психологии. 5

1.2 Понятие «кризис профессионального
развития». 10

Глава 2 Особенности
протекания кризисов профессионального развития. 20

2.1 Факторы,
детерминирующие кризис профессионального развития. 20

2.2 Психологические
особенности кризисов профессионального становления. 24

Заключение. 31

Список литературы. 32

  

Введение:

 

Проблема кризисов в
жизни человека и их влияние на функционирование и становление человеческой
личности достаточно активно изучается представителями различных психологических
школ. Человек встречается с кризисными периодами на протяжении всего периода
своей жизни. Исследователи выделяют различные кризисы: кризисы возрастного
развития; кризисы, сопровождающие процесс становления профессиональной
личности; кризисы, которые выделяются в семейной жизни и т.д.

Исследователи указывают
на конструктивное значение кризисов в жизни человека: как правило, критический
период связан с формированием каких-либо значимых новообразований личности,
профессионала и т.д. Данные новообразования необходимы для дальнейшего развития
и функционирования субъекта в обществе. В связи с этим целесообразно отметить,
что в психологических исследованиях выделяют нормативные и ненормативные
кризисы. Нормативные кризисы – это кризисы, которые следует считать одним из
этапов процесса естественного развития. С такими кризисами сталкивается каждый
субъект. Ненормативные кризисы —  это
разнообразные непредвиденные кризисные обстоятельства, которые зачастую
оказывают деструктивное влияние на развитие личности, профессионализма и т.д.

Большое значение кризисы
имеют в развитии личности профессионала. В процессе профессионализации личности
также выделяется ряд этапов, при смене которых человек сталкивается с
кризисами. Продуктивное разрешение кризиса профессионального развития
сопровождается формированием у субъекта новых профессионально важных качеств и
достижением нового уровня профессионализма. Однако возможен и иной вариант,
когда кризис оказывает деструктивное влияние на профессиональную личность,
субъект не находит конструктивных вариантов разрешения кризисной ситуации. В
данном случае могут возникать негативные эффекты: развиваться профессиональное
и эмоциональное выгорание личности, возникать различные профессиональные
деформации.

По этой причине весьма
актуальным является исследование кризисов профессионального развития:
механизмов их развития, способов и технологий их преодоления, методов
психологической помощи личности, столкнувшейся с кризисом в своем
профессиональном развитии.

Цель исследования:
изучить психологические особенности кризисов профессионального развития.

Объект исследования:
кризис.

Предмет исследования:
кризис профессионального развития.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие «кризис» в отечественной и зарубежной
психологии;

2. Проанализировать феномен «кризис
профессионального развития»;

3. Рассмотреть факторы, провоцирующие кризисы
в процессе профессионального развития;

4. Изучить психологические особенности
кризисов профессионального развития.

Методы исследования:
анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрев
кризисы профессионального становления личности, и изучив их особенности, я
пришла к выводу, что человек испытывает много различных кризисов на разных
этапах своей жизни. С первыми кризисами профессионального становления субъект
сталкивается уже в 14-15 лет, а это весьма ранний возраст. Но на этом этапе
кризисы ещё весьма незначительны и не носят осложнённого характера. Чем человек
старше, тем труднее ему пережить кризисы в профессиональной сфере, так как
помимо кризисов профессионального становления у субъекта появляется множество
других трудных жизненных ситуаций. Что бы справиться с этим, человеку нужны
помощь и поддержка, как окружающих близких людей, так и специалистов, которые
помогут ему разобраться со всеми сложностями на данном жизненном этапе.

Кризисы
могут быть кратковременными или протекать постепенно, могут носить бурный
характер или наоборот не выражать ярких изменений в профессиональном поведении.
Но в любом случае он порождают психическую напряжённость, неудовлетворённость
собой и своей социально-профессиональной средой. Поэтому кризисы нельзя не
замечать или игнорировать. Уход от них грозит субъекту профессиональной дезадаптацией,
несостоятельностью профессиональной биографии и крушением профессиональных
надежд.

Но,
несмотря на это, кризисные явления – неотъемлемая часть процесса
профессионального становления личности. И при благоприятном протекании ситуации
человек редко осознает данное явление как кризис.

Переживание
кризисных явлений вызывает у человека перестройку психологической структуры его
личности. Кризисы порождают психологическую напряжённость и тем самым
стимулируют профессиональное становление личности. Следовательно, личность,
переживая кризис, поднимается на более высокий уровень развития.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические
основы исследования кризисов профессионального развития

1.1 Общее понятие о
кризисе в научной психологии Дословно «кризис» (krisis) в переводе с
греческого означает решение, поворотный пункт, исход. Первые исследования
феномена кризиса и выводы относительно данной дефиниции представлены в
исследованиях таких зарубежных психологов, как А. Адлер, З. Фрейд, К. Г. Юнг. В
данных работах кризис представлен как состояние, которое является неотъемлемым
компонентом процесса формирования и развития личности. В дальнейшем понятие
«кризис» стали соотносить со стрессовыми и травмирующими обстоятельствами и
факторами.

Первые исследования кризисной проблематики
с точки зрения травмирующего воздействия были реализованы Е. Линдеманом. Он
сделал выводы о том, что кризисом следует считать состояние, развивающееся под
воздействием психотравмирующих воздействий.

Согласно представлениям Caplan, кризис –
это период неравновесия, имеющий определенные временные рамки, и проявляющийся
в негативно окрашенных психологических и физических эмоциональных состояниях, в
некоторых случаях приводящий к значительному истощению способностей и ресурсов
личности по конструктивному разрешению данной ситуации. Нарушение
психологического баланса развивается в том случае, когда  кризисная ситуация затрагивает личностно
важные аспекты, которые человек не может игнорировать и не способен решить
максимально быстро привычными способами с задействованием механизмов ответной
регуляции, уже сформированных у него [9]. G. Caplan предложил выделять в
кризисе четыре последовательных этапа его развития:

1) первичный рост напряжения, в результате
чего происходит активизация привычных стратегий преодоления трудностей;

2) последующее увеличение уровня
напряжения, когда примененные стратегии действия не дают результата;

3) еще более значительное возрастание
напряжения, предполагающее задействование внешних и внутренних ресурсов;

4) если примененные стратегии действия и
ресурсы не позволяют преодолеть напряжение, то начинается четвертая стадия, для
которой является типичным переживание тревоги и беспокойства, беспомощности и
безнадежности, дезорганизацией личности.

Кризис способен завершиться любым из
перечисленных этапов, если будет устранен источник напряжения либо субъект
найдет способ действия, который позволит ему справиться с неблагоприятными [6].

Некоторые работы, исследующие понятие
«кризис», направлены на его анализ в соотношении с особенностями развития
личности. Например, Э. Эриксон изучал возрастные кризисы в соответствии с
собственной эпигенетической концепцией. В данной концепции им были
дифференцированы восемь отдельных стадий психосоциального развития эго, которые
следует считать закономерным итогом реализующегося «плана личности». С точки
зрения Э.Эриксона, на каждой стадии возникает определенные переходный этап —
кризис, возникает тогда, когда личность достигла определенного уровня
социальной зрелости [6]. Типичные для личности стратегии действия
детерминируются тем, какие способы выбирает личность для преодоления кризиса.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы