Курсовая теория на тему Критический анализ наследственной предрасположенности к нарушениям темпа, ритма и плавности речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ 5
1.1.Речь: виды и функции 5
1.2. Причины нарушений речи 7
Выводы по 1 главе 11
2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАСЛЕДСТВЕННОГО ФАКТОРА В ПАТОЛОГИИ РЕЧИ 14
2.1.Наследственный фактор в патологии речи 14
2.2. Нарушение темпа речи 21
2.2.Нарушение ритма речи 25
2.4.Нарушение плавности речи 31
Выводы по 2 главе 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Введение:
Курсовая работа посвящена характеристике критического анализа наследственной предрасположенности к нарушениям темпа, ритма и плавности речи.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время общее недоразвитие речи является наиболее часто встречающимся нарушением речи. Под понятием «общее недоразвитие речи» необходимо понимать разные сложные речевые расстройств, при которых наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, со стороны фонетики, лексики и грамматики. Впервые понятие «общее недоразвитие речи» было введено в России в 1950-е гг. Р.Е. Левиной. Введенное понятие активно используется и в настоящее время для формирования логопедических групп детей при дошкольных, а также школьных учреждениях.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться и при сложных формах детской речевой патологии, как алалии, афазии, других. Причинами общего недоразвития речи являются разные неблагоприятные воздействия как в рамках внутриутробного периода развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка. Вместе с тем, подход к общему недоразвитию речи можно назвать педагогическим, так как одной из его целей является формирование специализированных логопедических групп при дошкольных и школьных учреждениях. Кроме того, в российской логопедии накоплен обширный теоретический, методический и практический материал, связанный с изучением и развитием лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Это также обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Подход к общему недоразвитию речи можно назвать педагогическим, поскольку одной из его целей является формирование специализированных логопедических групп при дошкольных и школьных учреждениях.
В отечественной логопедии накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования — провести комплексную характеристику наследственной предрасположенности к нарушениям темпа, ритма и плавности речи.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать виды и функции речи.
2. Указать причины нарушений речи.
4. Охарактеризовать нарушение темпа речи.
5.Охарактеризовать нарушение ритма речи.
6.Охарактеризовать нарушение плавности речи.
Объект исследования − речь, характеристики речи.
Предмет исследования − наследственная предрасположенность к нарушениям темпа, ритма и плавности речи.
Анализ выбранной темы исследования позволяет сделать вывод о том, что данная тема детально разработана современными авторами. Нами были проанализированы работы таких авторов, как Афонькина А.В., Ахметшина Г.Г., Башмакова С.Б., Максимова С.А., Богатырева А.В., Герасимова Л.А., Борцова Д.С., Бухтаярова Е.Ю., других авторов.
В рамках первой главы исследования охарактеризованы виды и функции речи; указаны причины нарушений речи.
В рамках второй главы исследования охарактеризовано нарушение темпа речи; нарушение ритма речи; нарушение плавности речи.
Методология исследования представлена общенаучными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование).
Структура курсовой работы обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Анализ выбранной темы исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Под понятием «речь» необходимо понимать исторически сложившуюся в ходе материальной преобразующей деятельности населения форма общения, которая опосредована языком. То есть в практическом смысле речь является языком в действии. В рамках речевого общения реализуется непрерывное кодирование и раскодирование информации. В этой связи речь включает в себя процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в некотором случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности, для внутренней речи.
Основными видами речи являются:
— устная речь,
— письменная речь,
— диалогическая речь,
— монологическая речь,
— внешняя речь (звучащая речь, осознаваемая речь),
— внутренняя речь.
Посредством устной речи люди общаются друг с другом, произносят наборы звуков, которые отождествляются с теми или иными явлениями и предметами. Наборы звуков передаются и воспринимаются на слух посредством соответствующих колебаний давления воздуха. Письменная речь основывается на изображении символов на конкретных материальных носителях.
В рамках диалогической речи принимают участие минимум два человека. Каждый человек выдает реплику, которая адресована другому человеку или нескольким людям.
2. Под понятием «нарушения речи» необходимо понимать отклонения в рамках речевого развития при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Нарушение речи связано с психологическими, физиологическими и неврологическими проблемами. В соответствии с исследованиями, на проблемы с речевым развитием у дошкольников жалуются примерно 40–50% родителей. К причинам нарушений речи стоит отнести наследственность, врожденные патологии, осложнения, произошедшие во время родов, травмы и заболевания, которые перенесены в первые месяцы жизни. Вместе с тем, трудности в общении могут возникнуть и у вполне здоровых детей. В данном случае проблема обусловлена социальными причинами. К ним стоит отнести:
— гиперопека. Родители стремятся предугадать желания ребенка до того, как он их озвучивает, не давая возможности ответить на вопрос самостоятельно, постоянно подсказывая и договаривая за него слова.
— тревожность. Родители, опасаясь за здоровье ребенка, мешают ему активно исследовать мир. Запреты распространяются на свободное перемещение, использование «взрослых» предметом, излишне перемалывают пищу, тем самым затрудняя развитие мышц ротовой полости.
— подгузники. Ребенок вынужден регулярно привлекать внимание родителей для справления естественной нужды или устранения последствия указанного действия. У ребенка же, который круглосуточно одет в подгузник, подобной проблемы нет. Отсутствует повод и для коммуникации.
— соска. Она также может стать проблемой для развития речи современных дошкольников. В том случае, если рот ребенка постоянно занят, то речевой аппарат не развивается достаточно активно.
— дефицит общения. Родители не разговаривают с ребенком, считая его недостаточно развитым до своего уровня. Часто взрослые специально ждут, когда ребенок подрастет и заговорит сам. Однако, дети не могут полностью самостоятельно научить говорит, слыша человеческую речь. Развитие речи происходит только в рамках непосредственной коммуникации, когда к ребенку часто обращаются лично, задают вопросы и ведут активный диалог.
3. Речь как одна из важнейших функций головного мозга не является врожденной, как некоторые элементарные формы нервной деятельности, а развивается по законам условных рефлексов. Ее развитие связано с развитием и усовершенствованием мозга. На основе сигналов первой системы и врожденных безусловных рефлексов в коре головного мозга создаются условные связи между различными отделами мозга и голосовым аппаратом. Нервные импульсы из области рече-двигательного анализатора через черепно-мозговые нервы приводят в движение органы речи. Обратная связь от периферии к центру осуществляется по кинестетическому и слуховому пути. На основе такой системы обратных связей формируется вторая сигнальная система, которая поддерживается функцией первой сигнальной системы (особенно функцией слухового и зрительного анализаторов).
Итак, для нормальной речи и ее развития у ребенка необходимо:
а) нормальное строение и функция центральной нервной системы и речевых центров;
б) нормальное состояние органов голосо– и речеобразования (гортань, глотка, полость рта, дыхательный аппарат и др.);
в) нормальный слух, который необходим не только для восприятия и подражания речи окружающих, но и для контроля собственной речи.
Анатомические и функциональные особенности нервной системы, дыхательного аппарата, губ, языка, неба и других органов, их специфическое развитие находится под контролем наследственных факторов, которые образуют полигенную систему. Таким образом, можно утверждать, что голос и речь как признаки индивидуума определяются полигенной наследственной системой.
4. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена:
а) голосообразования,
б) темпоритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодической,
г) звукопроизносительной организации.
Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины.
1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фонации, фоноторные нарушения, вокальные нарушения. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.
2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Синоним: брадифразия. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной.
3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Синоним: тахифразия. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной.
5. В отечественной логопедии к расстройствам темпа, ритма и плавности речи относят такие нарушения, как тахилалия, брадилалия и заикание. За рубежом к нарушениям темпо-ритмической организации речи принято относить и клаттеринг.
Как известно, тахилалия проявляется в патологически ускоренном темпе речи. Многие специалисты считают, что данное нарушение могло служить причиной возникновения заикания.
Центральным звеном в патогенезе тахилалии является расстройство темпа внешней и внутренней речи за счет патологического преобладания процессов возбуждения. У лиц с данным нарушением наблюдается ускоренный темп внешней и внутренней речи, а также общей моторики и всех психических процессов, повышенная поверхностная эмоциональность и гиперактивность.
М. Зееман выявил, что данное нарушение может возникнуть в детстве, а в переходном возрасте ухудшиться, если не проводить специальной коррекционной работы. В дальнейшем, часто, особенно в переходном возрасте, этот недостаток сочетается с заиканием. Однако он также может существовать самостоятельно на протяжении всей жизни.
Тахилалия имеет наследственную природу возникновения. Чаще всего выявляется у детей возбудимых, нервных, порывистых. Некоторые авторы считали, что это расстройство может возникать при подражании небрежной, быстрой речи окружающих.
Речь страдающего патологически ускоренным темпом речи, трудно воспринимается слушающим, даже когда звукопроизношение оказывается нормальным. В речевой симптоматике тахилалии отмечается ускоренный темп речи (20 — 30 звуков в секунду при норме 10 — 12 звуков) без резких искажений фонетики и синтаксиса. При торопливом высказывании могут проявляться недостатки речевого внимания, запинки, проглатывания, перестановки слогов, повторения слов, искажения, неясность произношения фраз, но сам говорящий этого не замечает.
Фрагмент текста работы:
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ
1.1.Речь: виды и функции
Под понятием «речь» необходимо понимать исторически сложившуюся в ходе материальной преобразующей деятельности населения форма общения, которая опосредована языком . То есть в практическом смысле речь является языком в действии. В рамках речевого общения реализуется непрерывное кодирование и раскодирование информации. В этой связи речь включает в себя процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или, в некотором случае, для целей регуляции и контроля собственной деятельности, для внутренней речи.
Основными видами речи являются:
— устная речь,
— письменная речь,
— диалогическая речь,
— монологическая речь,
— внешняя речь (звучащая речь, осознаваемая речь),
— внутренняя речь.
Посредством устной речи люди общаются друг с другом, произносят наборы звуков, которые отождествляются с теми или иными явлениями и предметами. Наборы звуков передаются и воспринимаются на слух посредством соответствующих колебаний давления воздуха. Письменная речь основывается на изображении символов на конкретных материальных носителях.
В рамках диалогической речи принимают участие минимум два человека. Каждый человек выдает реплику, которая адресована другому человеку или нескольким людям. Последующие высказывания являются высказыванием на реплику данного человека . Монологическая – это речь, произносимая с начала и до конца только одним человеком. Диалог подразумевает многократное прерывание речи данного человека репликами других людей. Монолог же не предполагает какой-то речевой реакции и должен быть понятным сам по себе. Как диалог, так и монолог могут быть как устными, так и письменными.
Внешняя (звуковая) речь осознается говорящим и воспринимается другими людьми.
Внутренняя речь – особая разновидность. Она участвует в управлении лишь внутренними психологическими процессами, которые совершаются в голове человека. Внутренняя речь беззвучна и не имеет очевидных проявлений, она неосознаваемая.
Психологические функции речи: коммуникационная; интеллектуальная; регуляционная; психодинамическая; психотерапевтическая.
Смысл коммуникативной функции в том, что с помощью речи информация передается от человека к человеку. Она используется в различных видах общения людей и является первичным источником информации. Свою коммуникативную функцию речь получила благодаря существованию языка.
Интеллектуальная функция состоит в том, что для человека речь также и средство мышления. Наиболее ярко функция проявляется в словесно-логическом мышлении. Эта функция проявляется как во внутренней, так и во внешних формах речи: диалоге и монологе.
Речь служит фактором управления собственной психикой и поведением человека, который ее использует, и психикой других людей – в этом выражается ее регуляционная функция.
Психодиагностическая функция заключается в том, что можно судить о психологических особенностях данного человека по его речи, о его психических состояниях, свойствах и познавательных процессах .
С помощью психотерапевтической функции речи люди оказывают на себя и на других терапевтическое влияние, рассчитанное на психологическую поддержку, помощь и на предупреждение легких психогенных заболеваний.
1.2. Причины нарушений речи
Под понятием «нарушения речи» необходимо понимать отклонения в рамках речевого развития при сохранном слухе и нормальном интеллекте. Нарушение речи связано с психологическими, физиологическими и неврологическими проблемами. В соответствии с исследованиями, на проблемы с речевым развитием у дошкольников жалуются примерно 40–50% родителей. К причинам нарушений речи стоит отнести наследственность, врожденные патологии, осложнения, произошедшие во время родов, травмы и заболевания, которые перенесены в первые месяцы жизни. Вместе с тем, трудности в общении могут возникнуть и у вполне здоровых детей. В данном случае проблема обусловлена социальными причинами. К ним стоит отнести:
— гиперопека. Родители стремятся предугадать желания ребенка до того, как он их озвучивает, не давая возможности ответить на вопрос самостоятельно, постоянно подсказывая и договаривая за него слова.
— тревожность. Родители, опасаясь за здоровье ребенка, мешают ему активно исследовать мир. Запреты распространяются на свободное перемещение, использование «взрослых» предметом, излишне перемалывают пищу, тем самым затрудняя развитие мышц ротовой полости.
— подгузники. Ребенок вынужден регулярно привлекать внимание родителей для справления естественной нужды или устранения последствия указанного действия. У ребенка же, который круглосуточно одет в подгузник, подобной проблемы нет. Отсутствует повод и для коммуникации .
— соска. Она также может стать проблемой для развития речи современных дошкольников. В том случае, если рот ребенка постоянно занят, то речевой аппарат не развивается достаточно активно.
— дефицит общения. Родители не разговаривают с ребенком, считая его недостаточно развитым до своего уровня. Часто взрослые специально ждут, когда ребенок подрастет и заговорит сам. Однако, дети не могут полностью самостоятельно научить говорит, слыша человеческую речь. Развитие речи происходит только в рамках непосредственной коммуникации, когда к ребенку часто обращаются лично, задают вопросы и ведут активный диалог.
— Речь развивается только при непосредственной коммуникации, когда обращаются к ребёнку лично, задают вопросы, ведут диалог.
— Чрезмерное давление. От ребёнка требуют, чтобы он как можно скорее научился говорить: «Повтори! Скажи правильно!» Ребёнок пугается, сопротивляется давлению, и у него развивается речевой негативизм: человек понимает речь, но сам говорить отказывается.
— Повторение за взрослыми. Если ребёнок постоянно контактирует с человеком, который испытывает проблемы с речью, например картавит, то перенимает эту особенность.
— Запреты. «Закрой рот! Перестань петь! Молчи, когда старшие разговаривают!» — если ребёнок часто слышит подобное в свой адрес, у него пропадает желание говорить.
— Опережающее развитие. Некоторые родители одержимы идеей воспитать гения. Например, едва ребёнок начал говорить, требуют, чтобы он общался с одним из родителей только на иностранном языке. На практике такие дети редко вырастают билингвами, но часто имеют речевые проблемы: путают слова и звуки разных языков.
Отклонения в развитии устной речи делятся на фонационные и системные .
Системные отклонения — алалия и афазия — возникают из-за поражений коры головного мозга при развитии плода, в процессе родов, в результате перенесённой инфекции или инсульта. В этом случае ребёнок не всегда способен понимать смысл слов и правильно повторить их.
Фонационные отклонения более распространены, и их проще исправить. В этом случае ребёнок понимает речь, но ему трудно воспроизводить звуки, выдерживать темп и владеть интонацией.
• Брадилалия — замедление темпа речи из-за трудностей произношения отдельных звуков.
• Дизартрия — невнятная речь, вызванная поражением центральной нервной системы, которое мешает развитию речевого аппарата.
• Дислалия — искажение звуков, связанное с нарушениями нервной системы или особенностями речевого аппарата. Одна из самых распространённых проблем с речью у дошкольников. Частные случаи — картавость, шепелявость.
• Заикание — зацикленное или затянутое произношение слогов, нарушение темпа и ритма речи, неверные ударения. Может возникнуть под влиянием сильного стресса, перенесённой инфекции, задержке или наоборот слишком раннем развитии.
• Ринолалия — гнусавость, возникает при хроническом синусите или из-за аномального строения носовой полости.
• Тахилалия — патологически быстрый темп речи. Ребёнок очень частит и захлёбывается словами. Бывает связана с гиперактивностью и другими особенностями психического развития.