Курсовая теория на тему Критерии выделения отраслей права. Предмет и метод правового регулирования.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
І. Понятие отрасли права и критерии ее выделения. 5
1.1. Сущность отрасли права. 5
1.2. Теоретические
особенности изучения критериев выделения отраслей права. 9
Глава
ІІ. Предмет и метод правового регулирования. 14
2.1. Понятие, способы и
методы правового регулирования. 14
2.2. Механизм и стадии
правового регулирования. 21
Заключение. 28
Список
использованных источников. 30
Введение:
Актуальность темы. Любое общество, на какой бы стадии исторического
развития оно не находилось, нуждается в социально-нормативной регуляции. Эта
объективная потребность обусловлена тем, что общество, как форма совместной
жизнедеятельности людей, предполагает определенную стабильность,
организованность, упорядоченность человеческих отношений, общеизвестные и
обязательные нормы поведения участников этих отношений – одним словом,
надлежащий нормативный порядок.
Без соответствующего порядка, в
условиях случайности и хаоса невозможно существование социальной общности как
такой. Частично это обеспечивается за счет прямого воздействия на поведение
людей различных бедственно-природных, биологических и социальных факторов
(например, климатических условий, естественного отбора, демографических процессов
и др.). Однако основная нагрузка в реализации указанных функций ложится на
специально приспособленную к особенностям общественного бытия разветвленную
систему социальной регуляции, важное место в которой занимает правовое
регулирование.
Исследование отрасли права как
проявления нормативности современного права, его сути, признаков имеет
определенный научный интерес в теории права, вызванный повышением уровня
организации общества и качественным изменением украинского законодательства.
ведь исследования отрасли права как правового феномена, в результате чего
выработались свои постулаты, которые формировали на протяжении всей истории
существования самого права, подчинялись закономерностям его развития и
постепенно приобретали тех особенностей, характеризующих само право.
На сегодня среди ученых
отсутствует единство позиций относительно определения сущности и понятия
правового регулирования. Однако в последнее время стало уделяться больше
внимания исследованию общих закономерностей развития системы правового
регулирования с точки зрения ее внутренней организации как сложной по
внутреннему строению системы, элементы которой также являются сложными по своей
организации системами. Ученые стали акцентировать внимание на том, что система
правового регулирования по своей сути является дисипативной. Все это
предопределяет необходимость изучение сущностных признаков правового
регулирования как сложной системы и на их базе формулировки дефиниции правового
регулирования.
Степень исследованности темы. Понятие и
особенности правового регулирования сформулированы в трудах юристов А.С.
Алексеева, Н.Н. Алексеева, М.Ф. Владимирского-Буданова, С. Лоу, А. Н.
Медушевского, Г.Д. Гальперина, С. Уэйда, Г. Филипса, А. Фонбланка,
О.И. Чистякова, историков П. Н. Ардашева, Н. М. Карамзина, В. О.
Ключевского, С. М. Соловьева, А. Я. Авреха, М. П. Павловой-Силеванской, Ш.
Пти-Дютайи, А. Л. Шапиро, философов Д. А. Хомякова, М. О. Меньшикова, Н.И.
Черняева, А. И. Щербинина и др.
Цель работы. Таким образом, целью данной работы является всестороннее
изучение и анализ критериев выделения отраслей права и особенностей
правового регулирования.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
Охарактеризовать сущность
отрасли права,
Изучить особенности критериев
выделения отраслей права,
Изучить понятие и предмет
правового регулирования,
Изучить механизм правового
регулирования,
Объектом
исследования
является отрасль права и правовое регулирование.
Предметом
исследования
– применение средств и методов правового регулирования в государственном
управлении и в различных отраслях права.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, 2
глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы
составляет 33 страницы.
Заключение:
Подытоживая, стоит отметить, что
правовое регулирование, по нашему мнению, в дальнейшем имеет рассматриваться
как специфическая система нормативного влияния на общественно значимые,
сознательно-волевые, повторные и устойчивые общественные отношения с целью их
упорядочение, которое реализуется через определение базовых составляющих
указанных отношений и с использованием специальных юридических средств. Для
обеспечения стабильности системы правового регулирования необходимо обеспечить
осуществление ее функционирования согласно четко определенных принципов
правового регулирования; использование оптимально подобранного с учетом
специфики общественных отношений метода правового регулирования; наличие
реально и эффективно действующих механизмов работы деятельных элементов
правового регулирования.
Право является регулятором
общественных отношений, необходимым и полезным для общества, ведь регулирует
общественные отношения, обеспечивает правопорядок. Ценность действующего в
обществе права непосредственно зависит от сочетания интересов личности,
общества и государства в целом, что характеризует право, как уникальный феномен
способен обеспечить организованность, согласованность, стабильность и
динамичность общественным отношениям.
Наличие правового регулирования
дает возможность посредством правовых норм и иных юридических средств
воздействовать на общественные отношения с целью их упорядочения, развития и
защиты.
Механизм правового регулирования
призван с помощью правовых средств упорядочивать общественные отношения в
соответствии с целями и задачами правового государства. Данный механизм просто
необходим для поддержания законности и правопорядка как основы и неотъемлемого
условия нормальной жизни цивилизованного общества.
На современном этапе
исследования механизма правового регулирования назрела необходимость нового
видения механизма правового регулирования – в виде «объемного» явления. С
данной точки зрения механизм правового регулирования можно подразделить на
следующие компоненты: механизм правотворчества, механизм реализации норм права
механизм государственного принуждения, где охранную направленность имеет
механизм процессуального регулирования.
Фрагмент текста работы:
Глава І. Понятие отрасли права и критерии ее выделения 1.1. Сущность отрасли права Институциональными элементами
системы права является отрасль права, которая призвана объективировать
определенное качество права на его количественным признакам и правовой
институт, который состоит из правовых норм, которые в своей совокупности и
определяют право как нормативное образования. Речь идет, прежде всего, об
однородной совокупность правовых норм, идентифицируются в системе права за счет
собственной юридической природы, а также за счет собственных факторов. к таким
внешним факторам относятся общественные отношения, которые подлежат активному
воздействию правовых норм. Соединение в институционности социальных и
специальных характеристик права определяет выделение в его системе отраслей.
Как справедливо отмечают А. С.
Пиголкин и Ю. А. Дмитриев, отрасль права определяется как наиболее крупный
относительно обособленное подразделение системы права, который включает в себя
правовые нормы, регулируют определенную, качественно отграниченную сферу
общественных отношений, и обычно требует специфических средств правового
регулирования. Например, нормы, регулирующие трудовые отношения и определяют
права и обязанности работников, составляют трудовое право, а нормы, которые
обеспечивают порядок сбора и распределения средств, — финансовое право и тому
подобное[1].
Однако отрасль права следует
понимать не только в широком, но и в узком смысле как объединение правовых
норм, с помощью которых осуществляется регулирование однородных общественных
отношений посредством использования специфического метода правового
регулирования для достижения определенной социальной цели.
Таким образом, отрасль правовых
норм не создается путем волеизъявления, а возникает вследствие объективных
причин, она обусловлена социальными и практическими потребностями. При этом как
составная часть нормативно-правовой системы отрасль норм права имеет общие
(общеправовые), особые (субстанциональные) и единичные (индивидуальные) признаки,
обусловленные особенностями предмета и метода правового регулирования.
Для того, чтобы в полном объеме
определить понятие и сущностный содержание отрасли права как выражение его
нормативности, следует определить особенности этого феномена. Надо отметить,
что основная задача, которое полагается в основу исследования, заключается в том,
что необходимо определить те специфические черты отрасли права, которые
характеризуют его (право) как нормативное явление.
Так, в частности, как определяет
Л. Б. Тиунова, существует три группы факторов, что, по ее мнению, должны
учитываться при отраслевой характеристике права, к которым относятся:
— объективная дифференциация
общественных отношений;
— их государственно-правовая
оценка;
— степень развития
соответствующих правовых норм (их консолидация).
В данном случае со всей
очевидностью определяется положительная динамика в формулировках факторов,
которая свидетельствует о процессах обновления в праве[2].
Особливою признаком отрасли
права как нормативного образования выступает ее системный характер. При этом
нельзя забывать о том, что способность отрасли права к внутренней
самоорганизации (внутренняя структуризация, внутриотраслевая система)
обусловлена способностью к самоорганизации общественных отношений и субъектов
права. Но если общественные отношения выражают сущностную признак отрасли, то
нормы, ее составляют, свидетельствуют о формализации образцов поведения людей и
как первичный элемент системы права в таком виде подвергаются делению на
отрасли права. То есть отрасль права определяется не просто как часть действующего
права, а как элемент целостной системы, что находится в взаимосвязях с
однопорядковыми элементами этой системы, в постоянном развитии, как и система в
целом, и будучи сама системой, состоит из элементов низшего уровня.
Следует отметить, что
системность как признак области обладает уникальностью, которая заключается в
том, что она, во-первых, характерная для всех элементов системы права (всех
отраслей), во-вторых, в каждом из них это качество проявляется индивидуально.
Система отрасли права, как и любая другая система, характеризуется целостностью
и взаимосвязью элементов. Ее целостность определяется, с одной стороны,
внутренним единством области, с другой – относительной автономностью и
самостоятельностью ее элементов. Система отрасли права, подобно системы права,
объективная. Как объективные факторы,
формирующие отрасль права, выступают реальные связи, которые существуют в сфере
регулируемых [1]
Авадов, Г.Т. Политология: учебник / Г.Т. Авадов.
– 2-е изд. стер. – М.: ОМЕГО-Л, 2011. – 371 с. [2]
Актуальные проблемы теории
государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по
специальности «Юриспруденция» / под ред. А.И. Бастрыкина. – М.: Юнити-Дана,
2014. – 471 с.