Курсовая теория на тему Критерии и параметры обеспечения продовольственной безопасности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ КРИТЕРИЕВ И ПАРАМЕТРОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Правовые основы определения критериев и параметров обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации 5
1.2 Институциональное понимание критериев и параметров обеспечения продовольственной безопасности 12
ГЛАВА 2. ПОКАЗАТЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1 Параметры обеспечения продовольственной безопасности 18
2.2. Критерии обеспечения продовольственной безопасности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
Вопрос продовольственной безопасности государства стал наиболее актуальным в первое десятилетие XXI века, в том числе и в связи с возросшей актуальностью этой проблемы в мировом масштабе, причем в России продовольственная безопасность сразу стала рассматриваться в контексте стратегии обеспечения национальной безопасности как ее составная часть, а поскольку актуальность обеспечения национальной безопасности растет из года в год, на что обратил внимание и Президент РФ в своем очередном Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации, озвученном 15 января 2020 года , то и актуальность реализации задач обеспечения продовольственной безопасности не теряется.
Актуальность реализации стратегических задач обеспечения национальной безопасности определяет и актуальность изучения проблематики, связанной с анализом критериев и параметров обеспечения продовольственной безопасности, то есть с научно-практическим анализом качественных и количественных показателей, соответствие которым обеспечивает реализацию задачи обеспечения продовольственной безопасности.
Выбор темы определен научным интересом к вопросу правового регулирования установления оценочных критериев и параметров обеспечения продовольственной безопасности, а также тем, что пик научного интереса к указанной проблематике пришелся на 2013 года, в то время как указанный вопрос с течением времени только актуализируется, что вызвано, прежде всего, изменением вектора государственной политики в сторону решения социальных вопросов, а также новыми вызовами, с которыми сталкивается Россия в глобализирующемся мире, что, в свою очередь, определяет необходимость дальнейшего научного исследования проблематики выбранной темы.
Целью исследования является анализ установленных законодательством параметров и оценочных критериев обеспечения продовольственной безопасности как составляющей единой Стратегии национальной безопасности, результатом которого должно стать определение системы параметров и критериев обеспечения продовольственной безопасности.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
— изучить правовые основы определения критериев и параметров обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации;
— проанализировать институциональное понимание критериев и параметров обеспечения продовольственной безопасности;
— выявить параметры продовольственной безопасности;
— исследовать оценочные критерии продовольственной безопасности.
Объектом исследования стали нормы и правовые институты, посредством которых регулируются отношения по выявлению параметров обеспечения продовольственной безопасности и применению оценочных критериев, позволяющих определить ее состояние.
Научная значимость работы состоит в выявлении системы параметров обеспечения продовольственной безопасности, а также применимых оценочных критериев, которые позволяют оценить состояние исполнимости тех задач, которые определены высшими органами государственной власти в указанной сфере. Выявленные системы параметров и критериев обеспечения продовольственной безопасности можно рассматривать как базу для соответствия состояния института продовольственной безопасности тем задачам, которые решаются в рамках Стратегии национальной безопасности.
Заключение:
Подводя итоги анализа определения системы критериев и параметров обеспечения продовольственной безопасности, следует отметить растущую актуальность проблематики темы, что вызвано общей государственной политикой, направленной на самообеспечение внутреннего рынка продуктов питания отечественной продукцией, снижение зависимости внутреннего рынка от импорта продуктов питания в тех сферах, где это возможно, до полного самообеспечения потребностей населения в продуктах питания, а также тем, что в отношении нормативного закрепления критериев обеспечения продовольственной безопасности до сих пор существует пробел в праве. поскольку далеко не все критерии нормативно закреплены в основных нормативных актах. являющихся основой реализации государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности.
Целью исследования был определен анализ установленных законодательством параметров и оценочных критериев обеспечения продовольственной безопасности как составляющей единой Стратегии национальной безопасности, в результате которого была обозначена система параметров обеспечения продовольственной безопасности, а также был сделан вывод о необходимости дальнейшего развития понимания системы критериев обеспечения продовольственной безопасности.
При решении поставленных во Введении задач были сделаны следующие выводы.
Существующую нормативную базу регулирования отношений, связанных с обеспечением продовольственной безопасности, также нельзя признать удовлетворительной, поскольку задача является актуальной, а существующее федеральное законодательство ограничивается только общими нормами, в основном, понимание направлений обеспечения продовольственной безопасности нормативно выражено в акте, правовая природа которого является дискуссионной, в Доктрине продовольственной безопасности, которая хоть и утверждена Указом Президента РФ, но не является ни федеральным законом, ни подзаконным актом, поэтому для обеспечения механизма ее реализации возникает необходимость в издании постановлений и распоряжений Правительства РФ, то есть в издании подзаконных актов в отсутствие федерального закона, в связи с чем предлагается нормы, определяющие направления обеспечения продовольственной безопасности, выразить в виде федерального закона, повысив, тем самым, значимость этих норм и создав условие неукоснительного их соблюдения в рамках механизма реализации, который был бы определен системой подзаконных нормативных актов.
Оценивая институциональные основы определения параметров и критериев продовольственной безопасности как составляющей Стратегии национальной безопасности, следует отметить, что и определение параметров продовольственной безопасности, и понимание критериев оценки ее состояния на определенных этапов развития государства, нуждаются в дальнейшем научно-практическом осмыслении, результатом чего должно стать развитие нормативной базы, регулирующей отношения, связанные с обеспечением продовольственной безопасности страны.
В систему параметров обеспечения продовольственной безопасности следует включать не только те параметры, которые прямо указаны как таковые в Доктрине продовольственной безопасности, но и такие параметры, как потребительская корзина (в той ее части, которая касается продуктов питания) и показатель продовольственной обеспеченности.
Систему критериев обеспечения продовольственной безопасности следует рассматривать не только как показатели процентного соотношения производства продуктов питания в стране и импортной продукции, но и включать в нее качественные показатели, характеризующие безопасность потребляемых продуктов питания и их пищевую ценность для потребителя, что будет показателем роста качества жизни населения.
Применительно к продуктам питания, поступающих на продовольственный рынок, а также в систему государственных запасов, следовало бы по примеру Европейского Союза разработать и включить в Доктрину продовольственной безопасности критерии, посредством которых можно было бы определить безопасность продуктов питания для здоровья человека. Такими критериями могли бы стать критерии опасности и вредности продукта для здоровья человека и его предполагаемого потомства. Частично такие шаги уже сделаны в отношении генно-модифицированных продуктов питания, бесконтрольное распространение которых на территории России законодательно запрещено именно по причине недостаточной информации об их влиянии на здоровье человека, его репродуктивную функцию и возможного негативного влияния на последующие поколения.
Законодательное закрепление вышеуказанных критериев будет способствовать выработке административно-правовых и уголовно-правовых мер противодействия преступлениям, совершаемым в сфере продовольственной безопасности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ КРИТЕРИЕВ И ПАРАМЕТРОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Правовые основы определения критериев и параметров обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации
Понятие «продовольственная безопасность» впервые было определено в 1974 году после зернового кризиса 1972-1973 годов во Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания. Согласно Декларации, под продовольственной безопасностью понимается «сохранение стабильности на рынках продовольственных товаров при доступности базовых продуктов питания для всех стран мира» .
Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности установила, что под продовольственной безопасностью следует понимать ситуацию, «когда все люди имеют физический и экономический доступ к безопасному и питательному продовольствию в количестве, достаточном для удовлетворения своих потребностей и предпочтений в еде, в объемах, необходимых для активной и здоровой жизни» .
Декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности определила, что «продовольственная безопасность существует, когда все люди всегда имеют физический, социальный и экономический доступ к достаточному количеству безопасного и питательного продовольствия для удовлетворения своих диетических потребностей и пищевых предпочтений для ведения активной и здоровой жизни» . Также данная Декларация установила, что основами продовольственной безопасности являются наличие, доступ, использование и стабильность.
Конституционно-правовой основой институционально-правового обеспечения продовольственной безопасности являются положения ст. 4 Конституции РФ , устанавливающих принцип государственного суверенитета и его обеспечения всей силой государственной власти.
Кроме того, в соответствии с пунктом «м» статьи 71 Конституции РФ вопросы обеспечения безопасности относятся к ведению Российской Федерации и не могут быть предметом ведения РФ и ее субъектов, либо находиться в ведении субъектов РФ.
Нормативное определение термина «безопасность», как указывают отечественные авторы, отсутствует в современном российском законодательстве, но, как отмечает указанный автор, законодатель сделал это намеренно, то есть не раскрыл определение этого понятия в дефинитивной норме Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» , действующего в настоящее время в редакции от 05.10.2015 г., с тем, чтобы в отдельных доктринах, раскрывающих политику государства в отношении обеспечения безопасности в отдельных сферах внутренней и внешней политики, раскрыть сущность и содержание деятельности государства по обеспечению безопасности в этих сферах, в том числе и в сфере продовольственной безопасности.
Указом Президента РФ от 30.01.2010 г. № 1 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» была утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (далее – Доктрина), которой была поставлена стратегическая цель обеспечения населения страны безопасными продуктами питания.
В самой же Доктрине несколько шире определяется ее стратегическая цель и задачи (п. 1): совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
Доктрина провозглашается как составляющая более общей по своим целям и содержанию Стратегии национальной безопасности РФ, действовавшей на момент разработки Доктрины в редакции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 . В настоящее время действует новый вариант Стратегии национальной безопасности (далее – Стратегия), утвержденный Указом Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» . Основное отличие ныне действующей Стратегии от первого варианта состоит в том, что первоначальный вариант предполагал временные рамки действия (до 2020 г.), а ныне действующая Стратегия действует неограниченно во времени.
Основной задачей Стратегии стала консолидация усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и граждан Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности. Впервые в новейшей истории России на столь продолжительный период были обозначены направления деятельности органов государственной власти в сфере обеспечения конституционно-правовых принципов суверенности государственной власти, установленных в нормах ст. 4 Конституции РФ.
Система национальной безопасности в Стратегии понимается намного шире, чем определение задач по обеспечению безопасности государства, которые стоят перед правоохранительными органами. Это – документ комплексного характера, в котором под национальной безопасностью понимается «…состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства».