Курсовая теория на тему Коррупционные риски: понятие и значение для механизма противодействия коррупции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1 Теоретико-правовые основы противодействия коррупции 6
1.1 Коррупция как особое социальное явление 6
1.2 Конституция как основа противодействия коррупции 8
2. Система проведения антикорупционной экспертизы нормативных правовых актов в рамках противодействия коррупции 13
Заключение 23
Список использованных источников 26
Введение:
Правовые реформы, проводимые в Российской Федерации, привели к изменению современного понимания права, что обусловило необходимость теоретико-правового осмысления проблем правовых источников.
На современном этапе развития российского общества и государства в условиях глобализации и связанных с ней позитивных и негативных процес-сов возрастает потребность в эффективном правовом регулировании.
Борьба с коррупцией — это многогранная и комплексная деятельность государства, включающая в себя сокращение распространения и развития коррупционных факторов, а также создание определенных правовых меха-низмов, направленных на устранение факторов и обстоятельств, способству-ющих коррупции.
Мы знаем, что одной из характеристик, сопровождающих коррупцию, и в то же время одной из самых серьезных проблем, является ее системный характер и интенсивность.
Борьба с коррупцией должна вестись комплексно и всеохватывающе, поскольку она обязательно включает в себя различные методы, средства и механизмы противодействия ее составляющим.
Защита социальной сферы является одной из основных задач государ-ства и общества, а также одной из основных функций учреждений, отвечаю-щих за правоохранительную деятельность, контроль и надзор в Российской Федерации. Помимо уголовно-правовых и административно-правовых мер, обеспечивающих такую безопасность, существует ряд конституционно-правовых мер, которые по каким-либо причинам не получили должного по-нимания и применения в антикоррупционной теории и практике.
В то же время это фундаментальные меры, поскольку они закреплены в Основном законе Российской Федерации — Конституции Российской Федера-ции, акте, обладающем высшей юридической силой и являющимся основным источником всего законодательства, в том числе и антикоррупционного.
Анализ специальной литературы и нормативных источников показыва-ет, что, несмотря на широкое использование фразы «риск коррупции», еди-ного и четкого определения этого понятия не выработано, даже примени-тельно к конкретной сфере деятельности или структуре власти. Разные авто-ры придают этому определению разный смысл, что затрудняет разработку способов их идентификации. Нормативные определения также различаются.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью совершенствования эффективного механизма противодей-ствия коррупции в современной России.
Объектом настоящего исследования выступают общественные отноше-ния, которые возникают в процессе формирования и практической реализа-ции антикоррупционной стратегии.
Предметом исследования являются основные элементы правового ме-ханизма реализации государственной стратегии противодействия коррупции в Российской Федерации.
Исследованию обозначенной проблемы, посвящены работы следую-щих авторов: Н.Г. Александрова, С.С. Алексеева, А.В. Демина, В.В. Ивано-ва, А.Д. Корецкого, Котелевской И.В., Ю.А. Тихомирова и других.
Цель настоящей работы – раскрытие содержания коррупционных рис-ков, понятие и значение для механизма противодействия коррупции.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
— исследовать теоретико-правовые основы противодействия коррупции;
— изучить коррупцию как особое социальное явление;
— рассмотреть систему проведения антикорупционной экспертизы нор-мативных правовых актов в рамках противодействия коррупции.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частно-научные методы познания: анализа, нормативно-логический, систем-но-правовой и другие.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, в ходе нашего исследования мы выяснили следующее.
Сегодня коррупция является традиционным и достаточно распростра-ненным видом преступности, существующим не только в нашем государстве, но и во многих других цивилизованных странах мира. От коррупции не за-страхована ни одна страна в мире, так как элементы психологии коррупцио-нера присущи почти каждому взрослому человеку.
Коррупция во всех ее проявлениях является угрозой для национальной и экономической безопасности нашей страны, нарушает принципы сложив-шейся в нашей стране демократии. Экономические кризисы, которые часто объявляются в Российской Федерации, являются в большей части послед-ствием развитой коррупции. Этот кризис возникает в основном из-за взяточ-ничества и расхищения государственного имущества. Хочется отметить три причины сегодняшней ситуации. Первая — то, что Россия потеряла поколе-ние 90-х годов. У сегодняшней молодежи, выросшей в 90-е годы, полностью коррупционное сознание. В их понимании коррупция не является чем-то ужасным.
Нынешняя молодежь считает, что с помощью взятки можно решить практически любой вопрос от поступления в престижный вуз до приема на хорошую работу.
Вторая причина заключается в создании экономических предпосылок для недопущения коррупции во всех госструктурах путем более тщательного подбора кадров, повышения моральной мотивации и материального стиму-лирования — повышения оплаты труда чиновников.
Третья причина заключается в усилении профилактики коррупции сре-ди тех, кто отвечает за распределение и последующее использование бюд-жетных средств.
Сложившаяся ситуация с коррупцией и проблемы, которые она созда-ет, требуют неотлагательных действий со стороны государства, становится необходимым улучшить антикоррупционную политику, проводимую в Рос-сии
Одной из причин существования коррупции является несовершенство законодательства. Ежедневно разрабатываются и принимаются новые право-вые акты, требующие изучения наличия в них факторов, порождающих кор-рупцию. Многие из уже применяемых на практике нормативных правовых актов также требуют анализа и обобщения. Актуальным был и остается во-прос об эффективности нормативных правовых актов и поиске наилучших инструментов оценки законодательства с целью выявления и устранения ошибок в нормативной базе. Одним из таких инструментов является анти-коррупционная экспертиза. Его задача — установить юридическую коррект-ность проектов и действующих нормативных правовых актов, предупредить и снизить коррупционные риски, которые могут быть закреплены в право-вых нормах.
При проведении антикоррупционной экспертизы подзаконных норма-тивных правовых актов в целях выявления таких коррупционных факторов, как принятие нормативно-правового акта вне сферы его компетенции, особое внимание должно быть уделено вопросам определения компетенции органа, принимающего его в вопросах подзаконного регулирования и недопустимо-сти расширения или сужения границ действия правовых норм, предусмот-ренных нормативным актом.
Снижение коррупционной составляющей фактора «отсутствие или не-полнота административных процедур» может быть достигнуто путем вклю-чения административных процедур в содержание законодательного акта и сокращения их регулирования на нижестоящем уровне.
Однако при отсутствии четко определенных административных проце-дур в законе они должны быть полностью проработаны и закреплены в под-законных актах исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
Снижение уровня завышенных требований может быть достигнуто по-средством следующих мер:
Сокращение количества органов (должностных лиц), участвующих в принятии управленческих решений, обеспечивающих реализацию субъек-тивных прав и законных обязательств;
Сокращение перечня документов, которые граждане (организации) обязаны предоставлять для реализации этого права;
Сокращение сроков принятия управленческих решений;
сокращение перечня критериев, которым должны соответствовать граждане (организации), обращающиеся за правом или льготой;
Изменения в условиях и основаниях реализации субъективных прав и исполнения законных обязанностей в сторону увеличения категорий граждан и организаций, которые могут претендовать на получение определенных со-циальных льгот, прав и преимуществ.
Одной из наиболее эффективных мер по снижению количества корруп-ционно-гражданских факторов может быть «пакетное» принятие норматив-ных правовых актов, когда одновременно с законом разрабатываются и принимаются нормативные правовые акты, обеспечивающие практическую реализацию его положений.
В любом случае, лучший способ уменьшить или нейтрализовать кор-рупционный риск, присущий верховенству права, — это подробно предста-вить его — ясно и понятно не только правоохранительным органам, но и каж-дому человеку.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретико-правовые основы противодействия коррупции
1.1 Коррупция как особое социальное явление
Коррупция как особое социальное явление существует в любом обще-стве, однако уровень коррупции в разных странах и в разные эпохи разли-чен. Российская Федерация относится к странам, в которых коррупция полу-чила широкомасштабное распространение. Благодаря такой степени распро-страненности коррупция оказывает негативное влияние на все стороны об-щественной жизни. Поэтому она справедливо может быть определена как одно из самых опасных и всепроникающих социальных явлений, представ-ляющих угрозу национальной безопасности российского общества .
Коррупция является серьезным препятствием для нормального функ-ционирования всех общественных механизмов, проведения социальных ре-форм и модернизации национальной экономики, вызывает серьезную трево-гу и недоверие к государственным институтам в российском обществе, созда-ет негативный образ России на международной арене и справедливо воспри-нимается как угроза национальной безопасности, что говорит о необходимо-сти изучения этого явления с целью дальнейшего совершенствования анти-коррупционных мер и обеспечения безопасности страны.
Коррупция — это негативное явление, связанное со злоупотреблением властью и сопутствующими полномочиями в целях личной выгоды. Историю коррупции государственных служащих можно проследить с момента воз-никновения государства. В то же время на определенных этапах развития государства коррупция была фактически узаконена; на других этапах даже самые незначительные преступления карались жестокими и неоправданными наказаниями, которые могли быть приравнены к государственному террору.
Основная задача законодателей и правоприменителей — найти баланс между интересами государства и граждан и разумностью применяемых мер. Для того чтобы противостоять коррупции, необходимо понять причины и негативные последствия этого явления и подойти к нему с точки зрения исто-рии этого явления в данном регионе. Все коррупционные деяния можно классифицировать по различным критериям, но наиболее важными в борьбе с коррупцией следует считать следующие категории: по содержанию деяния:
— получение преимуществ за законное действие/бездействие (мздоим-ство);
— получение преимуществ за незаконные действие/бездействие (лихоим-ство).
Эта классификация позволяет нам классифицировать лиц, виновных в коррупции, в соответствии с психологическими аспектами и, таким образом, принимать более эффективные меры по выявлению, предотвращению или наказанию коррупции. Этот подход делит преступления на два совершенно разных типа с точки зрения характера правонарушения, психологических аспектов участников и последствий.
Бытовая коррупция — типичное, почти обязательное явление в сознании всех, кто вовлечен в российские правовые отношения. В ответ на жалобы на низкую зарплату медицинского персонала Сталин сказал: «Хороший врач накормит народ ……». . Иными словами, бытовая коррупция была чем-то привычным, совсем не зазорным, не считалась преступлением или даже пра-вонарушением, и кандидаты учитывали ее размеры при выборе карьеры, не меньше, чем зарплату, а граждане и коллеги возмущались, когда врача увольняли за взятку в 5 000 рублей. В то же время, огромный объем кор-рупции приводит к широко распространенным нарушениям, казалось бы, незначительных правил, которые являются предвестниками более важных нарушений (например, студент покупает справку о болезни, чтобы избежать исключения из университета, блестящий студент из мира бизнеса не может перевестись на место, финансируемое государством). Более того, именно эта масса существенно меняет ход экономических отношений и переводит значи-тельную часть экономики страны в серую зону.