Курсовая теория на тему Коррекция интонационно-мелодической стороны речи у старших дошкольников с ринолалией средствами фольклорных произведений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы интонационно-мелодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Отечественные и зарубежные теории понятия «интонационно-мелодическая сторона речи» 6
1.2. Закономерности развития интонационно-мелодической стороны речи в онтогенезе 11
1.3. Особенности развития интонационно-мелодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией 17
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование проблемы коррекции интонационно-мелодической стороны речи у старших дошкольников с ринолалией средствами фольклорных произведений 20
2.1. Диагностика интонационно-мелодической стороны речи у старших дошкольников с ринолалией 20
2.2. Особенности коррекции интонационно-мелодической стороны речи у старших дошкольников с ринолалией средствами фольклорных произведений 24
2.3. Динамика развития интонационно-мелодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ринолалией на заключительном этапе исследования 32
Заключение 35
Список литературы 37
Введение:
Актуальность темы исследования. Государственная концепция образования в Российской Федерации, определяя преимущества о создания образования в государственной политике, одной из проблем выдвигает многоплановое и своевременное развитие детей, их креативных возможностей, самореализацию личности. Устанавливается задача возведения тренировочного с учетом современных достижений науки, применения вариативности образовательных программ, которые обеспечивают индивидуализацию создания, личностно направленное на подготовку и развитие. По этой причине важным считается проблема оперативного и полного речевого формирования ребёнка, что считается важным обстоятельством настоящего освоения выделиться обилием стиля.
Трудность формирования речи детей дошкольного возраста располагается в центре внимания единой педагогики (Е. Ф. Архипова, Т. П. Бессонова, Н. Ю. Вахтина, О. Е. Грибова, и др.), таким образом дошкольный возраст — это период интенсивного освоения, развития и формирования речи, где закладываются принципы эффективного преподавания в школе. Полное освоение родным языком считается важным обстоятельством решения проблем интеллектуального, эстетического, высоконравственного обучения ребенка в сензитивный промежуток формирования.
Обязательной составляющей овладения родным языком считается развитие тонального края речи. Непосредственно интонация может помочь ясно и точно показать идею, сообщить собеседнику и слушателю требуемые данные. Человек обязан владеть тональным обилием стиля, значимым не только с целью развития культуры выступления и с целью культуры общения. По этой причине немаловажно начинать работу согласно развитию тональной речи еще в дошкольном возрасте, так как данная деятельность побуждает на развитие связной речи, дает возможность исключить недостатки выражения, как однообразие, слитность выступления, неточность дикции, медленный или ускоренный темп, оказывающих большое влияние на представление содержания и психологического значения выражения. Интонация имеет огромное значение для формирования понимания речи.
Несформированность интонационной стороны речи встречается у детей с различными формами речевой патологии, одной из которых является дети с ринолалией. Данное нарушение представляет собой нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Изучения специалистов по психологии, лингвистов, педагогов (А. Н. Гвоздев, A. B. Запорожец, A. М. Пешковский, О. И. Соловьева, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова) сформировали посылы с целью единого расклада к речевому формированию дошкольников.
Характерные черты тонального края выступления в онтогенезе рассматривались специалистами по психологии, языковедами, преподавателями, дефектологами (В. А. Ковшиков, Н. И. Лепская, К. А. Семенова, Р. В. Тонкова — Ямпольская, М. Ф. Фомичева). В потребность оперативной корректировки разных патологий речи указывается в трудах Г. В. Бабиной, Л. И. Беляковой, О. С. Орловой, Т. В. Тумановой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.
Изучением методов обследования и коррекции речи у детей с ринолалией занимались Ф.A. Pay, E. Ф. Pay, М.Е. Хватцев, Н.И. Сереброва, Л.В. Дмитриев, З.Г. Нелюбова, Т.Н. Воронцова, АГ. Ипполитова, И.И. Ермакова, Г.В. Чиркина, А.С. Балакирева, С.Л. Таптапова, Е.С. Алмазова, Е.В. Лаврова, но развитие интонационно-мелодической стороны речи у ребенка с ринолалией еще мало изучено в логопедической концепции и практике. Это будет являться проблемой нашего исследования.
Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и апробировать сущность логопедической деятельности согласно развитию интонационно-мелодической стороны речи у дошкольников с ринолалией средствами фольклорных произведений.
Заключение:
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что старший дошкольный возраст – это период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности. Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке, только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.
Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение.
В этом огромную помощь могут оказать произведения художественной литературы и фольклора в дошкольных образовательных учреждениях. Занятия по чтению произведений художественной литературы и фольклора – это деятельность, которая позволяет детям старшего школьного возраста с ринолалией решать многие проблемные ситуации опосредованно не только от себя, но и от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать интонационно-мелодическою сторону речи. Данные занятия помогают всесторонне развивать ребенка с ринолалией и не случайно в примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел, организация занятий по чтению художественной литературы.
Чтение произведений художественной литературы и фольклора – важнейшее средство формирования выразительной речи, а так же развития внимания, всех процессов памяти, мышления, познавательных и творческих способностей, формирования нравственных и этических форм поведения, способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Существует множество способов и методов формирования интонационно-мелодической стороны речи.
Для формирования интонационно-мелодической стороны речи используют различные логоритмические упражнения, все упражнения и тренировки проводятся в форме игры, так как игра является одним из наиболее доступным и понятным методом для детей.
Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость, формируется выразительность речи. Таким образом, процесс совершенствования интонационно-мелодической стороны речи посредством чтения произведений литературы и фольклора у старших дошкольников с ринолалией будет проходить успешнее, если работу по организации занятий строить с учетом индивидуальных психолого-педагогические особенностей, при этом применять эффективные способы формирования выразительности речи у старших дошкольников с ринолалией и организовывать активное участие родителей в процессе формирования интонационно-мелодической стороны речи.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы интонационно-мелодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Отечественные и зарубежные теории понятия «интонационно-мелодическая сторона речи»
Непосредственно тон может помочь понятно и четко показать идею, кроме того, донести до слушателя и собеседника нужную информации. Человек обязан обладать тональным обилием стиля, который важен не только лишь с целью развития культуры выступления, но и с целью культуры общения. Следовательно, необходимо приступать к работе согласно тональному краю выступления еще в дошкольном возрасте. Данная деятельность стимулирует формирование складного выступления и предоставляет возможность исключить следующие недостатки высказывания: монотонность, неточность дикции, медленный или ускоренный темп, которые влияют на представление нахождения и психологического значения выражения. Как языковое явление речь разбирается в современном языкознании в свойстве коммуникации, как емкий, высокоактивный способ общения между людьми. Живя в обществе, человек посредством речи передает и получает нужную для него информацию. Чтобы конкретно выразить смысл высказывания необходимо уметь использовать интонацию в речи [9].
Проблема изучения и обучения тонального края выступления ребенка многопланова и потребует прибегания к изучениям научных работников различных сфер. С целью познания единого свойства, законов российской интонации, закономерностей развития тонального края выступления возможно прибегнуть к трудам лингвистов и психолингвистов: В. И. Бельтюкова, Н. И. Жинкина и др.
Тон — это не только способ выразительности. Оно считается значимым орудием развития выражения и раскрытия его значения. Произнесенное с разной интонацией одно и то же предложение, приобретает другой смысл. Само понятие «тон» происходит от латинского «intonatio» (данный термин образован от глагола «intono», «intonare» – «звонко проговаривать») — комплекс просодических компонентов выступления [12].
Исследователи по-разному дают определение слову «интонация»: так, Ю. А. Флоренская отмечала, что интонационные упражнения влияют на вербальную активность, моторику, душевное состояние. Кроме того, они содействуют тренировке физической активности нервозных действий основной нервозной концепции, активированию коры [35].
Б. Н. Головин интонацию подразумевает как перемещение в ходе развертывания выступления, возвышенности ее звучания, мощи, темпа, тембра, и разделение ее паузами. Тон — данное проявление крайне непростое, не взирая на то, что слушателем оно принимается как что-то целое, слитное и по этой причине «элементарное» [16].
В. В. Соколова дает определение «интонации» как «целостность компонентов, которые взаимосвязаны между собой это мелодика, интенсивность, длительность, темп речи, тембр произношения» [30].
Изучение трудностей формирования выступления, какие представлены Ф. А. Сохиной, дает вероятность аргументировать на теоретическом уровне и изъяснить три нюанса свойства проблем формирования у детей дошкольного возраста:
• Структурный (развитие различных структурных уровней концепции стиля — силлабического, лексического, грамматического);
• Функциональный либо коммуникативный (развитие умений обладания языком в его коммуникативной функции, формирование связной речи, две речевого общения — диалог и монолог);
• Когнитивный, познавательный. Как силлабическое проявление, тон рассматривается в последующих нюансах: артикуляторном, звуковом, языковедческом, перцептивном [31].
В артикуляторном нюансе изучение интонации подразумевает исследование анатомо-физических нюансов деятельности организаций выступления. В звуковом нюансе изучение интонации анализирует разговор как действующие в акустическом устройстве лица ассоциирующие перемещения невесомости потока, в чем выражаются конкретные свойства интонации: колебания главного тона, диапазон, насыщенность и продолжительность [16]. В интологии как правило корреспондируют ключевые элементы интонации: акцент, мелодику, скорость, окраску и паузу, подчеркивая, как основные и более специфические элементы российской интонации мелодику и акцент [32].