Курсовая теория на тему Коррекция дисграфии у школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения дисграфии у школьников 4
1.1 Характеристика дисграфии как специфического недостатки письма 4
1.2 Особенности проявления дисграфии у школьников 13
Глава 2. Особенности коррекции дисграфии у школьников 18
2.1 Методы коррекции дисграфии у школьников младшего школьного возраста 18
2.2 Особенности логопедической работы по коррекции проявлений дисграфии у младших школьников 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Список литературы 34
Введение:
Проблема предотвращения и исправления нарушений письма у уча-щихся остается актуальной для школьного обучения, поскольку письмо и чтение — это средство получения учащимися знаний.
К сожалению, все чаще возникают ситуации, когда ребенок, учась в начальных классах имеет определенные трудности при чтении и на письме.
В формировании навыков чтения и письма задействованы различные анализаторы (слуховой, зрительный и двигательный). Усвоение процесса письма и чтения возможно при условии достаточного уровня речевых и неречевых функций; слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, звуко- буквенного анализа и синтеза, зрительного анализа и синтеза, пространственного представления. Несформированность любой из указанных функций (или их расстройство) может вызвать нарушение процесса овладения письмом и чтением.
Письмо — это особая форма собственного (экспрессивного) речи, формируется, в отличие от устных форм, только в процессе целенаправ-ленного обучения, и является знаковым пространственной классификации временной последовательности фонем в устной речи.
Специфические расстройства письма получили название «дисгра-фия».
Дисграфия обусловлена недоразвитием высших психических функ-ций, обеспечивающих процесс в норме [3].
В настоящее время русская логопедия охватывает вопросы симпто-матики, механизмов дисграфии, структуры данного речевого расстрой-ства, разработаны как общие методические подходы и направления, так и содержание, и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (И.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, О.А. Токарева, С.Б. Яковлев и другие).
Объект эксперименты: процесс изучения недостатки письма и мето-дов коррекционной работы при дисграфии.
Цель: на основе теоретических исследований изучить и выявить раз-личные методы коррекции дисграфии.
Задачи эксперименты:
1) раскрыть и проанализировать понятие «дисграфия»;
2) рассмотреть классификацию и причины недостатки письма;
3) изучить методы коррекции дисграфии у младших школьников;
4) проанализировать методы логопедической работы по устранению нарушений письменной речи.
Методы: анализ литературы, синтез, дедукция.
Заключение:
Сейчас общепризнано, что существует тесная связь между недораз-витием устной речи и недостатками письма и чтения у школьников. По-этому для устранения нарушений требуется единая система корректирую-щих действий. Это утверждение подтверждается тем, что дисграфия и дислексия не являются изолированными дефектами, а чаще всего сопут-ствуют друг другу.
Очень важно своевременно выявить причины самых первых пись-менных трудностей, возникающих у ребенка в период овладения грамо-той, чтобы сразу же оказать ему адресную помощь. Но гораздо важнее обнаружить признаки возможных трудностей в овладении письмом еще до того, как ребенок начнет обучать ребенка чтению и письму (то есть в до-школьном возрасте), чтобы своевременно предотвратить эти трудности, поскольку процесс коррекции дисграфии требует гораздо больше усилий для его устранения.
Для современной общеобразовательной школы характерен букваль-но катастрофический отказ многих школьников по русскому языку. Весь ход нормального речевого развития ребенка протекает по строго опреде-ленным схемам, в которых каждое уже сформировавшееся звено является своего рода базой для полноценного формирования следующего. Следо-вательно, потеря какой-либо одной ссылки (или отклонение от нормы в ее развитии) препятствует нормальному развитию других, «надстроек» над ней, ссылок.
Необходимо постоянно следить за своевременностью приобретения ребенком соответствующих речевых и других навыков. В процессе прак-тических исследований поставленная цель была достигнута: выявлены и изучены различные методы коррекции дисграфии.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения дисграфии у школьников
1.1 Характеристика дисграфии как специфического недостатки пись-ма
В современной литературе термин «дисграфия» определяется по-разному. Р.И. Лалаева дает такое определение: «Дисграфия — частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, вызванных отсутствием формирования высших психических функций, задействованных в процессе письма» [5].
В. Садовникова определяет дисграфию как частичное расстройство письма, основным симптомом которого является наличие стойких специ-фических ошибок, не связанных с нарушением слуха, зрения или снижени-ем интеллекта [10].
Частичное нарушение навыков письма А.Л. Сиротюк связывает с очаговыми поражениями, недоразвитием и дисфункцией коры головного мозга.
А.Н. Корнев обозначает дисграфией стойкую неспособность овла-деть навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха [3].
До сих пор нет единого понимания, в каком возрасте и на каком эта-пе обучения в школе можно диагностировать дисграфию у ребенка. Таким образом, разделение понятий «трудности в овладении письмом» и «дис-графия» Э.А. Логинова понимает стойкое нарушение ребенком процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение техни-кой письма считается полным [6].
Для обозначения расстройств письма в основном используются тер-мины: дисграфия, аграфия, дисорфография, эволюционная дисграфия.
Неоднозначность существующих представлений о дисграфии, ее причинах, механизмах, симптомах связана с несовпадением научных под-ходов к ее изучению. Существует несколько классификаций детской дис-графии.