Дефектология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Коррекционно-педагогическая работа по развитию мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1.
Теоретические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. 5

1.1. Развитие
мелкой моторики у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема. 5

1.2. Критерии
и уровни развития мелкой моторики у дошкольников в онтогенезе. 8

1.3.
Особенности развития мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического
развития. 10

1.4. Методы и
средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с задержкой
психического развития. 15

Заключение  19  

Введение:

 

становление процессов восприятия и различных представлений
ребенка о предметах или явлениях окружающего мира. Успешное развитие ребенка
напрямую зависит от раннего начала воспитательного и обучающего процесса, а
также максимального использования сенситивных периодов развития и построения
эффективной системы воспитательной работы.

Недостаточное моторное развитие ребенка-дошкольника приводит
к возникновению трудностей, которые связаны с этапом начального уровня
образования. Все это указывает на важность и актуальность рассмотрения вопроса
развития моторики у детей дошкольного возраста, в частности мелкой моторики
дошкольников среднего возраста.

Задержка психического
развития считается одной из самых распространенных форм психической патологии
детского возраста. Зачастую она обнаруживается с началом обучения ребенка в
подготовительной группе дошкольного учреждения или в начальной школе, особенно
заметна становится к возрасту 7-10 годам, так как именно в этот период
существуют большие диагностические возможности.

В медицине задержка
психического развития относится к группе пограничных форм интеллектуальной
недостаточности, главными особенностями которой выступает замедленный темп
психического развития, личностная незрелость, грубые нарушения познавательной
деятельности. Однако в большинстве случаев задержка психического развития имеет
стойкую, хоть и слабо выраженную, тенденцию к обратимому развитию, которое
возможно лишь при условии специального обучения и воспитания.

Сегодня педагоги, занимающиеся воспитанием и обучением
дошкольников, имеют множество практического материала, который способствует не
только достижению целей развития функций мелкой моторики, но и общему
оздоровлению ребенка. При этом, коррекционная работа, которая начинается
вовремя, дает возможность предупреждать появление вторичных отклонений.
Базовыми являются традиционные методы воспитания, которые сочетаются с
нетрадиционными. Последние методы достаточно просты и доступны, имеют хорошую
эффективность и вызывают познавательный интерес у детей дошкольников. Важно
заметить, что в процессе развития функций мелкой моторики детей особое внимание
уделяется личностно-ориентированному подходу, который дает возможность выбирать
наиболее оптимальную и результативную методику.

Так же применение нетрадиционных методов в комплексном
образовательном и воспитательном процессе дошкольников способствует улучшению у
детей внимания и памяти, повышению работоспособности, нормализации состоянию
нервной системы и устранению стрессов и т.д.

Проблема развития мелкой
моторики у детей дошкольного возраста изучалось такими педагогами
исследователями как А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.Н, Поддьяков, Н.Н. Манасеина.
Заметный вклад в исследование этой проблемы внёс профессор Л.А. Венгер и его
ученики и последователи.

Значимость изучения
проблем психического развития, в частности эмоционального, детей с задержкой
психического развития отмечают такие исследователи как Т.А. Власова, К.С.
Лебединская, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына и другие.

Данный вопрос глубоко
изучали П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.К. Вилюнас, В.С. Дерябин, У.
Джеймс, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, К.Е. Изард, В.А. Лабунская, А.Н.
Леонтьев, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и др.

Цель
исследования
заключается в изучении особенностей
развития мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития.

В связи с поставленной
целью необходимо решить следующие задачи
исследования
:

1. Охарактеризовать
развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста как педагогическую
проблему.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Изучение психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме развития мелкой моторики у детей
дошкольного возраста с задержкой психического развития показало, что мелкая
моторика представляет собой совокупность скоординированных движений пальцев и
кистей рук, сопровождающееся зрительной системой и ориентацией в пространстве.

При этом мелкая моторика рук взаимосвязана с
различными познавательными процессами, среди которых восприятие, внимание,
мышление и воображение ребенка. Развитие мелкой моторики оказывает влияние на
развитие речи, координации движений, способствует развитию наблюдательности,
зрительной и двигательной памяти детей.

Важность развития навыков мелкой моторики
заключается в том, что дальнейшая жизнь ребенка требует применения точных,
координированных и автоматизированных движений кистей и пальцев, необходимых
для одевания, рисования и письма, а также для выполнения разных бытовых и
учебных задач.

Кинетические импульсы рук оказывают влияние на
совершенствование речи. А развитые и усовершенствованные движения пальцев рук
помогает более эффективно формировать у ребенка речь.

Разнообразные традиционные и нетрадиционные
средства будут выступать эффективным средством для развития мелкой моторики у
детей с задержкой психического развития. Их возможности заключаются в том, что
они оказывают благотворное влияние на развитие ловкости, координации, гибкости
и точности движений пальцев и кистей рук, способствуя тем самым развитию
зрительно-моторной координации, а также развивая мышление и речь ребенка.

С целью преодоления указанных недостатков
развития мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития можно
использовать следующие направления работы:

1. Совершенствование координации и
синхронизации движений мелких мышц на обеих руках.

2. Развитие кинестической основы движений
мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением интеллекта, совершенствование
умения менять движения кистей и рук, опираясь на образец.

3. Доведение движений мелкой моторики до
автоматизированного навыка, который будет способствовать так же развитию
точности движений пальцев и кистей руки ребенка.

4. Закрепление умений детей к распределению
мышечной активности и произведение точных движений.

5. Воспитание у дошкольников с нарушением
интеллекта позитивного отношения к таким видам деятельности, которые требуют
активность движения пальцев и кистей рук.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у
детей дошкольного возраста

1.1. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
как педагогическая проблема

Мелкая моторика является составной частью двигательной сферы ребёнка и
имеет большое значение в его психофизическом развитии [16].

В рамках нашей работы изначально целесообразно рассмотреть понятие общей моторики.

Современная педагогическая и психологическая литература чаще
использует понятие «моторика», которое можно трактовать в широком и узком
смысле. Так, в широком понимании моторика представляет собой двигательную сферу
и телесно-двигательные проявления психики человека (М. Гуревич, Н. Озерский). В
узком понимании, моторика является внешними движениями человека, которые
рассматриваются без сопутствующих смысловых компонентов. Именно такое понимание
моторики можно встретить во множестве подходов к психодиагностике двигательного
развития ребенка
 [18].

Различают крупную и мелкую моторику. Крупная моторика является основой,
на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой
моторики. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от
примитивных жестов, таких, как захват объектов, до очень мелких движений, от
которых, например, зависит почерк человека [4].

Р.С. Немов пишет, что навыки мелкой моторики необходимы для выполнения
таких точных действий, как манипулирование небольшими объектами, письмо,
рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, завязывание узлов, игра на
музыкальных инструментах и так далее.

Автор полагает, что развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких
аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

1)                            
в связи с развитием познавательных способностей;

2)                            
в связи с развитием речи;

3)                            
развитие собственных движений рук для
осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма  [12]
.

Далее мы перейдём к рассмотрению психофизиологических основ движений. Необходимо
отметить, что психофизиологическая структура движений характеризуется сложным
устройством. Так, Н.А. Бернштейн указывал, что координация тонких движений
пальцев рук является преодолением избыточной степени свободы движущегося
органа. Другими словами, его превращение в управляемую систему. При этом он
предлагал понимать координацию как организацию управляемости двигательного
аппарата.

Исследователь подробно разработал теорию уровней организации движений,
которая дает возможность распределить сложные двигательные акты на различные
компоненты, вместе с тем, чтобы определить значение мозговых уровней в
регуляции движений и действий.

Так, Н.А. Бернштейн предлагает выделять следующие этапы:

Первый этап характеризуется осуществлением восприятия и оценкой ситуации
самим индивидом, который включен в конкретную ситуацию.

Второй этап предполагает определение индивидом двигательной задачи, когда
он выявляет, что ему необходимо превратить эту ситуацию, что при помощи его
активности должно получиться вместо того, что есть сейчас. Автор указывает, что
определить двигательную задачу – это означает создание образа того, что должно
получиться. Выяснение индивидом образа будущего движения выступает как
основание для формирования задачи и предположения ее решения.

Третий этап заключается в совершении программирования решения конкретной
и определившейся задачи, когда индивид, имея цель и содержание, осуществляет
действия и средства, из тех двигательных ресурсов, которые имеются у него в наличии,
и посредством которых он может решить двигательную задачу.

Четвертый этап предполагает осуществление фактического выполнения самого
движения, когда индивид, преодолевая все избыточные степени своих двигательных
органов, ставит их в управляемую систему и выполняет тем самым необходимое
целенаправленное движение  [2].

Важно отметить, что такое положение становится возможным, если индивид
имеет сформированную координацию движений, так как центральной звено движения
заключается именно в координации.

Координация способствует обеспечению точности, соразмерности и плавности
выполнения того или иного движения. А нарушение какого-либо компонента
координации приводит к нарушениям движения. Важно понимать, что координация
движений развивается постепенно и основывается на опыте и упражнениях,
поскольку представляет собой сложный моторный акт, который начинается с
афферентного потока и заканчивается адекватным центральным ответом [19].

Так же исследователь отмечает, что с целью правильно выполнения движения необходима
полная и согласованная работа таких систем:

·       
Кинетическая;

·       
Кинестетическая;

·       
Зрительно-пространственная афферентация  [5].

Таким образом, теория Н.А. Бернштейна предполагает, что анатомическое
развитие уровня построения движений начинается с первых месяцев жизни ребенка,
а заканчивается в возрасте двух лет. Дальше уже идет длительный процесс
приспособления друг к другу всех уровней построения движения [2] .

Следует отметить, что деятельность человека предполагает наличие
определенного уровня развития двигательных качеств. Такой уровень возможностей
человека учитывает качества, которые представляют собой сочетание врожденных
психологических и морфологических возможностей, вместе с полученными в течении
жизни и при помощи тренировок, опытом использования таких возможностей. Чем
выше развитие двигательных качеств, тем большую эффективность будет проявлять
работоспособность индивида.

При этом, двигательные качества представляют собой отдельные качественные
стороны двигательных возможностей индивида и его отдельных действий  [14].

Таким образом, уровень развития представленных двигательных качеств
определяется не только физическими факторами, в частности уровнем развития
мелкой моторики, но и психическими. Вышеизложенное
позволяет говорить о том, что мелкая моторика играет важную роль в развитии
ребёнка дошкольного возраста.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы