Курсовая теория на тему Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков языкового анализа и синтеза у детей с системными нарушениями речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы формирования
языкового анализа и синтеза. 6
1.1. Понятие языкового анализа и синтеза. 6
1.2. Онтогенез языкового анализа и синтеза. 6
1.3. Особенности формирование языкового анализа и синтеза
у старших дошкольников с системными нарушениями
речи. 10
Выводы по 1 главе. 16
Глава 2. Диагностика сформированности навыков
языкового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста. 17
2.1. Определение особенностей ВПФ у детей с общим
недоразвитием речи. 17
2.2. Диагностика уровня сформированности компонентов
языкового анализа и синтеза. 22
Выводы по 2 главе. 24
Заключение. 25
Список литературы.. 27
Введение:
Актуальность
исследования. Дети с системными нарушениями речи составляют большую часть детей
с дислексией и дисграфией. У большинства детей с системными нарушениями речи
отмечаются нарушения чтения и письма.
Проблема
нарушений языкового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста – одна из
самых актуальных для дошкольного, а в дальнейшем и школьного обучения,
поскольку степень сохранности различных форм языкового анализа и синтеза влияет
не только на успеваемость, но и на письменную речь ребенка, т.е. на письмо и
чтение, и определяет успешность овладения ребенком грамоты.
Первые годы жизни у ребенка имеют важнейшее значение для дальнейшего
развития речи ребенка. Множество из представленных причин, предопределяет
задержку развития и дефекты речи у детей старшего возраста, что содержатся в
условиях их жизни в раннем возрасте.
Развитие речи детей раннего возраста ученые разделяют на два периода:
подготовительный период (1 месяц 1,5―2 года) и второй период активного речевого
развития (1,5―2 года 3 года).
Первый год жизни относится к подготовительному периоду, в середине
которого выделяют три этапа [10, с.44].
Первый этап (1 месяц — 5-6 месяцев) с лидирующей деятельностью
эмоционального общения ребенка с взрослым. Этот этап характеризуется появлением
первичных предречевых реакций. Ребенок начинает свою жизнь криком.
Крик новорожденного признак нормального развития человека в организме
матери. Крик – это врожденная безусловно-рефлекторная реакция, вызываемая
сильными органическими ощущениями¬ негативного характера (боль, голод,
неудобства). Крики не требуют специального обучения, они не зависят от слуховых
восприятий, поскольку кричат и глухие дети. Крики не являются результатом
подражания или привычки.
С фонетической стороны, крик – это выдох при суженной голосовой щели и
более или менее открытой полостью рта, когда образуется звук громкого типа
различной степени открытости [4,с.44].
Крик – это сигнал опасности, детского неблагополучия. Крик новорождённого
сразу вызывает беспокойство у взрослых. Образование условного рефлекса на крик
довольно быстрыми темпами дало повод П.Л. Загоровскому утверждать, что будто бы
крики выполняют коммуникативную функцию.
Существует прямая
зависимость между сформированностью навыков языкового анализа и синтеза и овладением
навыками чтения и письма, школьной успешностью.
У детей с системными
нарушениями речи наиболее сложно формируются навыки языкового анализа и
синтеза.
Традиционно выделяют
следующие виды языкового анализа (в комплексе с операциями синтеза):
— анализ предложений на
слова и синтез слов в предложении;
— слоговой анализ и
синтез;
— фонематический анализ и
синтез.
Языковой анализ
предполагает совершение мысленного процесса разложения целого на составляющие
части (предложение – слова – слоги – звуки).
Анализ структуры
предложения предполагает умение определять количество, последовательность и
место слов в предложении.
Слоговой анализ
предполагает осознание принципа слогового строения слова, умение слышать и
называть количество слогов в слове, определять их последовательность,
составлять слова из заданных слогов.
Фонематический анализ –
выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим
частям целого и составляющим его элементам.
Объект исследования:
процесс формирования языкового анализа и синтеза у детей с системными
нарушениями речи.
Предмет исследования:
особенности формирования языкового анализа и синтеза у детей с третьим уровнем
речевого развития.
Целью работы является
анализ коррекционно-педагогической работы по формированию навыков языкового
анализа и синтеза у детей с системными нарушениями речи.
Задачи:
1.
Охарактеризовать понятие языкового анализа и синтеза.
2. Выделить
особенности онтогенеза языкового анализа и синтеза.
3.
Проанализировать особенности формирование языкового анализа и синтеза у старших
дошкольников с системными нарушениями
речи.
4. Определить
особенности ВПФ у детей с общим недоразвитием речи.
5.
Разработать диагностику уровня сформированности компонентов языкового анализа и
синтеза.
Структура
работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы.
Заключение:
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим
условием становления полноценной личности ребёнка и её дальнейшего правильного
развития. При нарушении речи у детей с дизартирией выявляется несколько
состояний:
— недостаточное различение и затруднение в анализе только тех звуков,
которые нарушены в произношении (наиболее лёгкая степень недоразвития);
— нарушение звукового анализа, недостаточное различение большого количества
звуков, относимых к разным фонетическим группам при сформированной их
артикуляции в устной речи;
— не различение звуков в слове, неспособность выделить их из состава
слова и определить последовательность (тяжелая степень недоразвития).
Окружающие постоянно слышат от невыразительные и трудно различимые звуки.
Артикуляция серьезно нарушается, искажается произношение звуков. Корень языка
немного приподнимается, кончик опускается, после чего согласные звуки похожи на
«х». Для открытой формы свойственен назальный оттенок звучания. Голос у ребенка
слишком тихий и глухой.
Мышцы лица слишком сильно напрягаются при желании произносить слова
четко, в результате малыш корчит гримасы и ухудшает впечатление от собственной
речи.
Дислексия и дисграфия развивается в результате неправильного слухового
различения и фонематического анализа. Словарный запас плохо формируется из-за
нехватки речевых контактов у малышей с ринолалией. Вторичные психические
расстройства возникают, когда дети осознают и сильно переживают по поводу
своего состояния. Развиваются такие личные качества: Застенчивость.
Замкнутость. Раздражительность. Произношение гласных звуков затрудняется при
открытой форме. Согласные произносятся нормально, поскольку небо хорошо
смыкается.
Носовые звуки плохо произносятся при закрытой органической форме болезни.
Тембр голоса тоже меняется по причине затруднения носового дыхания. Малыши
вынуждены дышать через рот. У них повышается предрасположенность к простудным
заболеванием или астеническому синдрому. При закрытой форме болезни голос
становится тусклым и неестественным.
Специфика речевого нарушения у детей состоит в многообразии проявлений
дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в разных
формах речи, в различном уровне фонематического восприятия, которые требуют
тщательной индивидуально ориентированной коррекции.
Коррекционная работа должна проводиться систематически, последовательно,
целенаправленно, методы и приёмы по формированию звуковой культуры речи и
фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребёнка
— от тяжести проявления недостатков звукопроизношения и от степени снижения
фонематических процессов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы формирования языкового анализа и синтеза
1.1. Понятие языкового анализа и синтеза
Несформированные навыки различных форм языкового анализа и синтеза у
детей с речевыми нарушениями неизбежно приводят к специфическим ошибкам на
письме и при чтении, и, как следствие, к школьной неуспеваемости. Наиболее
распространенной формой дислексии является фонематическая, среди дисграфических
ошибок часто встречаются искажения звукослоговой структуры слова и нарушения
структуры предложения.
В настоящее время имеются как научные исследования языкового развития Д.
Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой, П. Я. Гальперина, так
и практический материал по отдельным аспектам формирования фонематических
процессов Р. И. Лалаевой, Л. В. Лопатиной, Т. А. Ткаченко, А. К. Марковой.
По нейропсихолингвистическим данным дошкольники с нормальным речевым
развитием проявляют врожденную, генетически заложенную готовность к звуковому
анализу.
При обследовании дошкольников выявляется неготовность детей данной
категории к усвоению звукового анализа.
Слоговой анализ и синтез предполагает умение делить слово на составляющие
его слоги. Это имеет большое значение для усвоения навыков письма.
Характерной
ошибкой является пропуск гласных, которые при опоре на внутреннее или шепотное
проговаривание, воспринимаются как оттенки согласных звуков, которые
кинестетически являются более чёткими.
Синтез — это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков
в единое целое. А
нализ и синтез неразрывно связаны, друг с другом и лишь в cвоем единстве
дают полное и всестороннее знание действительности.
Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты
анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом.[3] Т.В.
Игнатенко, В.В. Малахова,[4] в своем блоге, делят языковой анализ и синтез на
три вида: Фонематический (звуковой) анализ и синтез; Слоговой анализ и синтез;
Деление предложений на слова и текста на предложения. В.К. Орфинская
отмечает, что фонематический анализ и синтез — умение выделять звуки на фоне
слова и объединять отдельные звуки в целое слово. Фонематические процессы
(фонематический слух) – это способность человека к анализу и синтезу речевых
звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Фонематический анализ может быть как элементарным, так и сложным. К
элементарному фонематическому анализу относится выделение звука на фоне слова.
Д.Б.Эльконин
определял звуковой анализ как действие по установлению последовательности и
количества звуков в составе слова. В.К.Орфинская выделяла простые и сложные
формы фонематического анализа. К элементарной форме относится выделение звука
на фоне слова. По данным В.К.Орфинской, эта форма анализа появляется спонтанно
у детей дошкольного возраста. Более сложной формой является вычленение первого
и последнего звука из слова и определение его места (начало, середина, конец
слова). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове,
их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед
каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе
специального обучения
Несформированность
действия звукового анализа и синтеза появляется в виде следующих типов
специфических ошибок:
· Пропуск
звуков (чаще всего при стечении согласных: школа-«кола», кричит-«кичит»,пропуск
гласных звуков: собака-«сбака»,зима-«зма»).
· Пропуск
нескольких звуков в слове (как следствие более грубого нарушения звукового
анализа и синтеза, приводящего к искажению и упрощению структуры слова:
здоровье -«дорве», колокольчики-«калкочи»).
· Перестановки
звуков, слогов в слове (указывает на трудности анализа последовательности
звуков в слове ), слоговая структура слов при этом может сохраняться без
искажений, например: чулан-«чунал», ковром-«корвом».
· Вставки
или добавления звуков (вставки гласных звуков наблюдаются обычно при стечении
согласных, например: таскали-«тасакали», дружно-«дружено», школа-«шекола»).
· Контаминации
слов (как случаи грубого нарушения звукового анализа, например: лепят
бабу-«лептбау», была зима-«блзм» и т.п.)
Аналогичный
характер ошибок (пропуски, перестановки, вставки) присутствуют и при
недостаточной сформированности действия слогового анализа и синтеза. Вследствие
этого, особенно распространенными нарушениями речи будут искажения
звукобуквенной, звукослоговой структуры слова (нарушения при несформированности
фонематического и слогового анализа и синтеза широко представлены в работах
Р.Е.Левиной, Р.И.Орловой, Г.В.Чиркиной).