Курсовая теория на тему «Коррекционно-педагогическая работа по автоматизации и дифференциации звуков у младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР 6
1.1 Формирование фонетико-фонематических процессов у детей в онтогенезе 6
1.2 Нарушения фонетико-фонематических процессов у младших школьников с общим недоразвитием речи 9
1.3. Роль дидактических игр в коррекционно-педагогической работе по автоматизации и дифференциации звуков у младших школьников с общим недоразвитием речи 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Исследуемая нами проблема имеет довольно сложную и глубокую структуру, развития речи непосредственно связано с развитием основных психических функций. Проблемы развития речи влекут за собой последу-ющие проблемы в мышлении внимании, памяти, восприятия, воображения.
Нарушения речевой деятельности влияет на сенсорное развитие, ин-теллектуальное, а также на развитие аффективно-волевой сферы.
У детей с общим недоразвитием речи часто встречаются недостатки внимания, включая его устойчивость и распределение.
В современном обществе исследователями выявлен факт, наличия у детей 6-7 летнего возраста патологий в речевом развитии. Нарушения фо-нетико-фонематической стороны речи негативным образом сказывается на фонологической системе языка. Сегодня достаточно важной проблемой является не сформированность фонетических процессов, которые включа-ют в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематиче-ский анализ, фонематический синтез, фонематическое представление. Со-ответственно возникает проблема предупреждения и преодоления дисгра-фии и дислексии, у детей данной категории. При наличии сохранного слу-ха и интеллекта дети, имеющие патологий в речевом развитии, они не спо-собны изучить школьную программу. Это является следствием фонетико-фонематического недоразвития речи. Правила для успешного обучения грамоте появились еще в дошкольном возрасте. Более подходящим воз-растом приходится пятый год жизни, для формирования высшей формы фонематического слуха и для развития ориентировочной деятельности ре-бенка в звуковом поле. Авторы Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова изучали речевую деятельность детей с отклонениями. Практический опыт логопедической работы, подтвердил, что правильно построенный коррек-ционный процесс позволяет не только устранить недостатки формирова-ния фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недо-развитием речи (ФФНР), но также создать школьникам устно-речевую ба-зу для овладения элементами грамоты. Успешное распространение полу-чили программы практических авторов Т. Б. Филичевой, Т. В. Чиркиной, Г. А. Каше, Т. В.Тумановой. Методики обучения и воспитания детей с ФФНР доказали результативность научных и методологических позиций, которые применяются в содержании коррекционно-развивающегося про-цесса.
Такие авторы, как Р.Е. Левина, Н. А. Никишина, Р.М. Боскис, Г. А. Каше обращают внимание на то, что дети младшего школьного возраста с ФФНР встречаются все чаще. При своевременном выявлении детей с ФФНР и при проведении специально подобранного и организованного обучения можно не только исправить первичный дефект, но и предупре-дить вторичный дефект, а также обеспечить их подготовку к обучению в школе. Это и стало актуальностью нашего изучения.
Данная проблема рассматривалась в контексте изучения детей с ОНР в следующих исследованиях: Глухов В.П., Грошенкова В.А., Дьякова Н.И., Аржанова О. В. и др.
Для детей с недоразвитым речевым слухом характерны нарушения звуко-слоговой структуры слов (пропуск, вставка, перестановка, повторе-ние звуков и слогов). С развитием навыков произношения может быть до-стигнут лишь минимальный временный эффект. Кроме того, если фонема-тическое восприятие не полностью сформирован, то невозможно устано-вить фонемный процесс, сформированный на его основе: формирование целостного фонемного представления, фонемный анализ и синтез.
Объект исследования: процесс формирования фонематических про-цессов младших школьников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: коррекционно-педагогическая работа по формированию фонематических процессов у младших школьников с об-щим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучить особенности коррекционно-педагогической работы по автоматизации и дифференциации звуков у младших школьников с общим недоразвитием речи посредством дидакти-ческих игр.
Задачи исследования:
1. Изучить формирование фонетико-фонематических процессов у де-тей в онтогенезе.
2. Проанализировать нарушения фонетико-фонематических процес-сов у младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Изучить состояние коррекционно-педагогической работы по фор-мированию фонематических процессов у младших школьников.
Методы исследования: анализ, синтез, классификация, обобщение.
Структура курсовой работы: работа включает в себя введение, теоретическую главу и выводы по главе.
Заключение:
Фонетико-фонематическая сторона речи ребенка представляет собой показатель культуры речи, ее соответствия произносительным нормам.
В свою очередь признаком фонематического недоразвития выступа-ет незаконченный процесс формирования звуков.
Также характерной особенностью детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи является взаимозависимость количества нарушений звуков с уровнем фонетико-фонематического недоразвития. Другими сло-вами, чем больше звуков нарушено, тем ниже уровень фонематического восприятия ребенка.
Современная коррекционная практика определяет различные направления, формы, методы логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи.
Так, среди современных направлений коррекционной работы выде-ляются: привлечение родителей к процессу коррекции, расширение и обо-гащение индивидуального опыта и словарного запаса, развитие иных пси-хических процессов – внимания и концентрации.
Целесообразным также представляется применение современных ме-тодов и форм работы, таких как мнемотехника, повторение, коррекция че-рез практическое обучение, медленное и плавное обучение, использование нескольких форматов, использование акронимов, музыки или рифмы, ме-тод взаимосвязи обучения с реальной жизнью, обучение самим ребенком.
Игра является ведущей деятельностью в младшем школьном воз-расте и представляет собой естественное состояние, потребность дошколь-ников, способ коммуникации и взаимодействия детей. В игре школьники воспроизводят окружающие, доступные для их восприятия социальные явления, взаимоотношения между людьми, что способствует расширению их жизненного опыта и является важным условием формирования речи. Особая роль принадлежит игре, в процессе которой на практической осно-ве дети под руководством педагога, насыщающим игру смыслом, получа-ют возможность многократно воспроизводить действия, тем самым проис-ходит закрепление и уточнение автоматизации и дифференциации звуков.
Имея общие представления школьники с ОНР все же не обладают в нужной мере объединенной системой знаний. Педагогическая направлен-ность игры заключается в формировании поведения, взаимоотношений де-тей, на основе теоретически усвоенных правил.
Дидактические (обучающие) игры имеют готовый игровой материал, план и правила, игровые действия и результаты, включают образователь-ные цели и задачи, они предназначены для получения конкретных резуль-татов. В то же время в них, как и в любой игре, определенно присутствует развлекательный аспект. В теории школьной педагогики различают сле-дующие виды игр: сюжетные; предметные; устные. Дидактические игры ориентированы на уточнение и закрепление звуков.
В образовательной практике получили широкое распространение сюжетные дидактические игры, в которых уточняется автоматизации и дифференциации звуков.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕ-РЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1.1 Формирование фонетико-фонематических процессов у детей в онтогенезе
Фонематическое восприятие как основополагающее понятие в психо-лого-педагогической литературе было впервые введено Д.Б. Элькониным. Так автор определял, что под фонематическим восприятием стоит пони-мать умственные действия, цель которых заключается в дифференциации фонем. Также Д.Б. Эльконин утверждает, что фонематическое восприятие направлено и на установление звуковой структуры слова [20].
Фонематическое восприятие позволяет установить звуковую струк-туру слова. Фундаментальным аспектом фонематического восприятия яв-ляется фонематический слух.
Таким образом, фонематическое восприятие – это элементарный уровень распознавания речевых высказываний. В состав фонематического восприятия входят такие элементы как:
различение фонем;
фонематический анализ;
синтез [12].
Также фонематическое восприятие можно рассматривать как стимул для формирования нормального произношения в речи. Исправление про-изношения возможно лишь при условиях, опережающих формирование фонематического восприятия.
Фонема или звук представляет собой единицу звукового строя языка. Благодаря фонемам возможно построить и различать основные единицы языка такие как слова, предложения и морфемы.
По мнению Р.Е. Левиной, усвоение звуковой стороны речи детьми не может быть реализовано без развитого фонематического восприятия.
Также стоит отметить понятие «фонематический слух», поскольку его часто используют в совокупности с фонетическим восприятием.
Фонематический слух отвечает за анализ и синтез речевых звуков. Он даёт возможность человеку отличать один звук речи от другого. Это является необходимой основой для понимания смысла сказанного. В первую очередь в процессе речевого развития вырабатывается фонемати-ческий слух. Он имеет важнейшее значение для овладения звуковой сторо-ной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие [10].
Именно этот вид слуха позволяет ребенку слышать определенный звук в слове, различать слова близкие по звучанию, но разные по смыслу, различать слова, которые состоят из одних и тех же фонем. Хорошо сформированный фонематический слух является залогом правильного, чёткого произнесения звуков, успешного овладения чтением и письмом, правильной слоговой структуры, лёгкости освоения грамматическим стро-ем языка.
Фонетические умения и знания являются предпосылкой формирова-ния таких видов деятельности, как говорения, понимания, письма и чтения. Чтобы адекватно воспринимать слышимую речь, нужно иметь развитый фонематический слух.
Для того чтобы полностью овладеть голосом как средством общения, необходимо развивать умственные способности, нормальный слух, доста-точную умственную активность и всестороннюю голосовую среду.
Слух занимает важное место в развитии речи, в плане ее произноше-ния, в формировании лексики и грамматических структур. Социальное и познавательное развитие детей во многом зависит от овладения языком как средством общения. Развитие слухового восприятия в основном использу-ется как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Совершенствование слухового восприятия способствует накоплению сло-варного запаса, уточнению слуховых различий и формированию понима-ния речи других людей.
В результате можно сказать, что роль фонематического восприятия в усвоении ребенком звуковой стороны речи велика. В свою очередь, не-сформированность фонематического восприятия может привести к нару-шениям речевого развития детей дошкольного возраста [7].