Теология Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Корпус военного духовенства в России во второй половине XIХ века

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНАЯ
ИЕРАРХИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНЫХ ВОЕННЫХ СВЯЩЕННИКОВ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIХ ВЕКА……………………….6

1.1 Структура и направление
деятельности  православных военных
священников в XIХ веке
. 6

1.2 Ключевые аспекты религиозного
воспитания военнослужащих как важнейшее направление деятельности православных
военных священников.
11

ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ВОЕННЫХ
СВЯЩЕННИКОВ В ВОЙНАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ  XIХ ВЕКА. 18

2.1 Роль православных военных
священников в Крымской войне
. 18

2.2 Православное военное духовенство
в Русско-Турецкую войну 1877
          1878 гг. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   32

 

  

Введение:

 

 

На протяжении всей своей истории Русская
Православная Церковь с особым внимание и уважением относилась к армии и воинам
в России, способствуя воспитанию надежных, убежденных защитников и веры, и
Родины. В первую очередь, церковь в периоды боевых действий взаимодействовала с
армией при помощи военного духовенства. История показывает, что православные
священники всегда участвовали в военных походах, что способствовало мобилизации
боевого духа армии.

XIX
век был таким периодом истории, в котором взаимодействие государства и церкви в
Российской империи выражалось в самых разных аспектах, среди которых – и
взаимодействие с армией. Исторически представители Русской Православной Церкви
всегда ставили во главу угла защиту Родины безопасность, суверенитет, защиту
веры и государственности. В прошлом и сама церковь играла важную роль в защите
Отечества посредством монастырей-крепостей, которые неоднократно осаждались
противником. Известно также, что многие священнослужители в годы тяжелых для
страны испытаний и сами становились воинами. Многие великие русские полководцы
почитаются сегодня Русской Православной Церковью в качестве святых.

По сути, Русская Православная Церковь
может рассматриваться как важный элемент обороноспособности России на
протяжении своей истории. Это связано с тем, что государство использовало
уникальный духоподъемный потенциал Церкви, включив ее в систему обеспечения
обороны посредством специально созданного института военного духовенства и привлечения
священнослужителей к системе мероприятий, диктуемых военным временем.

Актуальность
темы. Тема исследования актуальная, поскольку
XIX век стал эпохой, в которой была
осуществлена трансформация мировоззрения государства. Церковь окончательно
стала частью государственной структуры. На нее была возложена обязанность
воспитания и формирования морально- нравственных ориентиров всего общества, и
армии в том числе. В результате роль Церкви стала значительной во всех сферах
жизни, но особую важность она приобрела в военной области. В современной России
также отмечается возрождение военного духовенства, взаимное стремление Церкви и
государства сплотиться в условиях формирования нравственных принципов
военнослужащих российской армии.

Объектом
исследования являются отношения Русской Православной Церкви в лице православных
священников и вооруженных сил Российской империи.

Предметом
исследования является военное духовенство в контексте православного служения в
армии.

Цель
исследования – изучить военное духовенство как особую категорию
священнослужителей, их институциональное положение и роль в действующей армии Российской
империи второй половины
XIX
века.

Задачи
исследования:

1.       
Проанализировать организационную структуру
института военного духовенства в Российской империи
XIX века;

2.       
Выявить основные принципы подготовки и
работы военных священников в российской армии во второй половине XIХ века;

3.       
Определить направления религиозного
воспитания военнослужащих в контексте деятельности военного духовенства;

4.       
Обозначить роль православных военных
священников в Крымской войне;

5.       
Охарактеризовать роль православных военных
священников в Русско-Турецкой войне 1877–1878 гг.

Хронологические
рамки исследования: вторая половина
XIX века.

Территориальные
рамки исследования. Исследование посвящено рассмотрению функционирования
военного духовенства на территории Российской империи
XIX века, прежде всего на территориях
военных действий Крымской войны и Русско-Турецкой войны 1877–1878 годов.

         Историография по теме исследования
включает в себя работы следующих исследователей: В.И. Веремчук, А.В. Ермаков,
О.В. Золотарев, М.И. Ивашко, К.Г. Капков, Л.В. Мельникова, В.А. Федоров и др.
Исследование В.И. Веремчука «Военная служба и религия. Социологический анализ
взаимодействия на институциональном уровне управления»[1] посвящено рассмотрению
особенностей внедрения религиозных принципов мировоззрения и мировосприятия
среди военных, указывается влияние религии на боевой дух военных. Исследование
А.В. Ермакова[2]
посвящено рассмотрению причин и последствий Крымской войны, анализ
осуществляется с точки зрения исторических принципов исследования. Исследование
О.В. Золотарева[3]
является обобщающей работой по истории взаимодействия Русской Православной
церкви и армии на разных этапах в истории государства.  Работа М.И. Ивашко [4] делает акцент на
взаимодействии Русской Православной церкви и армии в Российской империи. Исследования
К.Г. Капкова[5]
характеризуются всесторонним характером изучения особенностей института
военного духовенства в Российской империи, в них рассматриваются и внутренняя
структура, и обязанности, и сферы деятельности военных священников и в мирное
время, и в ходе боевых действий. Работы Л.В. Мельниковой[6] посвящены изучению
деятельности Церкви и военных священников в период Крымской войны. Исследование
В.А. Федорова[7]
посвящено рассмотрению деятельности Церкви в армии Российской империи в
Синодальный период, рассматриваются проблемы, с которыми сталкивались
священники на разных этапах развития Российской империи.

         Источниковая база исследования включает
в себя законодательные акты Российской империи
XIX века, регламентировавшие функции и
полномочия военных священников[8], отдельные периодические
издания, а также воспоминания посвященные роли военного духовенства в Крымской
и Русско-Турецкой войне 1877–1878 гг. Среди последней группы источников следует
отметить: «Воспоминания о русско-турецкой войне 1877 года» В.В. Верещагина[9] (представляют собой
свидетельства участника и очевидца боевых действий, он рассуждает и о
предпосылках, и о боевых действиях, подчеркивает роль священников в боевых
действиях), «От Дуная до Царьграда» В.В. Воейкова[10] (воспоминания посвящены
деятельности священников в Русско-Турецкой войне 1877–1878 гг.), «Мирная
деятельность на войне. Записки сестры милосердия, находившейся при дивизионном
лазарете 14-й пехотинской дивизии в войну 1877–1878 гг.» Е.В. Духониной[11] (воспоминания посвящены
деятельности сестер милосердия под эгидой Русской Православной церкви, а также
работе военных священников в ходе боевых действий), «Севастопольские письма и
воспоминания» Н.И. Пирогова[12] (воспоминания посвящены
боевым действиям в Крымскую войну. Эти воспоминания врача содержат упоминания о
работе и геройстве военных священников, а также о работе сестер милосердия) и
др.

         Методология исследования включает в
себя использование методов сбора данный из опубликованных источников и изучения
историографии по теме исследования, классификацию и анализ выявленных данных, а
также проблемно-хронологический и ретроспективный методы изложения материала и выводов
по теме исследования.

         Практическая значимость исследования
обусловлена тем, что в нем приводятся выводы о роли военного духовенства второй
половины
XIX
века в Российской армии на примере Крымской и Русско-Турецкой войн. Полученные
результаты могут быть использованы в рамках изучения данной эпохи в
теологическом и историческом аспектах.

         Структура работы соотносится с целью и задачами.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка испо



[1] Веремчук В.И.
Военная служба и религия. Социологический анализ взаимодействия на
институциональном уровне управления: монография. М.: ВУ, 2005.

[2] Ермаков А.В.
Крымская война 1853–1856 гг.: современный взгляд на причины и последствия //
Проблемы национальной стратегии.  № 5
(20). 2013.

[3] Золотарев О.В.
Стратегия духа армии: Армия и Церковь в русской истории 988- 2005 гг.
Антология: В 2-х кн. М., 2006.

[4] Ивашко М.И.
Военное и морское духовенство России (XVII – начало, XX вв.):
историографическое исслед. / М.И. Ивашко; [Военно-воздушная инженерная
краснознаменная акад. им. проф. Н.Е. Жуковского]. М., ВВИА им. проф. Н.Е.
Жуковского, 2005 (М., Тип. ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского).; Ивашко М.И.
Русская православная церковь и Вооруженные силы (XVIII – начало XX вв.).
Историографическое исследование. М., 2004.

[5] Капков К.Г.
Памятная книга Российского военного и морского духовенства XIX – начала XX
веков. Справочные материалы. М., Летопись, 2008.

[6] Мельникова Л.В.
Иерархи Русской Православной Церкви в годы Крымской войны (1853–1856 гг.) //
Церковь в истории России. Сборник 9. М., Кучково поле, 2010.

[7] Федоров В.А.
Русская Православная церковь и государство в синодальный период, 1700-1917
гг.М., 2003.

[8]Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской
империи. Т. 1. Царствование государя императора Николая I. 1825 (декабря
12)-1835 гг. Петроград : Тип. 1-й Петр. трудовой артели, 1915. 938 с. 
[Электронный ресурс]. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01004229795#?page=1;

Свод военных
постановлений 1869 года. Санкт-Петербург : Гос. тип. , 1879 .Ч. 1: Военные
управления. Кн. 1-2: (По 1 янв. 1893 г.) .1893 .III, X, 299 с. 
[Электронный ресурс]. URL: https://www.prlib.ru/item/443304 и др.

[9] Верещагин В.В.
Турецкий поход 1877 1878 гг. / На войне. Воспоминания о русско-турецкой войне
1877 г. — М.: тип. т-ва И.Д. Сытина, 1902.

[10] Воейков В.В. От
Дуная до Царьграда. 1877-1878. Записки участника.- М.: унив. тип., 1900.

[11] Духонина Е.В.
Мирная деятельность на войне. Записки сестры милосердия, находившейся при
дивизионном лазарете 14-й пехот, дивизии в войну 1877-1878 гг. — М.: тип. Окр.
штаба, 1894.

[12] Пирогов Н.И.
Севастопольские письма и воспоминания. М., 1950.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя
итог проведенному исследованию, стоит отметить, что роль военных священников в
армии Российской империи была значительной. С точки зрения Церкви, деятельность
военнослужащих, которая заключена, в первую очередь, в защите Отечества и
православной веры, является богоугодным делом, несмотря на то, что война всегда
подразумевает убийство.

Одним
из ключевых процессов укрепления позиций Церкви в системе государственного
устройства было формирование института военного духовенства, завершившееся
принятием «Положения об управлении церквами и духовенством военного и морского
ведомств» в 1890 году. Военное духовенство в Российской империи развивалось в
общем контексте государственной политики. Основополагающая задача военных
священников состояла в том, что принимать деятельное участие в формировании у
солдат таких моральных качеств как храбрость, мужество, патриотизм, терпение,
важные для военнослужащего.

Воспитание
военнослужащих силами военных священников осуществлялось как в рамках сугубо
религиозной, так и духовно-просветительской деятельности. Такая многоплановая
деятельность подразумевала присутствие православия и на духовно-нравственном
уровне, и на внешнем уровне в армии и флоте Российской империи. В полках и на
военных кораблях в то время имелись походные церкви, в которых хранились иконы,
считавшиеся покровительницами военных частей.

Влияние
Церкви на армию было существенным и потому, что в Российской империи
господствовало православное догматическое трактование проблем войны и армии. В
рамках такой трактовки война рассматривалась в качестве явления
религиозно-политического порядка.

Важно
подчеркнуть, что военные священнослужители внесли значительный вклад в
духовно-нравственное и патриотическое воспитание личного состава армии,
принимая активное участие в военных действиях. На протяжении всей истории
Российской империи Русская Православная Церковь принимала деятельное участие в
реализации военной политики страны, и наиболее масштабно такое участие было
явлено в ходе войн второй половины
XIX века.

Крымская
война 1853–1856 гг. имела большое значение и для всей империи, и для Русской
Православной Церкви в частности, поскольку ее причиной стали вопросы, связанные
с покровительством палестинским христианским святыням и защитой православных
народов, проживающих на территории Османской империи. На протяжении обороны
Севастополя 1854–1855 гг. на бастионах постоянно и неотлучно находились военные
священнослужители, делившие со своей паствой трудности военной жизни. В каждом
блиндаже были устроены молельные помещения, в которых солдаты и офицеры могли
причаститься и исповедаться.

Русско-турецкая
война 1877–1878 гг. характеризуется своей важностью не только из-за усиления
внешнеполитического положения Российской империи, но также и господством
религиозных интересов и вопросов вероисповедания. Данная война для Русской
Православной Церкви имела особое значение в контексте освобождения православных
из-под власти Турции. По этой причине еще до непосредственного начала войны
священнослужители принимали активное участие в развернувшейся дискуссии по
поводу целесообразности участия страны в этой войне.

В
боевых действиях Русско-Турецкой войны принимали участие и военные священники.
Они делили с полками тяготы военной гарнизонной жизни, рисковали собой,
исполняя свой долг.

Также
следует отметить и существенный потенциал Русской Православной Церкви в
контексте благотворительной деятельности, направленной в том числе и на армию.
Речь идет, прежде всего, о создании обществ сестер милосердия, которые имели
решающее значение в вопросах ухода за ранеными в ходе военных действий.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-СТРУКТУРНАЯ ИЕРАРХИЯ
И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНЫХ ВОЕННЫХ СВЯЩЕННИКОВ ВО ВТОРОЙ
ПОЛОВИНЕ XIХ ВЕКА

 

1.1  Структура и
направление деятельности  православных
военных священников в XIХ веке

 

В
начале
XIX
века Российская империя стала одним из ключевых игроков на политическом
пространстве Европы и мира. По форме своего устройства Россия была империей, с
фактически неограниченной властью фигуры императора. Русская Православная
церковь, отличаясь широкой историей своего влияния на общество, представляла
собой важную часть государственной структуры[1]. Влияние православной веры
в обществе было крайне велико.

Главным
церковным органом управления был Святейший Правительствующий Синод (действовал
в 1721–1917 гг.), который выполнял функции высшей административной и судебной
инстанции Русской Православной Церкви. Решения Синода подлежали последующему
одобрению

верховной светской
власти в лице императора и обер-прокурора председателя Синода. Несомненно,
работа Синода была важна в общем контексте жизни Российской империи, поскольку
подавляющее большинство населения было верующим, и основная масса относилась к
православному вероисповеданию[2].

         Начиная с самого начала XIX века регулярно в Синоде издавались
распоряжения, которые затрагивали особенности развития всего института военного
духовенства. В 1801 году была учреждена специальная войсковая семинария, цель
которой – подготовка военных священников[3]. Также будущим выпускникам
семинарии назначалось жалование, что увеличивало их достаток в сравнении с
большинством приходских священников[4]. Император Николай
I приравнял статус и жалование
полковых священников к капитанскому чину[5].

         Далее необходимо более подробно
остановиться на организационной структуре института военного духовенства в
Российской империи. В
XIX
веке
реформы начались указом императора Павла
I от 4 апреля 1800 года: должность
полевого обер-священника была установлена как постоянная, и в его руках сосредотачивалась
управление всем духовенством армии и флота. Обер-священник также получил право самостоятельно
определять, переводить, увольнять, представлять к наградам священнослужителей
своего ведомства. Для военных священников назначались регулярное жалование и
пенсия. Первый обер-священник Павел Озерецковский был назначен членом
Святейшего Синода и получил право по вопросам кадровой политики сноситься с
епархиальными архиереями без доклада Синоду. Кроме того, обер-священник получил
право личного доклада императору[6].

Реформами
1815 года было сформировано отдельное управление обер-священника Главного штаба
и войск гвардии, которое получило фактичекую независимость от Синода.
Обер-священники гвардейского и гренадерского корпусов Н.В. Музовский и В.Б.
Бажанов в 1835–1883 годах возглавляли также придворное духовенство и являлись
духовниками императоров[7].

По
структуре полковой священник находился в двойном подчинении: в рамках
собственно церковной и богослужебной деятельности он подчинялся главному священнику,
по прочим вопросам – военному начальству. Стоит отметить, что продолжительная служба
в одном и том же полку была большой редкостью. Как правило, священнослужитель
постоянно перемещался из полка в полк, в среднем каждые пять лет, причем
нередко из одного конца империи в другой[8].

На
начальном этапе представители военного духовенства еще не были выделены в
особую группу и в мирное время находились в подчинении архиерея епархии, на
территории которой располагался полк. П.Я. Озерецковский также сумел добиться в
1801 г. осуществления своего плана по созданию специальной войсковой семинарии,
целью которой была подготовка военных священнослужителей. Произошли изменения и
в системе военного духовного ведомства.

В
1815 году Александр I разделил военно-духовное ведомство на две самостоятельные
однотипные структуры: управление обер-священника армии и флотов и управление
обер-священника гвардии и учредил должность Второго обер-священника для
Главного штаба Его Величества и гвардии. Так было образовано отдельное
управление обер-священника Главного штаба и войск гвардии.

В
1821 году введены должности корпусных Благочинных. Указом Св. Синода от 6
февраля 1853 года обер-священник в отношении управления подчиненным
духовенством был поставлен наравне с епархиальными архиереями. Ведомству
обер-священника армии и флота была возвращена часть полномочий, утраченных
после смерти Императора Павла I. Обер-священник наделялся правом, минуя
Святейший Синод, определять, увольнять, перемещать по службе
священнослужителей; а также — разрешать выдачу метрических свидетельств из
церковных документов Военного ведомства, назначать следствия по проступкам духовенства
и налагать взыскания, что указывало на определенную автономность института
военного духовенства на данном этапе своего становления в рамках системы
управления в Российской империи.



[1] Миронов В.Б.
Российская империя XIX – начала XX века [Текст] / В.Б. Миронов. М., 2011, С.
96.

[2] Зубанова С.Г.
Государственно-церковные отношения в XIX веке / С.Г. Зубанова; Московский гос.
социальный ун-т. М., 2001. С. 67

[3] Тинина З.П.
Самодержавие и Русская православная церковь в первой четверти XIX века / З. П.
Тинина; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации. Волгогр. гос. ун-т.
Волгоград, 1999, С. 102–106.

[4] Варламов Ю.Е.
Положение Святейшего Синода среди высших государственных учреждений Российской
империи в период с 1721 по 1917 гг. [Электронный ресурс] // URL:
https://www.researchgate.net/publication/301567101_Polozenie_Svatejsego_Sinoda_sredi_vyssih_gosudarstvennyh_
ucrezdenij_Rossijskoj_imperii_v_period_s_1721_po_1917_gg

[5] Мельникас С.
Правовое положение православного военного духовенства в России в XVII – начале
XX веков [Электронный ресурс] // URL:
http://www.pstbi.ccas.ru/institut/book/1997/mel.htm

[6] Федоров В.А.
Русская Православная церковь и государство в сино-дальный период, 1700-1917
гг.М., 2003.

[7] Капков К.Г.
Военное духовенство Российской империи [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://pravoslavie.ru/28242.html (дата обращения: 02.12.2020).

[8] Капков К.Г.
Военное духовенство Российской империи [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://pravoslavie.ru/28242.html (дата обращения: 02.12.2020)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы