Полиграфология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Контрольный вопрос как бережно задавать его испытуемому

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Понятие и типы контрольных вопросов 4

1.1 «Контрольный вопрос» как «вопрос альтернативы» 4

1.2 Типы контрольных вопросов 9

Глава 2. Применение контрольных вопросов на практике 13

2.1 Формулирование вопросов с целью выведения человека на эмоции 13

2.2 Типичные и нетипичные вопросы на полиграфе, психические и поведенческие способы противодействия и пути их нейтрализации 18

2.3 Достоинства и недостатки контрольных вопросов, условия ограничения 26

Заключение 29

Список используемой литературы 31

  

Введение:

 

Контрольный вопрос – это вопрос, который обязательно должен обладать высокой субъективной значимостью для опрашиваемого, и на который опрашиваемый будет давать ложные ответы, либо сомневаться, либо испытывать затруднения в правдивости своего ответа.

Эмпирическим путем было установлено, что правдивый- опрашиваемый проявляет большую нервозность (психологическое волнение) на контрольный вопрос, по сравнению с реакцией на вопрос о конкретном расследуемом преступлении. Лживый субъект, наоборот, испытывает больший стресс при ответе на значимые вопросы, чем на контрольные. Теоретическое объяснение подобной ответной реакции заключается в том, что полиграф регистрирует ответы организма как функцию понимания, что определенная ложь угрожает цели, а не как величину’ лжи.

Применение методики контрольных вопросов наиболее эффективно в целях выяснения степени информированности обследуемого по одной теме, из числа интересующих инициатора, когда речь идет о необходимости исследования конкретных фактов.

Формулируя контрольный вопрос, мы априори ожидаем, что испытуемый будет эмоционально реактивен на него. Более того, уже давно резработаны формулировки контрольных вопросов на все случаи жизни, включающие самые разнообразные формы асоциального поведения и действий.

В первую очередь встает вопрос о том, как бережно и мягко задать его испытуемому, и возможно ли это с учетом того, что необходимо вывести человека на эмоции.

Целью исследования является формулирование контрольного вопроса с целью выведения человека на эмоции.

Задачи:

1. Изучить понятие контрольного вопроса и типологию контрольных вопросов.

2. Проанализировать формулирование контрольных вопросов.

3. Выявить типичные и нетипичные контрольные вопросы, а так же способы противодействия

4. Определить достоинства и недостатки данного метода.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Применение Методики контрольных вопросов наиболее эффективно в целях выяснения степени информированности обследуемого по одной теме из числа интересующих инициатора, когда речь идет о необходимости исследования конкретных фактов.

Как правило, контрольные вопросы подбираются под конкретного человека.

Основная цель контрольных вопросов – переключить внимание непричастного к расследуемому событию с проверочных вопросов на себя.

Контрольные вопросы должны подбираться полиграфологом индивидуально для каждого обследуемого в контексте конкретной ситуации, послужившей поводом для проведения ПФИ, и перерабатываться (уточняться) в зависимости от результатов предтестовой беседы.

Их надо тщательно обсуждать с обследуемым, чтобы в момент предъявления теста контрольные вопросы не стали для него неожиданными по смыслу и не вызывали состояния удивления или замешательства. При обсуждении контрольных вопросов полиграфолог должен добиваться того, чтобы добросовестный обследуемый рассматривал их в качестве исключительно важных, непосредственно связанных с риском наступления для него неблагоприятных последствий после проведения ПФИ (фактически для такого обследуемого контрольные вопросы должны носить проверочный характер и быть ситуативно более значимыми, чем собственно проверочные вопросы). Предпочтительнее работать с вопросами, ответ на которые предполагается (и после обсуждения дается обследуемым) отрицательный — «нет».

Контрольный вопрос несет информацию о более значимом событии, чем то, по поводу которого проводится конкретное тестирование. Использование контрольных вопросов происходит двумя основными способами. Первый способ характеризуется формулированием контрольных вопросов так, чтобы они содержали информацию о вымышленном событии, которое по своей социальной и правовой значимости более серьезное. Второй способ отличает, что при формулировании контрольных вопросов вместо вымышленных событий за основу берутся преступления, ранее совершавшиеся обследуемым, за которые он был осужден. Таким образом, контрольные вопросы составляют альтернативу значимому вопросу в привлечении внимания обследуемого; вызывают значительные физиологические реакции с целью сравнения их с реакциями на значимые и нейтральные вопросы; провоцируют относительно устойчивую совокупность информативных признаков физиологических реакций, которые возникают в ответ на объективно значимый стимул.

Значимые, нейтральные и контрольные вопросы – основа любого полиграфного опроса, без этих вопросов не обходится ни один тест, предназначенный для проведения полиграфного обследования. Однако чистоты проведенного обследования, объективности полученных при этом результатов бывает невозможно достигнуть без постановки вопросов факультативного характера, к которым относят провоцирующие и симптоматические вопросы.

На этапе психофизиологического тестирования, объективной регистрации и оценки эмоционального состояния, субъекту преимущественно свойственен мотив самосохранения, мотив избежания социальных последствий, вызываемых результатами тестирования. Однако для невиновного испытуемого он представлен в виде мотива избежания последствий, связанных с оценкой его социальных ориентаций; для виновного – связанных с выясняемым обстоятельством, причастностью к совершению им деяния криминальной направленности. По содержанию это один и тот же мотив, но имеющий разную ситуационную направленность. С известными допущениями первый можно для краткости назвать мотивом избежания негативной социальной оценки, второй избежания угрозы наказания. Мотиву избежания социальной оценки в психофизиологическом исследовании соответствуют так называемые контрольные вопросы, мотиву избежания наказания – проверочные.

Выводы:

1. Контрольные и релевантные вопросы, это – вопросы социальной оценки личности.

2. Контрольные вопросы – вопросы общесоциального плана, проверочные – привязаны к ситуации расследования.

3. В случае невиновного испытуемого, производной его желания показать себя с лучшей стороны являются его реакции на вопросы общесоциальной оценки.

4. В случае виновного испытуемого превалирует желание скрыть истину в целях самосохранения, что продуцирует его реакции на проверочные вопросы.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Понятие и типы контрольных вопросов

1.1 «Контрольный вопрос» как «вопрос альтернативы»

В нашей терминологии, отражающей объективные существенные свойства стимулов, контрольным стимулом называется такой стимул, значимость которого для обследуемого предполагается известной. Стимул, значимость которого предполагается высокой, должен представляться (преподноситься) обследуемому релевантным, поэтому такие контрольные стимулы мы называем псевдорелевантными. Стимул, значимость которого предполагается низкой, как правило воспринимается обследуемым как нерелевантный, поэтому такие контрольные стимулы мы называем нерелевантными. «Классическая» терминология именует «контрольным вопросом» во-первых, контрольные псевдорелевантные, и, во-вторых, вопросы типа Guilty Complex и Symptomatic. Выше мы показали, что два последних типа вопросов в действительности не обладают свойствами контрольных вопросов, если в качестве существенных свойств контрольного вопроса рассматривать наличие априорного предположения о значимости этого вопроса для проверяемого.

У причастного и непричастного к расследуемому событию лиц значимость контрольных вопросов должна быть больше, чем нейтральных, но для причастного самую высокую значимость представляют проверочные вопросы, а для непричастного самую высокую значимость должны представлять контрольные вопросы.

Идеи, лежащие в основе МКВ, вначале тридцатых годов двадцатого века предложил изобретатель прообраза современного полиграфа Леонард Килер (Leonard Keeler, 1903-1949) разработавший, так называемые, стим-тест и тест «пика напряжения». Также Л. Килер в г. Чикаго Соединённых Штатов Америки впервые в мире организовал учебное заведение по подготовке специалистов по опросам с использованием полиграфа. Теперь это Chicago Polygraph Institute (CPI), Чикагский институт полиграфа, который в настоящее время является аккредитованным учреждением, осуществляющим комплексную подготовку полиграфологов для частного, общественного и правоохранительного секторов по всему миру.

Рассмотрим некоторые существенные свойства и функции контрольного вопроса, понимая здесь под этим термином контрольный вопрос в его наиболее традиционной трактовке (исключая Guilty Complex, Symptomatic и подобные), т.е. Control (Comparison) Question.

Неоспорим тот факт, что грамотное использование контрольных вопросов позволяет расширить границы применимости метода и обеспечивает более высокую эффективность и результативность полиграфных проверок.

Согласно С.И.Оглоблину и А.ЮМолчанову, контрольный вопрос – это вопрос, обеспечивающий методическую корректность процедуры полиграфной проверки и выполняющий функцию сравнительного эталона степени выраженности физиологических реакций (и, следовательно, уровня личностного смысла, или ситуативной значимости) по сравнению с выраженностью физиологических реакций, возникающих в ответ на предъявление обследуемому проверочных (в первую очередь) и нейтральных вопросов.

Далее, с операциональной точки зрения контрольный вопрос должен характеризоваться одним из следующих свойств:

1) обследуемый дает заведомо ложный ответ на контрольный вопрос;

2) обследуемый сомневается в правдивости ответа, даваемого на контрольный вопрос;

3) обследуемый отвечает на контрольный вопрос правдиво, но тем самым сознается в чем-то негативном, испытывая при этом затруднения.

Другими словами, согласно С.И.Оглоблину и А.Ю.Молчанову, классический контрольный вопрос предполагает со стороны проверяемого сомнение в правдивости ответа, осознание лживости ответа или осознание нежелательности правдивого ответа. Это обстоятельство, которое можно выразить формулой «сомнение»-«ложь»-«трудность правды», в условиях актуализации у обследуемого мотива «предстать правдивым» помещает контрольный вопрос в личностнозначимое поле «правдивого» обследуемого, вытесняя оттуда вопросы типа Relevant.

Эта функция классического контрольного вопроса (вытеснять из личностнозначимого поля проверочные вопросы) является, на наш взгляд, важнейшей функцией контрольного вопроса. Всего же можно назвать три его функции:

1) Функция альтернативы: контрольный вопрос вытесняет из поля ведущего мотива проверочные вопросы (у «правдивого» обследуемого) и сам оккупирует это поле. Функция альтернативы является существенной и специфичной функцией классического контрольного вопроса.

2) Функция сравнения (эталона): реакции на контрольный вопрос служат эталоном при выяснении выраженности и силы реакций на другие вопросы теста. Заметим, что функция сравнения выполняется и вопросами типа Neutral (которые мы в нашей теории также относим к разряду контрольных).

3) Функция выявления симптомокомплекса: являясь значимым, контрольный вопрос вызывает реакции, на основе анализа которых мы можем выделить информативные параметры и признаки реакций, присущие данному проверяемому в данной ситуации .

Если говорить о принципах формулирования классического контрольного вопроса с точки зрения свойства релевантности, можно отметить следующее. Во-первых, контрольный вопрос должен восприниматься проверяемым как релевантный, т.е. как минимум с точки зрения универсальных значений он должен принадлежать к теме проверки.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы