Курсовая теория на тему Контроль деятельности государственных (муниципальных) предприятий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Теоретические
основы контроля государственных (муниципальных) предприятий
1.1. Сущность
государственных (муниципальных) предприятий
1.2. Виды
государственных (муниципальных) предприятий
2. Контрольная
деятельность государственных (муниципальных) учреждений
2.1. Контроль
формирования государственных (муниципальных) учреждений
2.2. Контроль за
финансовой деятельностью государственных (муниципальных) учреждений
Список использованных источников
Введение:
Коммерческая деятельность в рыночной
экономике осуществляют не только отдельные предприниматели и их объединения, но
и государство в лице своих органов и специализированных предприятий, которые
имеют статус юридического лица. Предпринимательскую деятельность
государственные структуры осуществляют на двух уровнях: верхнем —
общегосударственном (федеральном) и нижнем — местном (региональном и
муниципальном).
Функционирование государства на местном уровне
осуществляется чаще всего в трех основных направлениях:
Во-первых, в наиболее прибыльных областях
предпринимательской деятельности с целью пополнения городского бюджета (или
бюджета области или края);
Во-вторых, в сфере действия естественных монополий
(тепло-, водо- и газоснабжения, электроэнергетики, связи) во избежание
неоправданного завышения тарифов этих организаций на свои услуги;
В-третьих, в малорентабельных и капиталоемких отраслях
производства, в которые частный сектор инвестирует средства неохотно.
Реализуется государственная предпринимательская
деятельность путем создания предприятий на базе государственной или городской
(муниципальной) собственности. Такие предприятия получили название унитарных.
Объектом работы является контрольная деятельность
государственных (муниципальных) предприятий.
Предметом работы является сущность, виды и контрольная
деятельность государственных (муниципальных) предприятий.
В связи с актуальностью выбранной темы, целью работы
является исследование деятельности государственных (муниципальных) унитарных
предприятий и организации контроля за деятельностью.
Задачи:
— изучить сущность и виды государственных
(муниципальных) предприятий;
— исследовать контрольную деятельность государственных
(муниципальных) предприятий.
Методами исследования являются метод индукции,
дедукции, анализа, синтеза, описания, наблюдения.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка использованных источников.
Заключение:
Функционирует унитарное предприятие на основании
устава, составленного при его создании. Устав унитарного предприятия должен
содержать: сведения характерные для юридического лица, сведения о предмете и
целях деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и
источниках его формирования. Его имущество находится соответственно в
государственной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения
или оперативного управления.
Существуют 2 вида унитарных предприятий: УП,
основанные на праве хозяйственного ведения; УП, основанные на праве
оперативного управления.
Учредителем муниципального унитарного предприятия
является муниципальное образование. Решение об учреждении такого предприятия
принимает уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с актами,
определяющими компетенцию таких органов. Это решение должно определять цели и
предмет деятельности унитарного предприятия. Муниципальные унитарные
предприятия создаются в определенных случаях.
Такие решения, как ликвидация, реорганизация,
распоряжение имуществом предприятия принимает собственник имущества унитарного
предприятия.
Цель системы контроля за муниципальными унитарными
предприятиями выступает одной из подцелей финансового контроля на муниципальном
уровне, и состоит в формировании исходной информации для оценки эффективности
использования финансовых ресурсов МУПов и выявлении резервов ее повышения.
Процесс формирования информации в исследуемой системе
требует необходимых ресурсов, группировка которых по видам обеспечивает набор
элементов: трудовые ресурсы (специалисты, обеспечивающие формирование
необходимой информации), материально-техническое обеспечение (основные и
оборотные фонды), нормативно-правовая и методическая основы.
Формирование необходимой информации обеспечивают
специалисты, осуществляющие финансовый контроль. Для успешного выполнения
возложенных на них обязанностей, они должны обладать соответствующей
квалификацией, профессиональными и моральными качествами, обеспечивающими
объективность и законность контроля.
Непрерывная и продуктивная деятельность кадрового
состава обеспечивается за счет формирования определенной
материально-технической базы, обеспечивающей системе муниципального финансового
контроля финансовую и организационную независимость. Основу осуществления
контроля в муниципальных унитарных предприятиях составляет нормативно-правовая
база, в общем виде представленная системой национального права и международными
договорами, и соглашениями. Общие требования к осуществлению контроля по
дифференцированным объектам контроля содержатся в стандартах финансового
контроля.
Фрагмент текста работы:
1.
Теоретические основы контроля государственных
(муниципальных) предприятий
1.1.
Сущность государственных (муниципальных) предприятий
Государственное (муниципальное) предприятие – это
хозяйствующий субъект, находящийся в собственности государства. Создание
государственного (муниципального) предприятия осуществляется по распоряжению
должностных лиц органов государственного управления. Для назначения
руководителя государственного (муниципального) предприятия также издается
распоряжение органа государственного управления[1].
Государственные (муниципальные) предприятия
встречается во всех государствах мира. Например, в собственности государства
находятся Лондонский метрополитен, Аэрофлот, Швейцарские федеральные железные
дороги, Эмиратские авиалинии и так далее. Следует отличать государственные (муниципальные)
предприятия от предприятий с государственным участием. В первом случае речь
идет о полной собственности государства в отношении государственных (муниципальных)
предприятий и их имущества, во втором случае речь идет о компаниях, в уставном
капитале которых имеется доля государства, которое владеет контрольным или иным
пакетом акций предприятия.
Под государственной собственностью следует понимать
все имущество, которое принадлежит на правах собственности РФ, а также
имущество, которое принадлежит на правах собственности субъектам РФ. Земля и
иные природные ресурсы, которые не находятся в собственности граждан,
организаций или муниципальных образований, относятся к государственной
собственности. На базе имущества, которое находится в государственной
собственности, могут создаваться унитарные и казенные предприятия[2].
Государственная собственность делится на несколько
видов: Природные ресурсы, объекты культурного и исторического наследия;
Объекты, которые необходимы для осуществления работы государственных органов
власти. Например, научные учреждения, оборонные предприятия, военная техника и
т.д.;
Отраслевые объекты, предназначение которых заключается
в поддержании хозяйственной деятельности; Транспортная сеть федерального
значения. Для переведения каких-либо объектов из государственной собственности
в частную, осуществляется их приватизация, а обратный процесс называется национализацией.
Государство определяет цели и виды деятельности
государственных предприятий, состав прав и обязанностей государственного
предприятия, уровень ответственности, порядок управления и так далее[3]. В
настоящее время государство сохраняет в своей собственности предприятия,
которые имеют стратегическое значение для его развития или представляют собой
естественной монополии.
На состав обязанностей государственного (муниципального)
предприятия оказывает влияние объем полномочий, которым это предприятие
наделяется в соответствии с законодательством и учредительными документами.
Государственные (муниципальные) предприятия в соответствии с российским
законодательством могут создаваться:
¾ во-первых, на праве хозяйственного ведения;
¾ во-вторых, на праве оперативного управления.
Данные
права определяют обязанности государственных предприятий в отношении
государственного имущества, которое закрепляется за ними на основе этого права.
Право хозяйственного ведения находится в зависимости от права государственной
собственности за счет ограничения вещного права, обусловленного принадлежностью
имущества государственного предприятия государству, а не самому предприятию.
Государственное
предприятие обязано обеспечивать собственнику получение части прибыли от
использования имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения.
Обязанности государственного предприятия не позволяют ему осуществлять сдачу
имущества в аренду, отдавать его в залог, вносить в уставные капиталы других
организаций или как-то по-иному распоряжаться имуществом без наличия согласия
собственника. Государственные предприятия, получающие имущество на праве
оперативного управления, получают возможность владеть и пользоваться этим
имуществом в пределах, ограниченных законодательством сообразно целям
деятельности и назначению имущества.
Государственное
предприятие обязано эффективно использовать имущество и средства,
предоставленные ему собственниками этого предприятия. Деятельность
государственного предприятия не всегда направлена на получение прибыли, однако
получение положительного финансового результата при определенных видов
деятельности обязательно. Таким образом, в обязанности государственного предприятия
входит осуществление деятельности, направленной на достижение целей
предприятия.
Особенности правового статуса государственных и
муниципальных предприятий как заказчиков проявляются на каждом из этапов
осуществления закупок. При планировании потребностей в товарах (работах,
услугах) они исходят из общих требований главы 2 Федерального закона от 5
апреля 2013 г. № 44-ФЗ[4],
о необходимости своевременного размещения утверждённых планов закупок
и планов-графиков (обоснования к ним) в единой информационной системе.
Исключение составляют нормы установления сроков — они не привязаны к
принятию бюджета (п. 4 статьи 17, п. 10 статьи 21), поскольку предприятиям не
передаются права в денежном выражении. Соответственно, вполне разумным будет
сделать вывод, что принятие планов закупок и планов-графиков привязано к дате
утверждения планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности, и возможно
до конца календарного года для обеспечения бесперебойного удовлетворения
потребностей заказчика.
В отношении планирования действует и ряд исключений
п. 2.1. статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г.
№ 44-ФЗ. В частности, при наличии грантов, в том числе из бюджетной
системы, предприятие может воспользоваться правом и на основании утверждённого
и размещённого до начала календарного года положения о закупках осуществлять
разработку только плана закупок, согласно требованиям. Если предприятие не
может воспользоваться ни одним из императивных исключений, оно должно
руководствоваться в отношении всех поступающих средств законодательством о
контрактной системе.
Несмотря на сложившуюся практику заказчиков,
использовать преимущества законодательства о закупках отдельными видами юридических
лиц, контрактная система предоставляет ряд несомненных возможностей для
унитарных предприятий.
Во-первых, правовое регулирование процедур закупок
централизовано в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ,
предоставившем заказчикам возможность действовать согласно нормам закона.
Положение о закупках является локальным актом, зачастую порождая коллизии,
связанные с неурегулированностью в законодательстве отдельных вопросов
осуществления закупок.
[1] Лапуста М. Г. Предпринимательство:
учебник / М.Г. Лапуста. — Изд. испр. — Москва: ИНФРА-М, 2019. — 384 с.
[2] Ларионов И. К. Предпринимательство:
учебник для магистров / под ред. докт. экон. наук, проф. И. К. Ларионова. — 4-е
изд. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и к°», 2020. — 190 с.
[3] Кузьмина, Е. Е. Организация
предпринимательской деятельности: учеб. пособие для прикладного бакалавриата /
Е. Е. Кузьмина. — 3-е изд., перераб, и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. —
417 с.
[4] Федеральный закон от 05.04.2013 N
44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"