Методика преподавания русского языка в начальной школе Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Контекстные антонимы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Антонимы в современном русском языке. 5

1.1. Понятие «антонимы» в лингвистике. Типы антонимов в
современном русском языке. 5

1.2. Антонимия и полисемия. 10

Глава 2. Методические обоснования изучения контекстных
антонимов. 12

2.1. Сущность понятия «контекстные антонимы». 12

2.2. Контекстные антонимы как принцип дополнительности в
языке. 18

Заключение. 23

Список используемой литературы.. 26

  

Введение:

 

Актуальность работы. В
настоящее время современный русский язык претерпевает большие изменения на всех
его уровнях. Меняются в нем и лексико-семантические связи, в том числе –
антонимические.

При
глобальном, всестороннем  и тщательном
изучении существующих в современном русском языке словесных противопоставлений,
диалектической реальности современной речи 
следует опираться на базовые для этой лексико-семантической категории
понятия противоположности и отрицания. Антонимия дает существенную и глубокую
характеристику речевой практики, всей культурной ситуации современной эпохе.

Антонимы
играют важную роль в лексической системе языка. Антонимы очень часто звучат в
нашей повседневной речи, широко используются писателями и поэтами как
изобразительно-выразительные средства.

Благодаря
тому, что на уроках педагоги уделяют внимание работе с антонимами, мы формируем
у детей навыки правильного употребления антонимов в речи, которые помогают
обогатить и разнообразить ее. Ведь в настоящее время она засорена
просторечиями, жаргонами, что значительно обедняет ее, она становиться
неправильной, невыразительной.

Таким
образом, мы воспитываем культуру речи, ведь сопоставление антонимов в
высказывании придает особую значительность каждому из названных ими предметов,
что усиливает выразительность речи.

Степень разработанности темы исследования. Проблема изучения
антонимов привлекла внимание многих ученых-лингвистов, таких как Л.А. Новиков,
Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина, Н.М. Шанский и др.

Объект исследования – современный
русский язык.

Предмет исследования  – контекстные
антонимы в речи.

Цель исследования – изучить
использование контекстных антонимов в современном русском языке.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. на основе анализа учебно-методической
литературы дать характеристику понятия «антонимы»;

2. проанализировать типы антонимов с учетом
различных подходов к изучению явления антонимии;

3. выявить
критерии разграничения антонимии и полисемии слов;

4.
проанализировать сущность понятия «контекстные антонимы»;

5.
рассмотреть контекстные антонимы как принцип дополнительности в языке.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура
курсовой работы включает
введение, две главы, заключение и список используемой литературы.

При
написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные
исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, мы раскрыли понятие «антонимы» и в процессе анализа различных
источников по современному русскому языку составили общее определение этого
понятия.

Мы
выяснили, какое место занимают антонимы в системе парадигматических отношений в
современном русском языке. Для этого мы рассмотрели типы антонимов с учетом разнообразных
подходов к их изучению.

Также
мы рассмотрели явление антонимии и полисемии и пришли выводу, что важнейшим
критерием выделения антонимии как языкового явления служат системные отношения
в лексике.

Системный
подход позволяет проникнуть в самую глубину этого явления, вскрыть его
закономерности, объяснить особенности использования антонимов в речи.

Мы
рассмотрели антонимию и полисемию слов и пришли к выводу, что антонимы
действительно играют важную роль  в
лексической системе языка. Рассмотрев антонимию слов, мы выяснили, что
важнейшим критерием антонимии как языкового явления служат системные отношения
в лексике.

Нужно
отметить, что, для того чтобы воспитать всестороннеразвитую личность, необходимо
не останавливаться на достигнутом, а стремиться к получению еще более высоких
результатов.

Мы
выяснили, что умелое использование лексико-семантического богатства языка
способствует глубокому раскрытию идейного содержания произведения, созданию
художественного образа и расширению его коммуникативно-эстетической функции.

В
языке часто встречаются слова, которые в отдельно взятом виде не выступают как
антонимы, но в определенных условиях контекста приобретают противоположные
значения. Их называют контекстными (контекстуальными) антонимами.

Контекстные
антонимы — слова одной и той же части речи, противоположные по
смыслу только в данном контексте.

К
контекстуальным антонимам можно отнести и некоторые слова, имеющие
противоположные значения и употребляющиеся параллельно, но не сформировавшиеся
как антонимы.

Контекстуальные
антонимы образуются и с помощью использования синонимического качества слова.
Такие виды контекстуальных антонимов часто встречаются в художественной
литературе. Чтобы разносторонне описать качество передаваемой мысли, явления и
избежать повторения отдельных слов, обычно авторы используют их синонимы.

Контекстуальные
антонимы в языке занимают важное место. Использование их зависит от умения
писателя или поэта подбирать необходимые слова для точной передачи контрастных
понятий

В
современном русском языке в художественной литературе и в разговорной речи
антонимы употребляются в различных стилистических функциях. Поэтому отдельные
ученые контекстуальные антонимы называют стилистическими антонимами.

Мы
отдаем предпочтение понятию «контекстуальные антонимы», поскольку большинство
ученых придерживается такой точки зрения с учетом того, что эти слова выступают
антонимами в определенных условиях контекста.

Контекстуальные
антонимы возникают в результате умелого использования скрытых возможностей
языка и творческой деятельности говорящего, писателя, поэта. Из любых случайных
слов образовать контекстуальные антонимы невозможно.

Контекстуальные
антонимы образуются из слов, которые не могут выступать антонимами и в прямом,
и в переносном значениях.

Обычно
антонимы образуются из слов, относящихся к одной части речи. Однако мастера
художественного слова для достижения наибольшей выразительности часто прибегают
к созданию антонимов из слов, относящихся к различным частям речи.

Последовательное
повторение однотипных антонимов в повествовании способствует созданию
контрастных картин явлений, событий, которые придают особую яркость
художественным образам

Антонимы
образуются в основном из слов с различными корнями, имеющих противоположные
смысловые значения.

В
большинстве случаев однокоренные слова с положительными (полными) или
отрицательными (неполными) значениями, а также слова, обозначающие наличие или
отсутствие какого-нибудь качества у предмета, внешне кажутся антонимами.

Но
такие слова с положительными и отрицательными формами служат основой
образования антонимов

Контекстуальные
антонимы в разговорной речи, так и в художественной литературе усиливают
поэтическую образность, делают ее ярче. Как правило, они окрашены
индивидуальным авторским мастерством.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Антонимы в современном русском языке

1.1. Понятие «антонимы» в лингвистике. Типы
антонимов в современном русском языке Содержание
понятия «антоним» в последние время существенно дополнено. Так, до недавнего
времени антонимами считались только слова, содержащие в своем значение указание
на качество. Современные исследователи усматривают антонимию у слов,
принадлежащих к одной и той же части речи, обозначающих разного рода чувства,
действие, состояние, оценку, пространственные и временные отношения, то есть
все более укрепляется широкое понимание антонимии.

В
данной главе нам необходимо раскрыть понятие «антонимы». Для того, чтобы более
точно представить, что такое антонимы, мы обратились к различным источникам.

Д.Э.
Розенталь антонимами называет «слова, различные по звучанию, имеющие пря
противоположные значения: правда-ложь»[1].

На
наш взгляд, данное определение не дает нам полное представление об антонимах.
Для того, что чтобы более подробно проанализировать это понятие, мы обратились
еще к одному источнику.

В
учебном пособии «Русский язык» Л.Л. Касаткин дает следующее определение этому
понятию: «Антонимы-слова, принадлежащие к одной и той же части речи и имеющие
противоположные значение»[2].

Сравнив
эти два определения, мы увидели, что и Д.Э. Розенталь, и Л.Л Касаткин делают
акцент на то, что антонимы — это слова, принадлежащие к одной части речи.

С
целью уточнить понятия «антонимы» обратимся к другим источникам.

В
словаре антонимов Н.П. Колесникова находим следующее определение: «Антонимы
представляют собой разнозвучные слова, 
объединяющиеся в пары, члены которых противопоставляются друг другу в
каком-нибудь одном отношении»[3]. Необходимо обратить
внимание на точку зрения Л.А. Новикова. По его мнению «антонимы представляют
собой противоположные по семантике слова одной и той же части речи»[4].

Таким
образом, мы видим, что и у Н.П. Колесникова, и у Л.А. Новикова антонимы – это
слова противоположные по значению, но Колесников Н.П. называет их еще  и 
«разнозвучными».

Представляет
интерес взгляд ученого Н.М. Шанского на понятии «антонимы». Он дает следующие
определение – это «слова разного звучания, которые выражают противоположные, но
соотносимые друг с другом понятия»[5].

Шанский
Н.М., как и Колесников Н.П., считает, что антонимы – это слова разного
звучания. Л.А.Новиков, так же как и Касаткин Л.Л. делает акцент на том, что
антонимы принадлежат к одной и той же части речи.

В
Толковом словаре русского языка Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. мы нашли следующие
определение понятия: «антонимы – это слова, противоположные по значению другому
слову, например, «светлый» и «темный»[6].

В
учебном пособии «Русский язык. Фонетика. Грамматика. Лексика» под редакцией
Б.Н. Проценко мы видим сходное с Ожеговым С.И. представление об антонимах:
«антонимами называются слова с противоположным значением»[7].

Таким
образом, в дальнейшем мы будем обращаться к определению понятия «антонимы»,
составленному нами в процессе анализа различных источников по современному
русскому языку: антонимы – это слова, принадлежащие к одной и той же части
речи, различные по звучанию («разнозвучные») и написанию, противоположные по
семантике.

Чтобы
выяснить, какое место занимают антонимы в системе парадигматических отношений в
современном русском языке, нам необходимо рассмотреть типы лексических
антонимов, для этого мы обратились к различным источникам.

Д.Э.
Розенталь делит антонимы по структуре на разнокорневые (день – ночь) и
однокорневые (приходить – уходить).

Первые
составляют группу собственно — лексических антонимов, вторые –
лексико-грамматических.

Д.Э.
Розенталь также упоминает об антонимах-эвфемизмах, которые выражают значение
противоположности в смягченной форме и антонимах-конверсивах, которые выражают
отношение противоположности в исходном (прямом) и измененном (обратном)
высказывании[8].

Для
того чтобы подробно проанализировать типы антонимов, мы обратились еще к одному
источнику.

В
учебном пособии «Русский язык» Л.Л. Касаткин выделяет следующие типы антонимов:

1.
антонимы, один из которых обозначает наличие признака, а второй – его
отсутствие (влажный – сухой); [1] Розенталь. Д.Э. Современный русский язык – 7-е изд.,
— М.: Айрис-пресс, 2016. – 448 с. – С. 47. [2] Касаткин Л.Л. Русский язык / Л.Л. Касаткин, Е.В.
Клобуков, Л.П. Крысин – М.: Академия, 2015. – 768 с. – С. 176 [3] Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология –
6-е изд., М.: Высшая школа, 2016 – 415 с. – С. 155. [4] Новиков Л.А. Современный русский язык. Фонетика.
Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. / Л.А. Новиков, Л.Г.
Зубкова, В.В. Иванов – 5-е изд., СПб.: Лань, 2016. – 864 с. – С. 233. [5] Шанский Н.М. Современный русский язык. Введение.
Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и Орфография. – Ч.1. / Н.М. Шанский,
Д.В. Иванов [Режим доступа]: https://may.alleng.org/d/rusl/rusl302.htm (дата
обращения: 23.02.2021) [6] Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского
языка: 800000 слов и фразеологических выражений [Режим доступа]:  https://booksee.org/book/527632
(дата обращения: 23.02.2021) [7] Проценко Б.Н. Русский язык. Фонетика. Грамматика.
Лексика. — Таганрог: Антон, 2006. – 192 с. – С. 29. [8] Розенталь. Д.Э. Современный русский язык – 5-е изд., [Режим доступа]: https://klex.ru/quo
(дата обращения: 23.02.2021)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы