Методология и методы психолого-педагогических исследований Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Контакт. Проблема установления доверительных отношений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.   Теоретический анализ
контакта: современный взгляд. 4

1.1.   Понятие контакта и в
современной психологии. 4

1.2.   Особенности близких
доверительных отношений. 10

Вывод по
первой главе. 13

2.   Факторы формирующие
доверительные отношения. 15

2.1.  Общий анализ факторов. 15

2.2.   Современные исследования и
перспективы устранения проблемы доверительных отношений. 23

Вывод по
второй главе. 27

Заключение. 29

Список использованной
литературы   31

  

Введение:

 

В наше время проблема установления контакта и
доверительных отношений очень актуальна. К настоящему времени проблема
установления доверительных отношений изучена не настолько хорошо, как хотелось
бы. Что же такое доверительные отношения? Доверительным можно считать общение,
в ходе которого один человек доверяет другому свои мысли, чувства, какие-либо
сокровенные стороны своего внутреннего мира.

Каждый человек индивидуален и имеет свой подход к
какой-либо ситуации или же человеку. Многим тяжело найти общий язык в общении и
установить контакт. Почему же так происходит? Каждый человек имеет свою
психологию и живет в своем собственном «мире».

 В процессе общения
нужно выявлять психологические факторы, которые затрудняют достижение
доверительных отношений и которые препятствуют установлению контакта.

В работе я рассмотрю эти психологические факторы и
рассмотрю особенности установления контакта.

Объект исследования: технология общения

Предмет исследования: контакт и установление
доверительных отношений

Цель исследования: выявить условия доверительных
отношений

Задачи исследования:

· Дать понятие определение контакта.

· Проанализировать взгляды исследователей на
проблему установления доверительных отношений.

Рассмотреть особенности установления контакта.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Толчком, который побудил Боулби сформулировать теорию
привязанности, послужили открытия, демонстрирующие повсеместные пагубные
последствия институциональной и больничной помощи для младенцев и маленьких
детей, результаты, которые нельзя было объяснить с точки зрения преобладающих в
то время теорий вторичных влечений. Теоретические основы новой теории пришли из
этологии, теории систем управления и когнитивной науки, но влияние психоаналитических
принципов повсеместно, особенно в более поздних томах трилогии привязанности.

Исторически теория привязанности была разработана как
альтернатива психоаналитическим теориям объектных отношений, чтобы объяснить:
(1) почему простое разделение должно вызывать тревогу; (2) сходство между
взрослым и детским трауром; и (3) защитные процессы (избирательное исключение
сигналов изнутри и извне, как правило, подразумевает активацию поведения
привязанности). «Привязанность», как концептуально сформулировал Боулби, не
должна была восприниматься как простой синоним термина «социальная связь» и не
применялась ко всем аспектам детско-родительских отношений.

Часто забывают, что Боулби считал, что роли фигуры
привязанности и товарища по играм концептуально различны. Говорят, что ребенок
ищет фигуру привязанности, когда находится в состоянии стресса, но ищет
товарища по играм, когда находится в хорошем настроении. Поскольку две роли не
являются несовместимыми, один человек (например, опекун) может выполнять обе.
Что касается формулировки теории привязанности, эта позиция имеет ряд значений.
Во-первых, теперь ясно, что термин «привязанность», используемый в этом более
узком, техническом смысле, не охватывает игровые взаимодействия, изученные
Бразелтоном  и Стерном, хотя они играют
важную роль в отношениях матери и ребенка.

Во-вторых, становится очевидным, что один из полезных
способов описания отношений — это разнообразие общих планов или программ
взаимодействия партнеров. Например, человек может быть основной фигурой
привязанности ребенка, но не самым важным или предпочтительным товарищем по
играм. И наоборот, вполне возможно, что предпочтительный товарищ по играм будет
играть лишь очень минимальную роль в качестве фигуры привязанности. Такой
подход к изучению отношений был предложен несколькими авторами.

Привязанность можно определить как глубокую и прочную
эмоциональную связь между двумя людьми, в которой каждый стремится к близости и
чувствует себя более защищенным в присутствии фигуры привязанности.

Привязанность взрослых к ребенку включает чуткое и
адекватное реагирование на потребности ребенка. Такое поведение универсально во
всех культурах. Теория привязанности объясняет, как возникают отношения между
родителями и детьми, и влияет на последующее развитие. Привязанность чаще всего
формируется с теми, кто точно реагировал на сигналы ребенка, а не с человеком,
с которым они проводили больше времени. Шаффер и Эмерсон назвали это
чувствительной отзывчивостью.

Привязанность характеризуется особым поведением у
детей, например, стремлением приблизиться к фигуре привязанности, когда она
расстроена или находится под угрозой.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретический анализ контакта: современный
взгляд 1.1. Понятие контакта и в современной психологии Понятие «психологический контакт» широко представлено в
работах отечественных и зарубежных ученых. Интерес к изучению данной категории
обусловлен логическим включением феноменально-сихологического контакта в теорию
и практику межличностного взаимодействия. В зарубежной психологии проблемы
психологического контакта так или иначе затрагивались в своих исследованиях Дж.
Олпорт, У. Шутц, Дж. Ватсон, Э. Торндайк, Э. Берн, Ф. Перлз, Р. Бэндлер, Дж.
Гриндер, Х. Алдер и др. Таким образом, Г. Олпорт, В. Шютц исследовали
психологический контакт в связи с изучением динамики личностных качеств. В
работах исследователей психологический контакт рассматривается как неотъемлемая
часть общения, являющаяся основой взаимодействия и взаимообогащения личности,
непременным элементом общественного развития. По мнению исследователей,
результатом психологического контакта являются определенные изменения
психологических качеств человека.

Известные представители поведенческого направления в
психологии Дж. Уотсон и Э. Торндайк исследовали психологический контакт в связи
с анализом стимулов и реакций людей, возникающих в процессе взаимодействия.
Данные исследования позволили детализировать представления о проявлениях
психологического контакта. Э. Берн рассматривал психологический контакт в
контексте своей теории транзактного анализа, которая идентифицирует
межличностные контакты с определенными транзакциями. По мнению исследователя,
специфика транзакций человека как некоторого средства установления
психологического контакта связана со стереотипами его поведения, проявляющимися
во взаимодействии. Ф. Перлз исследовал контактные границы личности. По его
мнению, основные события и проявления личности происходят именно на «границе
контакта», что, на наш взгляд, подчеркивает важность проблемы психологического
контакта в науке. Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, Х. Алдер разработали технологические
подходы к установлению и поддержанию психологических контактов между людьми в
рамках теории «нейролингвистического программирования». В своих работах
исследователи подтверждают важность личной готовности и технологической
подготовки, необходимой для эффективного воздействия в общении.

Таким образом, проблема психологического контакта в
зарубежной психологии рассматривается в связи с личностными качествами
участников взаимодействия, развитием этих качеств, а также акцентируется
внимание на функции психологического контакта и границ контакта.

Установленные доверительные отношения между субъектами
общения важны для установления психологического контакта. С другой стороны,
доверительные отношения формируются в процессе самого контактного
взаимодействия, являются его прямым результатом.

Рассмотрим роль доверительных отношений как явления,
непосредственно связанного с установлением психологического контакта. Для этого
мы откроем понятие «доверительные отношения».

Проблема доверительных отношений в науке хорошо
обоснована и базируется на целостной теории психологии взаимоотношений,
разработанной В.Н. В своих произведениях он подчеркивает эмоциональные
отношения, которые проявляются в привязанности, любви и сочувствии. Тщательно
проработанный авторский подход к проблеме взаимоотношений личности позволил еще
больше конкретизировать феномен доверия в межличностных отношениях и общении.
И.В. Антоненко, Ю. В этом направлении работали В. Веселов, В. П. Зинченко, Е.
П. Ильин, А. Б. Купрейченко, Т. П. Скрипкина и другие исследователи.

И. В. Антоненко, Т. П. Скрипкина определяют доверие как
одно из условий социализации личности, которое выражается в позитивном
отношении субъекта к объектам с контрположительными качествами [Антоненко 2004;
Скрипкин 2000].

В социально-психологическом аспекте доверительные
отношения — это межличностные отношения. Кроме того, доверие может быть
достигнуто в результате неоднозначности ролей в ситуации, а также «когда
систематически определенные ожидания больше не являются жизнеспособными».
Ожидание — важный элемент доверительных отношений, поскольку оно несет в себе
значения, которые участники взаимодействия приписывают себе и другим, что
влияет на последующее принятие решения о том, какие действия и реакции являются
подходящими и эффективными для установления психологического контакта. Эти
ожидания несут в себе когнитивные, эмоциональные и отчасти моральные
последствия.

На основе анализа доверительных отношений можно сказать,
что профессиональное сотрудничество предполагает и опирается на них.
Доверительные отношения снижают возможные риски взаимодействия, связаны с
психическими состояниями и внешними проявлениями. Субъективное ожидание —
важный элемент доверительных отношений. Доверительные отношения являются важным
условием установления эффективного, целенаправленного общения, психологического
контакта и основываются на способностях и навыках личности.

В некоторых отношениях, Чарльз Дарвин мог быть первым
теоретиком привязанности. Хотя он сосредоточился на «обществе» (а не на
значимых личностях в жизни отдельного человека) и «товарищах» (а не на фигурах
привязанности), Дарвин был первым, кто оценил степень, в которой социальная
природа человека могла быть продуктом сильной, направленные давления выбора.
Джон Боулби, который не только восхищался теоретическим видением Дарвина, но и
был одним из его основных биографов, большую часть своей замечательной карьеры
провел интеллектуальным путем, установленным Дарвином [11].

Объединив идеи дарвиновской теории эволюции путем
естественного отбора, теории объектных отношений, теории систем управления,
эволюционной биологии и областей этологии и когнитивной психологии, Боулби
разработал великую теорию развитие личности в рамках теории привязанности на
протяжении всей жизни. Одна из причин того, почему теория привязанности
является такой уникальной, генеративной и выдающейся в современных социальных и
поведенческих науках, заключается в ее глубоких фундаментальных связях с
принципами эволюции. В самом деле, как мы увидим, теория привязанности — это
теория эволюции [10].

Интерес Боулби к когнитивным, эмоциональным и
поведенческим связям, связывающим людей друг с другом, начался с
проницательного наблюдения. Во всех человеческих культурах и даже у нескольких
видов приматов молодые и уязвимые младенцы имеют тенденцию демонстрировать
определенную последовательность реакций после разлучения со своими более
сильными, старшими и часто более мудрыми опекунами. Сразу после разлуки
младенцы часто яростно протестуют, плачут, кричат и устраивают истерики в
поисках опекунов.

Боулби рассудил, что сильный протест на ранних этапах
отсутствия опекуна является хорошей начальной стратегией для содействия
выживанию, особенно у видов с незрелыми и сильно зависимыми младенцами.

Если громкие и настойчивые протесты не могут вернуть
своих опекунов, младенцы вскоре входят во вторую стадию отчаяния, во время
которой их двигательная активность замедляется, и они замолкают. С эволюционной
точки зрения Боулби понял, что склонность — вторая логическая стратегия,
способствующая выживанию. Чрезмерное движение в течение длительного периода
времени может привести к несчастному случаю или травме, а громкие протесты в
сочетании с движением могут привлечь хищников. Таким образом, если протесты не
вернут опекунов, следующая лучшая стратегия выживания — избегать действий,
которые могут увеличить долгосрочные риски причинения себе вреда или
хищничества. Баулби отметил, что после периода отчаяния младенцы, которые не
воссоединяются с их опекуны входят в третью и последнюю стадию —
отстраненность.

На этой стадии младенец медленно начинает возвращаться к
нормальной активности в отсутствие опекуна, часто ведя себя в высшей степени
независимым и самодостаточным образом. Боулби предположил, что функция
непривязанности заключается в расчистке пути для новых любовных связей с
другими потенциальными опекунами. Согласно этой точке зрения, эмоциональные
связи с бывшими опекунами должны быть частично, если не полностью, разорваны,
прежде чем можно будет сформировать новые связи. С точки зрения эволюции
непривязанность позволяет младенцам избавляться от старых уз и начинать процесс
формирования новых отношений с опекунами, которые готовы предоставить младенцам
ресурсы, необходимые для выживания.

Понимание Боулби возможной эволюционной функции
непривязанности остается одним из его величайших теоретических достижений.
Боулби считал, что когнитивные, эмоциональные и поведенческие реакции,
характеризующие каждую стадию, отражают работу врожденной системы
привязанности.

Причина, по которой система привязанности
эволюционировала и остается так глубоко укоренившейся в человеческой природе,
заключается в том, что она предоставила хорошее решение одной из величайших
адаптивных проблем, с которыми сталкивались наши предки: как увеличить шансы на
выживание в самые уязвимые годы развития. Руководствуясь Дарвином, Боулби
полагал, что система привязанности была генетически «подключена» к нашему виду
посредством намеренного направленного отбора в течение эволюционной истории [11].

Конечно, были некоторые ограничения в раннем понимании
Боулби и его применении эволюционного мышления. Возможно, самым вопиющим
недостатком было его исключительное внимание к дифференциальному выживанию
индивидов, а не к их дифференциальному воспроизводству (и особенно
дифференциальной репликации их генов).

Чтобы улучшить репродуктивную пригодность, люди не должны
доживать только до репродуктивного возраста; оказавшись там, они должны успешно
спариваться и воспитывать детей, которые, в свою очередь, должны спариваться и
растить собственных детей и так далее. Выживание до взрослой жизни ничего не
значит в валюте эволюционной приспособленности без успешного воспроизводства и
воспитания. Вопреки распространенному фольклору, эволюция — это не «выживание
наиболее приспособленных». Скорее, он фокусируется на дифференцированном
воспроизведении генетического материала человека, то есть на возможности
максимизировать репрезентативность своих генов в будущих поколениях. Конечно,
выживание является обязательным условием для успешного воспроизводства, и
Боулби поступил мудро, построив фундамент теории привязанности на этом
компоненте репродуктивной пригодности. Возможно, самым большим препятствием для
понимания Боулби эволюции было застойное состояние эволюционного мышления,
когда он начал формулировать теорию привязанности [9].

Основа теории привязанности прочно обосновалась задолго
до того, как в последние годы были представлены несколько важных теорий
эволюции «среднего уровня» — теорий, направленных на решение основных
адаптивных проблем, с которыми люди, вероятно, сталкивались на разных этапах
жизни на протяжении всей истории эволюции. -1960-е и начало 1970-х гг. В
результате Боулби не был посвящен многому из того, что мы теперь знаем как
«современную» эволюционную перспективу, когда он начал устанавливать основные
принципы теории привязанности. До недавнего времени относительно немногие из
этих современных эволюционных теорий были связаны с теорией привязанности и
исследованиями. Одна из целей этой главы — облегчить этот процесс.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы