Курсовая теория Юриспруденция Конституционное право

Курсовая теория на тему Конституционный статус субъектов Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ФЕДЕРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 5

1.1. Конституционно-правовой статус республик как субъектов федеративных правоотношений 5

1.2. Элементы конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации 11

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ, НА ПРИМЕРЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15

2.1. К вопросу государственно-правового статуса Чеченской Республики 15

2.2. Конституционно-правовой статус городов федерального значения 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32


  

Введение:

 


Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами.

В становлении современной государственности особое место занимает конституционное право – системообразующая отрасль права. Состояние политической борьбы в обществе, достигнутый уровень развития общества, характер и содержание государственной власти, принципы демократии и организации власти, исторический путь развития народа, направление его дальнейшего развития, степень обеспеченности защиты прав и свобод граждан – все это находит свое отражение в конституционном праве государства.

Как отмечают исследователи, на современном этапе развития государственности наблюдаются две основные тенденции. Одна связана с интеграцией государств, приводящей к объединению государств по решению общих задач и образованию с этой целью межгосударственных организаций, унификации правил взаимоотношений друг с другом. Другая тенденция проявляет себя в стремлении народов создать свои независимые государства, добиться национального, религиозного, культурного и иного самоопределения и самоуправления.

Строительство современного российского государства происходит в условиях союзной, сложной государственности. В современной мировой политической и юридической науке и практике государственности твердо утвердилось положение, в соответствии с которым федерация признана договорным самоуправляемым государством.

Российское государство развивается под влиянием двух тенденций – это соотношение государственного единства и разделения государственной власти. Единство государственной власти является определяющим свойством любого государства. Разделение государственной власти является необходимым признаком любой федерации, отражающим правовую природу этой формы государственного устройства. Разумное сочетание централизации государственной власти и самостоятельности ее субъектов – важная задача государственной политики федеративного государства.

Основной закон государства предоставил субъектам право самостоятельно организовывать органы государственной власти с соблюдением основ конституционного строя Российской Федерации (с соблюдением принципа разделения и самостоятельности трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной). Статус субъекта Российской Федерации конкретизируется основным законом (конституцией, уставом), который является атрибутом государственности данного субъекта федерации.

Целью данной курсовой работы является изучение конституционного статуса субъектов Российской Федерации.

Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть

— изучить

— охарактеризовать

— выявить

Объектом исследования выступает совокупность конституционно-правовых отношений, возникающих в процессе регулирования деятельности субъектов Российской Федерации.

Предмет исследования – законодательные и правоприменительные проблемы реализации конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.

Методология. Методологическое основание данного исследования составил диалектико-материалистический метод познания объективной действительности, формально-логический метод отразил применение при написании данной работы законов логики и приемов выводного знания (анализ, синтез, индукция, дедукция).

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение данной курсовой работы, основываясь на заявленной цели и поставленных задачах, сделаем выводы и подведем итоги.

Важнейшим вопросом федерализма на сегодняшний день является статус субъекта Российской Федерации, который обладает характерными чертами, закреплёнными в ст. 5 Конституции РФ и, помимо этого, включает в себя все права, зафиксированные в иных правовых актах. Определяется статус субъекта РФ по взаимному согласию Российской Федерации и самого субъекта в соответствии ст. 66 Конституции РФ.

Республики. Это государства входящие в состав федерации и обладающие государственной властью вне пределов компетенции Российской Федерации. Можно сказать, они являются формой национальной государственности и представляют интересы соответствующих наций . Конституция РФ и конституция республики определяют ее статус и значимые государственно-правовые характеристики: законодательство; систему органов государственной власти, которая устанавливается самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ; имеет территорию, изменяемую только с согласия самой республики; государственный язык; гражданство .

Автономные округа и автономная область. Эти субъекты федерации могут иметь специальный именной федеральный закон. Он самостоятельно разрабатывается данными субъектами, затем соответствующими законодательными и исполнительными органами отправляется на рассмотрение Федерального Собрания, где может быть отклонен, введу противоречия Конституции. Автономная область и автономные округа в равной мере со всеми субъектами Федерации представлены в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта Федерации), а также имеют полномочия избирать депутатов в Государственную Думу . Это дает им возможность представительства в законодательном органе Федерации. Следовательно, можно сказать, что автономные образования в составе Российской Федерации имеют статус национально-культурных единиц и, в соответствии с федеральным законом, защиту индивидуальности.

Края, области, города федерального значения. Это территориальные образования, имеющие всю полноту государственной власти. Государственный язык данных субъектов является исключительно русский. Для конституционно-правового статуса этих субъектов характерно наличие: устава, законодательства; систем органов государственной власти; территории, изменяемой только с согласия субъекта федерации .

В совместном ведении Федерации и краев, областей и городов федерального значения находится обеспечение соответствия нормативных правовых актов данных субъектов Конституции РФ и федеральным законам, а также защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности и общественного правопорядка. В Конституции РФ прописан ряд положений о равноправии субъектов РФ в трех аспектах : равноправие между собой, равноправие между субъектом РФ и федеральными органами государственной власти, а так же сила распространения на предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов одинакова. Тем самым, закрепился не только федеративный характер государства, но и определилась конституционно-правовая роль участников федерации как равноправных субъектов, что усилило всю ее фундаментальную структуру и дало высокий уровень развития .

Самым главным источником по ограничению «образования» новых субъектов РФ является Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», согласно которому образование может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Однако если в Российскую Федерацию включается иностранное государство в качестве нового субъекта, то этому субъекту предписывается статус республики, если иное не предусмотрено международным договором .

Так же каждый субъект РФ обладает своей системой органов государственной власти, которую он устанавливает в соответствии с основами конституционного строя России и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти». Система органов государственной власти представлена органом законодательной власти, высшим должностным лицом субъекта РФ, высшим коллегиальным органом исполнительной власти, иными органами исполнительной власти субъекта РФ .

Субъекты РФ могут принимать участие в федеральном законодательном процессе, где проекты федеральных законов на предмет совместного ведения направляются в органы государственной власти субъектов РФ для внесения поправок в месячный срок .

Самыми главными вопросами, находящимся в ведении субъектов РФ являются :

– принятие, изменение и дополнение нормативных правовых актов субъекта;

– установление и развитие системы органов государственной власти – определение административно-территориального устройства;

– законодательное обеспечение организации местного самоуправления;

– принятие мер по развитию субъекта.

Следовательно, принцип разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами служит гарантией самостоятельности органов государственной власти в реализации полномочий, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ. Тем самым, субъекты РФ не только обладают возможностью участия в делах Федерации, но и имеют сферу собственного ведения.

На сегодняшний день в Российской Федерации идет процесс масштабного объединения всех субъектов, что предполагает, как положительный исход событий: взаимодействие каждого и помощь друг другу, так и отрицательные последствия: многочисленные проблемы в сфере государственного строительства, так как укрепление не сможет сделать субъекты стабильно развивающимся. Но, не имея развитой законодательной базы субъектов РФ трудно говорить об успешном решении вопроса правосубъективности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ФЕДЕРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1. Конституционно-правовой статус республик как субъектов федеративных правоотношений

В науке конституционного права под формой государственного устройства понимается способ территориальной организации, который обуславливает определенные взаимоотношения государственных институтов с органами его составных частей. Как правило, государственное устройство предопределяет множество факторов: размер территории, численность и национальный состав населения, исторические традиции государства, особенности его политического режима и иные факторы. Существуют такие виды государственного устройства, как унитарное, федеративное и конфедеративное.

Конституция Российской Федерации провозглашает страну федеративным государством (ст. 5). Федерализм в Российской Федерации представляет собой явление довольное уникальное. Как отмечают исследователи, «ни в одном государстве с федеративным территориальным устройством в мире нет такого разнообразия членов федерации, как в России» .

Асимметрия, которая присутствует в конституционно закрепленных положениях о федеративной организации Российской Федерации, отражает сложный территориальный и национальный состав, а также процесс исторического развития. Российское государство отличается не только масштабами, но и многообразием характерных признаков (экономические, национальные, исторические, социально-политические, идеологические). В этой связи особый интерес представляет развитие федеративных отношений.

На сегодняшний день в федеративном устройстве реализуется национальное самоопределение, возможность разделить полномочия федеральных органов и

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы