Курсовая теория Юриспруденция Конституционное право

Курсовая теория на тему Конституционный принцип разделения властей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Основные подходы к пониманию сущности принципа разделения властей 6

1.1 Толкование принципа разделения властей в Российской Федерации 7

1.2 Научные подходы к пониманию сущности принципа разделения властей 14

2. Проблемы реализации и тенденции развития конституционного принципа разделения властей 18

2.1. Проблематика реализации принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации 18

2.2. Проблемные аспекты и тенденции развития реализации конституционного принципа разделения властей в РФ 21

Заключение 26

Список использованных источников 28


  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что рассматриваемый правовой принцип является одним из базовых, определяющих принципов любого современного демократического государства, в том числе и Российской Федерации. Этот принцип фактически закрепляет качественно новое состояние политической системы российского общества.

Конституционная реформа 2020г. в Российской Федерации назревала давно. Это реформирование стало настолько масштабным, что при всей насущности вызвало множество острых научных и общественно-публицистических дискуссий. Особенно активно обсуждается сопоставление конституционных изменений с традициями отечественного конституционализма и их динамикой в условиях современного мирового развития .

Процессы глобализации в современных реалиях все чаще сталкиваются с противоположными тенденциями регионализации. Все чаще государства начинают отказываться от глобальных, часто навязанных общественно-политических форм и формулировок.

Глобализация, установившая либерализм в качестве основы развития государства и общества, влечет за собой провозглашение широкого списка прав человека, в котором центральное внимание уделяется экономическим свободам и политическим правам.

Говоря о регионализме, необходимо отметить усиление государственного регулирования экономики, возможно даже использование политики протекционизма. Эта тенденция базируется на традиционных ценностях той или иной культуры.

Конституция РФ 1993г. впитала в себя либеральные ценности и идеи, формировавшие общественное сознание в то время. Под воздействием этих взглядов достаточно в полной мере разработан один из важнейших разделов конституции, посвящѐнный вопросам определения и защиты прав человека и гражданина.

Существенная разработка механизмов провозглашения и охраны важнейшей либеральной ценности – частной собственности. Важность и нужность этих установок умалять не стоит ни в коем случае.

Однако в современных условиях зреет новая мировая тенденция, направленная на укрепление национальной государственности. Именно данная тенденция стала определяющей при проведении российской конституционной реформы 2020г. Внесенные поправки, согласно официальной правовой доктрине, направлены на укрепление государственного суверенитета и национальной безопасности, социальных гарантий и традиционных ценностей.

Различные подходы мыслителей на обозначенную проблематику уходят корнями в далекое прошлое. Принцип разделения властей впервые обозначен английским ученым Дж. Локком. Являясь сторонником теории «общественного договора», он предложил разделение властей на три ветви: законодательную (в лице парламента), исполнительную (во главе с монархом) и суды .

Французский просветитель Ш. Монтескье также выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти. Принцип разделения властей, согласно взглядам мыслителя, состоит прежде всего в том, чтобы они принадлежали различным государственным органам. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, учреждения или сословия неминуемо ведет к злоупотреблению и произволу. Помимо разграничения компетенции принцип разделения властей предполагает также предоставление им специальных полномочий с тем, чтобы они отграничивали и сдерживали друг друга. Нужен такой порядок, указывает Монтескье, при котором «одна власть останавливает другую» .

Теория разделения властей предлагает механизм, препятствующей узурпации власти в государстве. Эта теория рассчитывает разделение единой власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые бы контролировали друг друга.

Главный смысл этого механизма состоит в том, чтобы исключить самовольность и злоупотребление власти находящейся в одних руках, в руках одного правителя или органа, который превратился бы в неограниченного и всесильного издающего законы, обеспечивающий их исполнение и наказывающий за непослушание.

Разделение властей в государственном механизме должно служить гарантией от появления диктатуры произвола, обеспечить баланс властных полномочий. Любая из ветвей власти является независимой, но контролирующей деятельность друг друга. Смысл разделения властей состоит не в самостоятельности и обособленности органов государственной власти, а в тесном и взаимном сотрудничестве, точным исполнением каждой из ветвей власти своих функций.

Принцип разделения властей является одной из важнейших составляющих правового государства, к которому стремится Российская Федерация.

Целью данной работы является изучение конституционного принципа разделения властей.

Исходя из заявленной цели были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть толкование принципа разделения властей в Российской Федерации;

— охарактеризовать научные подходы к пониманию сущности принципа разделения властей;

— выявить проблематику реализации принципа разделения властей в субъектах Российской Федерации;

— исследовать проблемные аспекты и тенденции развития реализации конституционного принципа разделения властей в РФ.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и четырех параграфов, в которых раскрывается сущность рассматриваемого в данной работе вопроса, заключения, в котором делаются выводы и списка источников и литературы, который содержит перечень материалов, использованных при написании данной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, подводя итог, можно заключить, что, во-первых, ветви государственной власти не прикреплены твердо к выполнению одной присущей им функции, такая функция является для них обычно главной функцией, но не единственным их делом, реальная компетенция органов законодательной, исполнительной и судебной власти шире соответствующих государственных функций.

Во-вторых, суверенитет неразделен, но осуществление суверенитета может быть распределено между несколькими органами. В данном случае распределяется именно «осуществление суверенитета», но не сам «суверенитет».

Распределение осуществления единой государственной власти происходит посредством разграничения властных полномочий между органами государственной власти, где каждый орган власти государства представляет в пределах своей компетенции государственную власть. В законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти присутствует единое, неделимое существо, единая природа.

Суть этой единой природы в том, что источником и носителем суверенитета является один субъект – многонациональный народ (в Российской Федерации). Единство и неделимость суверенитета не сливает три ветви власти, но и ветви власти не разделяют суверенитет, который неделим. Разделяется осуществление суверенитета.

В-третьих, разделение властей не предполагает абсолютного их обособления, в связи с чем возникает потребность в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия разделенных властей, которое может обеспечиваться интегрирующей ролью президентской власти.

Сам принцип разделения властей не исключает существования функционально самостоятельного института главы государства, наделенного интегрирующей функцией, и не устанавливает строго фиксированного числа властных субъектов.

Делая выводы, стоит упомянуть, что сама система разделения властей, предполагает распределение определенной ветви власти в разных государственных органах, чтобы исключить узурпацию власти в руках одного диктатора.

Каждая из ветвей власти выполняет поставленные перед ней задачи, однако сохраняя самостоятельность в своей деятельности, взаимодействует с другими ветвями власти. Судебная власть в этой системе, как уже говорилось, осуществляет правосудие, основы которого закреплены в законодательстве Российской Федерации.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. Основные подходы к пониманию сущности принципа разделения властей

1.1 Толкование принципа разделения властей в Российской Федерации

Принцип разделения властей, разработанный еще средневековой мыслью, основан на той идее, что все три ветви государственной власти, с одной стороны, должны обладать самостоятельностью и независимостью при достижении тех целей, ради которых таковые создаются, посредством реализации соответствующих функций и полномочий, с другой же, каждая из них должна сдерживаться двумя остальными ветвями власти. Теория разделения властей Ш. Монтескье выступает краеугольным камнем государственной организации любого демократического общества, «как с позиции построения корневой, принципиальной структуры системы органов государственной власти, так и с точки зрения правильной постановки задач перед государством в целом».

Тем не менее, несмотря на столь длительный период существования и научной проработки данной концепции организации государственной власти, при ее практическом применении на конкретной почве возникают проблемы и противоречия, требующие своего научно-практического разрешения.

В.Е. Чиркиным указывается на то, что конституциями отдельных государств поименовано пять различных ветвей власти (по сведениям названного автора, Конституцией Венесуэлы 1999 года, помимо трех традиционных ветвей, выделяется также избирательная, а также гражданская власти), другие государства останавливаются на выделении четырех ветвей власти (в пример подобному делению исследователь приводит конституции отдельных латиноамериканских государств, называющих помимо традиционных ветвей также избирательную).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы