Курсовая теория на тему Конституционные основы представительной демократии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ 5
1.1 Понятие, формы и виды демократии 5
1.3 Сущность и признаки политической системы представительной демократии 8
2. Развитие представительной демократии в России 13
3. Правовое регулирование представительной демократии в России. 17
3.1 Конституционное закрепление представительной демократии в РФ 17
3.2 Выборы как форма народовластия и политического участия 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Введение:
Проблема демократии является одной из наиболее актуальных для современного общества вообще, для России — в частности по целому ряду причин.
Во-первых, исторический опыт второй половины ХХ в. показал, что страны с демократическими режимами, как правило, добиваются больших экономических успехов, чем страны с режимами авторитарными. Это связано с тем, что именно демократия создает наилучшие условия для проявления инициативы, без которой невозможно эффективное производство.
Во-вторых, правительства стран с демократическими режимами обычно совершают меньше ошибок в управлении, не говоря уже о злоупотреблениях властью и преступлениях против личности. Другими словами, демократия — это своеобразный защитный механизм общества от узурпации власти. Не зря говорят: власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Демократия не всегда способна выполнить эту защитную функцию. В условиях кризисов дают сбои и демократические механизмы, однако в развитых странах это все же исключения из правила.
В-третьих, для современного человека демократия все более становится самостоятельной ценностью. Люди не хотят быть колесиками и винтиками какой бы то ни было, пусть даже хорошо отлаженной системы, предпочитают сами решать свои проблемы хотя бы и ценой ошибок.
В-четвертых, в России проблема демократии стоит особенно остро, поскольку страна, по-видимому, переживает начало длительного и сложного периода формирования демократических форм правления, — периода, который обычно сопровождается попытками установления авторитарных режимов как леворадикального (неосталинского) толка, так и правого (неопиночетовского) характера. Ситуация осложняется очень широким распространением в массовом сознании стереотипов авторитарно-патриархальной культуры, выработанных историей России в досоветское и советское время.
Объектом исследований в данной работе являются современные взгляды, доктрины, идеи на сущность института представительной демократии.
Предмет работы – конституционные основы представительной демократии.
Цель работы — всесторонне изучить и раскрыть категорию представительной демократии и раскрыть ее конституционные основы в РФ.
Реализация поставленно цели требует рассмотерния следующих задач работы:
1. Проанализировать различные формулировки понятия демократии.
2. Проследить историю развития представительной демократии в РФ.
3. Исследовать Конституционное закрепление институтов представительной демократии в РФ.
Методология работы представлена наиболее распространенными методами и приемами исследований (анализ и синтез научной и учебной литературы, структурно-логический подход и т.п.). При этом особую роль в этом плане сыграли: исторический метод (изучение истории развития соответствующих взглядов о демократии), сравнительно-правовой метод (исследование различных мнений о сущности представительной демократии), формально-юридический прием (использование в работе общепринятых и наиболее распространенных категорий, понятий).
При написании работы использовались основные учебные материалы по курсу конституционного права, пособия, публикации правоведов в периодический юридический изданиях как современного, так и предшествующего периодов, а также применялись специальная научная правовая литература по вопросам и проблемам определения сущности представительной демократии.
Заключение:
Демократический государственный режим – это особая форму управления в стране, при котором управление государством происходит при участии граждан, являющихся равными перед законом, и наделенными политическими правами и свободами. Реально реализуемой формой демократии является республика, реже — парламентская монархия с разделением властей. Основная цель демократии заключается в ограничении произвола, злоупотребления властью.
Функции демократии – это основные направлениями ее влияния на отношения в обществе, целью которого является увеличение политико-социальной активности граждан в управлении государством и обществом.
Демократия является системой государственного управления, источник власти в которой представлен самим народом.
Демократия является специфической формой государственного управления, заключающейся во всестороннем участии в нем граждан данного государства. Она предусматривает для них не только существование необходимых свобод и прав, но и общее равенство перед законами. В демократичном обществе максимально должно быть развито народовластие. То есть весь круг полномочий не должен сосредотачиваться в руках единого человека или группы людей. Правительство, выбираемое народом, должно быть максимально открытым людям, отчитываться перед ними о результатах своей деятельности, стремиться к развитию и благоденствию страны.
Главный признаки и принципы демократии – народовластие. Без него эта форма управления любой старной просто не может существовать. Народовластие предусматривает фактическое и гарантированное обеспечение всех гражданских прав, соблюдение учрежденных законов, ответственность государства за посягательства на свободы и права людей. Как видно, эти признаки не являются присущими некоторым иным формам реализации власти, к примеру, диктатуре.
К числу основополагающих, базовых принципов народовластия относятся:
1. Признание верховной народной власти, юридическое закрепление суверенитета. То есть конкретно общество обязуется обладать возможностью создания законов, создавать конституцию, избирать представителей.
2. Выборность властных органов. Она представляется периодической. Кроме этого, на практике все разновидности демократии подразумевают возможность народа на свободный выбор и переизбрание органов власти. Человек, являющийся народным представителем, не обладает правом узурпации власти или оставаться на должности свыше отведенного времени.
3. Гражданин обладает правом участия в управлении государством, вне зависимости от его социального положения, вероисповедания или пола.
4. Принятие и реализация решений, принятых большинством.
5. Политическая свобода, позволяющая людям избирать подходящий государственный строй, который направлен на защиту их прав.
6. Разделение властей. То есть любая из ветвей государственного управления обладает ограниченным кругом полномочий. На сегодняшний момент существует исполнительная, судебная и законодательная власть.
7. Разнообразие общественных явлений, то есть плюрализм, предусматривающий большое количество и свободное избрание политических партий, организаций общественного типа, действующих в границах конституции.
Зависимо от форм народного участия в реализации власти могут быть выделены прямая и представительная демократия.
Прямая демократия — в такой демократии между народной волей и ее воплощением в решения не существует опосредующих звеньев — народ самостоятельно принимает участие в обсуждении и принятии решений. Иной формой прямой демократии является сам выборный процесс, в ходе которого реализуется народное волеизъявление по отношению к своим представителям в государственные органы власти.
Законодательство множества государств предусматривает и непосредственные формы принятия участия граждан в законотворчестве:
1. Инициативные движения;
2. Референдумы.
Референдум, иногда именуемый плебисцитом, является прямым народным голосованием по важнейшим вопросам государственного характера.
Инициатива представлена процедурой, путем которой граждане предлагают обсуждение какого-либо вопроса непосредственно на референдуме или законодательными органами. Инициатива осуществляется посредством сбора определенного количества подписей граждан в поддержание проведения референдума.
В представительной демократии народная воля отражается не прямым образом, а путем института посредников, в связи с этим ее еще именуют делегируемой демократией. Политические лидеры, депутаты, обретя «мандат доверия» от народных масс посредством процедуры голосования, обязаны воплощать данную волю в принимаемых решениях и законах. Меж народными представителями и теми, представительством которых они занимаются, учреждаются отношения, которые основаны на ответственности власти перед народом и полномочиях.
Фрагмент текста работы:
1. ПОНЯТИЕ СУЩНОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ
1.1 Понятие, формы и виды демократии
Демократия, будучи одним из наиболее распространенных в современном мире политическим режимом отражает способы формирования и реализации основных начал политического управления в государстве. В этой связи, в специальной литературе в большей степени принято говорить о функциях государства, реализации которых способствует демократическая форма управления.
Тем не менее, некоторые исследователи в данном вопросе идут дальше, предлагая выделять наряду с функциями демократического государства также функции демократии, как самостоятельного политического режима В наиболее общем виде определение функций демократии может быть представлено следующим образом.
Функции демократии – это совокупность основных направлений демократического воздействия на общественные институты, целью осуществления которого выступает повышение активности граждан в решении социально-значимых политических вопросов, а также в прямом или опосредованном управлении государством и обществом.
Демократия в дословном переводе с греческого означает власть народа. Таким образом, ее можно охарактеризовать как особую форму правления, при котором управление государством происходит при участии граждан, являющихся равными перед законом, и наделенными политическими правами и свободами.
При этом, как известно, демократическая теория не является чем-то единым и статичным – на протяжении исторического развития человечества формировались, и продолжают формировать различные течения демократической мысли, безусловно оказывающие влияние и на характер и содержание функций демократии.
Представляется, что соответствующий процесс является объективным, поскольку в основе демократии лежит учет динамических характеристик общества, преобразующихся в зависимости от конкретно-исторических, экономических, социальных, этнических и иных условий.
Интересной, но не бесспорной представляется точка зрения о том, что все функции демократии могут быть подразделены на две категории:
функции демократии, раскрывающие ее связь с общественными отношениями;
функции демократии, выражающие внутренние функции деятельности государства.
Представляется, что данная точка зрения имеет право на существование, однако, в то же время в демократических условиях не всегда целесообразно отграничивать направления деятельности связанные с внутригосударственной деятельностью и объективно складывающимися общественными отношениями.
В наиболее общем виде, демократию принято определять следующим образом: демократия – самостоятельный политический режим, основным сущностным признаком которого выступает метод коллективного принятия решений, при равенстве воздействия участников на исход процесса или его отдельные стадии .
Классический демократический режим, безотносительно к его конкретным формам и разновидностям обладает рядом отличительных особенностей:
• Формирование высших органов государственных лиц и избрание должностных лиц происходит в результате честных, состязательных выборов, путем свободного волеизъявления лиц, обладающих избирательным правом. При этом в демократическом государстве правом избирать и быть избранным, по общему правилу, обладают все совершеннолетние, дееспособные граждане, независимо от их пола, образования, национальности, социального и имущественного положения, и т.д.
• Единственным легитимным источником государственной власти обладают не властные органы, а народ соответствующей страны;
• Внутри демократического общества широко развиты и активно применяются методы самоуправления, направленные на достижение общего блага и удовлетворение различных общесоциальных и индивидуальных экономических, культурных, духовных, и иных потребностей.
При этом, несмотря на наличие рассмотренных общих признаков, конкретные особенности демократии различаются в зависимости от конкретных государств и исторических периодов, что во многом обусловлено преобладанием различных видов и форм демократии в соответствующих условиях .
В этой связи, для формирования целостного восприятия о сущности демократии предлагается рассмотреть выделяемые в современной литературе типы и виды демократии.
Основной классификацией разновидностей демократии выступает ее подразделение на типы (формы) в зависимости от того, каким образом население страны участвует в управлении, а также от того, кто и как непосредственно выполняет властные функции. В соответствии с данной типологией принято выделять прямую и непосредственную демократию.
Прямая демократия – это тип демократии, при котором граждане самостоятельно и непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии социально и политически значимых решений. При этом в литературе отмечается, что прямая демократия наиболее эффективна в небольших социальных группах, в связи с чем, пик ее распространения приходился на период расцвета античных государств-полисов. Однако было бы неверным утверждать неприменимость прямой демократии в условиях современных государств, поскольку в настоящее время, в том числе в Российской Федерации, механизмы непосредственной демократии активно применяются в рамках местного самоуправления, например, путем общего собрания, схода граждан, проведения публичных слушаний по вопросам местного значения, и т.д.