Курсовая теория на тему Конституционные основы охраны окружающей среды и использование природных ресурсов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМ КОНСТИТУЦИИ РФ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5
1.1. Общие нормы Конституции РФ, регулирующие охрану окружающей среды и использование природных ресурсов 5
1.2. Экологические нормы Конституции, регулирующие охрану окружающей среды и использование природных ресурсов 11
2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 17
2.1. Правовые проблемы в сфере защиты окружающей среды и природопользования 17
2.2. Совершенствование законодательства в сфере защиты окружающей среды и природопользования в России 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Актуальность данной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день исследований вопросов конституционных основ конкретно экологического права, системного исследования вопросов реализации экологических конституционных положений, с учетом осуществившихся за последнее десятилетие перемен экономического, политического, социального и идеологического характера, в юридической литературе не существует.
Цель этой работы заключается в формировании на базе исследования норм Конституции Российской федерации, норм экологического права, и научной литературы теоретических положений о содержании и понятии конституционных основ защиты окружающей среды и использования природных ресурсов в России.
Согласно цели исследования, в работе поставлены следующие основные задачи:
— выявить содержание, структуру института конституционных основ защиты окружающей среды и использования природных ресурсов и провести классификацию норм, составляющих данный институт;
— выявить актуальные проблемы в сфере правового регулирования защиты окружающей среды и использования природных ресурсов в России;
— определить и проанализировать направления совершенствования правового регулирования защиты окружающей среды и использования природных ресурсов в России.
Предметом данной работы являются нормы Конституции РФ, которые регламентируют экологические отношения, нормы экологического законодательства, научные работы, которые посвящены вопросам конституционного регламентирования экологических отношений.
Теоретическую базу данной работы составляют научные труды в сфере общей теории права С.А. Боголюбова, М.М. Бринчук, Е. Виноградовой, и других.
Позже конституционные основы экологического права, природоохранительного законодательства, регулирования природопользования и охраны окружающей среды стали обсуждаться в учебных пособиях и учебниках, в которых в силу их особенности, не содержалась научная оценка проблемы, а лишь описание реального нормативного материала.
Но до настоящего момента в научной литературе не рассматривались вопросы конституционных основ экологического права, которые анализировались бы, прежде всего, с точки зрения науки экологического права, ее современных методологических и теоретических разработок.
Методологическую базу исследования составляют следующие формы и способы научного познания: 1) сбор и поиск фактов, которые характеризуют содержание, юридическую природу, понятие и структуру конституционных основ экологического права; 2) метод поиска и обобщения закономерностей в определении важнейших теоретических подходов к вопросам разработки правового института конституционных основ экологического права, 3) сравнительно-правовой метод.
Практическая значимость работы заключается в том, что некоторые теоретические выводы и практические рекомендации можно использовать в законотворческой деятельности, например, при разработке нового текста Конституции РФ, внесении в нее дополнений и изменений, трактовки Конституции, а также для упорядочения экологического законодательства.
Работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка литературы, перечня нормативных правовых актов.
Заключение:
Данное исследование является анализом научных работ, которые посвящены проблемам конституционного регламентирования экологических отношений, экологических положений Конституции РФ, норм экологического законодательства.
В работе исследовались конституционные основы экологического права, которое понимается как система правовых норм, регламентирующая отношения по защите окружающей среды, гарантии экологической безопасности граждан и других объектов, защите и разумному использованию природных ресурсов.
В работе впервые реализована попытка определить понятие конституционных основ экологического права, установить его природу, а также структуру и содержание.
Проведенное исследование позволило нам сделать вывод о том, что конституционные основы экологического права носят особенный характер в ряду конституционных основ иных областей права, так как экологическое право — сфера права, которая имеет особенности, обусловленные сущностью регулируемых ей экологических отношений. Они выступают не только основой развития экологических отношений, которая отражает специфику последних, но сами зависят от естественных законов развития природы, и, в результате, должны быть с ними связаны и их выражать.
Нормы, которые составляют правовой институт конституционных основ экологического права, понимаемого в широком значении, делятся по источникам на: нормы Конституции России; нормы конституционных федеральных законов, нормы федеральных законов, нормы Федеративного договора и договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ.
Экологическим фундаментом конституционного строя выступает комплекс конституционных положений первой главы Конституции России, которые регулируют экологические отношения. Она стоит в ряду с социальной, политической, экономической и иными основами конституционного устройства России и должна отражать экологические принципы, цели, функцию и обязанности государства.
Конституционные основы экологического права развиваются по двум направлениям:
1) пересмотр Конституции, внесение в нее дополнений и изменений;
2) реформирование Конституции посредством принятия конституционных федеральных законов, федеральных законов.
В ходе работы мы пришли к выводу о том, что важнейшими направлениями совершенствования отечественного законодательства, которое регламентирует защиту окружающей среды и осуществление соответствующей конституционной обязанности, считаются следующие: адаптация уже действующих природозащитных норм; выработка новых законодательных проектов согласно общим принципам экологического международного права и отдельным межгосударственным документам и конвенциям; регламентирование механизмов непосредственного взаимодействия человека и природной среды с целью перехода к рациональному потреблению, а не бездумному экономическому использованию природного богатства; разработка определенных санкций и нормативных правовых запретов, мешающих нерациональному использованию ресурсов, которые находятся во владении граждан, муниципальных властей и организаций; повышение эффективности мер законодательной стимуляции экологически чистого производства; активизация контроля и непрерывный мониторинг процессов по защите природной среды; развитие механизмов правоприменительной практики со стороны учреждений исполнительной власти.
Фрагмент текста работы:
1. ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМ КОНСТИТУЦИИ РФ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1.1. Общие нормы Конституции РФ, регулирующие охрану окружающей среды и использование природных ресурсов
Под общими нормами Конституции, которые регламентируют охрану окружающей среды и природопользование, понимаются нормы, определяющие не только условия и порядок взаимодействия человека, государства и общества в сфере экологии и природопользования, но и на весь спектр взаимоотношений общества и государства. Эти нормы считаются фундаментальными в таких областях взаимоотношений человека, государства и общества, как экологический контроль, природопользование, обеспечение экологической безопасности и прочее.
Согласно положениям Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и действует на всей территории РФ. Учреждения государственной власти, учреждения местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения должны соблюдать законы и Конституцию РФ.1 Если международным договором РФ определены другие правила, нежели утвержденные законом, то применимы правила международного договора.
Статья 1 имеет фундаментальное значение. В ней утверждается форма государственной власти в России (демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления) и, следовательно, режим экономической, политической и других свобод личности в социуме.
Статья 2 Конституции РФ оглашает одно из основополагающих утверждений конституционного строя России «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Характерно, что термином «высшая ценность» не определяется никакой иной правовой институт, который входит в понятие основ конституционного строя.
В статье 3 провозглашается принцип народовластия в Российской Федерации. Единственным источником власти и носителем суверенитета в России признается ее многонациональный народ. В это же время в ч. 1 ст. 3 определено содержание суверенитета в Российской Федерации. В связи с тем, что его носителем выступает многонациональный народ России в целом, а не население, которое проживает на территориях определенных субъектов Федерации, можно сделать вывод, что Конституцией утверждается принцип неделимости суверенитета в России.
Отсюда следует, что любые действия отдельных учреждений государственной власти России, волеизъявление населения, которое составляет только часть многонационального народа Российской Федерации, не могут быть суверенными акциями, совершаемыми абсолютно независимо и самостоятельно по отношению к конституционному строю, установленному Конституцией и федеральными законами.
Часть 2 статьи 7 определяет один из фундаментальных принципов деятельности нынешнего демократического государства, в соответствии с которым формирование условий, которые обеспечивают свободное развитие и достойную жизнь человека, не считается исключительно личным делом самого человека и его родителей, а возведено в ранг общегосударственной политики. «В Российской Федерации под защитой находится… здоровье людей…». Важнейшей целью «экологических» законов выступает охрана здоровья населения от неблагоприятных последствий, обусловленных загрязнением окружающей среды.2
Статья 9 Конституции Российской Федерации говорит о том, что земля и иные природные ресурсы охраняются и используются в Российской Федерации как фундамент деятельности и жизни народов, которые проживают на соответствующей территории. Земля и иные природные ресурсы могут быть в муниципальной, государственной, частной и других формах собственности. Согласно ч.2 ст.8, в России защищаются и признаются в равной степени муниципальная, государственная, частная и другие формы собственности.