Курсовая теория Юриспруденция Юриспруденция

Курсовая теория на тему Конституционные основы ограничения государственной власти правом в РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОГРАНЕЧЕНИЯ ВЛАСТИ.. 5

1.1.Генезис научных идей об ограничении власти. 5

1.2. Ограничение власти как универсальный способ её
усиления. 1
1

1.3. Инструменты ограничения государственной власти. 14

Глава 2.ОГРАНЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСИ ПРАВОМ В РФ.. 17

2.1. Конституционные основы ограничения государственной
власти.
17

2.2. Принцип законности в контексте правового ограничения
власти.
18

2.3. Правовые ограничения функционирования государственной
власти в контексте защиты национальной безопасности. 2
1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 26

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Путь к построению современной европейской демократического,
правового государства, актуализирует проблему установления ограничений государственной
власти, ведь деспотия и авторитаризм являются абсолютно неприемлемыми формами
управления во всех развитых и цивилизованных странах мира. При этом
неотъемлемыми признаками публичной власти у них есть распределение полномочий,
наличие разнообразных форм общественного контроля и подотчетности публичных
организаций. В то же время, как отмечают ученые, институт публичной власти имеет
противоречивую природу. Как необходимый элемент социальной жизни он может
превратиться в самодостаточную силу, подчинить себе другие институты и
приобрести разрушительных качеств. Именно поэтому, исследуя сущность и
особенности публичной власти, ведущие западные ученые обращают внимание и на её
ограничения. Интерес к этой проблематике приобрел особую заинтересованность в
современных условиях глобализации, когда понятие границ приобретают новую
значимость и содержание.

Цель и задачи исследования. Цель курсовой работы заключается в том, чтобы на
основе критического рассмотрения монографических, литературных источников,
интернет источников сделать комплексное исследование конституционных основ
ограничения государственной власти правом в РФ.

Согласно
определенной цели были поставлены следующие задачи:


провести анализ генезиса научных идей об ограничении власти;


исследовать ограничение власти как универсальный способ её усиления;


исследовать инструменты ограничения государственной власти;


исследовать конституционные основы ограничения государственной власти;


проанализировать принцип законности в контексте правового ограничения власти;

-исследовать
правовые ограничения функционирования государственной власти в контексте защиты
национальной безопасности.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые регулируют конституционные
основы ограничения государственной власти правом в РФ.

Предметом исследования является конституционные основы ограничения
государственной власти правом в РФ.

Методы исследования. Методологическую основу исследования составили
следующие методы познания: анализ, синтез, индукция и дедукция, методы
материалистической диалектики, конкретно-юридический метод, ретроспективный и
метод сравнительного правоведения.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка использованной литературы.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

нравственные, правовые,
социальные, имущественные, организационно-политические, географические и другие
ограничения), концепция ограничения власти как система взглядов имеет
конкретные методологические позиции, основанные на универсальных принципах:
приоритета интересов человека, верховенства права, свободы и демократии,
разделения властей, подотчетности и ответственности публичной власти. Между
тем, указанные принципы были сформулированы более ста лет назад и требуют
нового научного осмысления в условиях глобализации, активного развития
информационного общества и новых способов развития и формирования
публично-управленческого пространства.

Ограничение власти влечёт
за собой усиление ограничиваемых институтов и полномочий игроков не только в
результате перераспределения власти между увеличивающимся числом структур со
специфической областью тотальной ответственности, но и за счёт постоянного
воспроизводства власти как инструмента должного и безотказного воздействия на
окружающих и мир в целом, при этом власть как инструмент кристаллизуется в
процессе интеграции с себе подобными в единый центр власти, обеспечивая общее
усиление последнего.

Инструменты ограничения
государственной власти: СМИ, форма правления, международные организации и т.д.

В существующих
конституционных и политических условиях система взаимоотношений между
Президентом, парламентом и правительством является достаточно сложной и
потенциально конфликтной. Наличие весомых рычагов взаимного влияния имеет, с
одной стороны, предотвратить узурпацию власти, а с другой — обеспечить
эффективность функционирования системы, в том числе путем осуществления органом
конституционной юрисдикции контроля. Усиление роли Конституционного Суда
ожидается и в решении возможных конфликтов между различными территориальными
уровнями публичной власти.

Несмотря
на отличия, законность и ограничение деятельности государственной власти все же
категории взаимосвязанные. Утверждение законности как принципа, метода, режима
деятельности публичной власти осуществляется в том числе с помощью системы
социальных и юридических ограничений публичной власти, находящихся в системном
единстве с законностью. Ограничение и законность непосредственно отражаются в
политико-правовом режиме функционирования власти, то есть определяют уровень и
характер ее легитимности.

Органы
государственной власти, несмотря на юридическую силу одобренных ими решений, в
том числе законов РФ, не наделены правовым статусом абсолютного характера.
Ограничениями есть права человека и гражданина, верховенство права и
Конституции, взаимный контроль как проявление системы сдержек и противовесов,
идеи справедливости — естественное право. Институты государственной власти как
субъекты обеспечения национальной безопасности являются носителями
определенного рода деятельности, связанной со способностью гарантировать
неприкосновенность приоритетных национальных ценностей. Законность и
легитимность их функционирования — показатель прогрессивного и демократического
развития РФ.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОГРАНЕЧЕНИЯ ВЛАСТИ

 

1.1.Генезис
научных идей об ограничении власти

 

Вопрос ограничений
публичной власти в разное время исследовало много известных ученых. Актуальными
по указанной теме есть работыИ. Бентам, Ж. Бодена, Г. В. Гегеля, Т. Гоббса, В.
Гумбольдта, Э. Лабулэ, Дж. Милля,Дж. Локка, Н. Макиавелли, Ж. Руссо, Г.
Спенсера, А. Токвиля, Ф. Хайека, Г. Хардтаи др.

Однако одним из первых
системный анализ этой проблемы внес древнегреческий мыслитель Аристотель.
Исследуя проблемы государства, он отметил его естественное происхождения,
указал на социальные, организационные и пространственные признаки, обусловленные
конкретно-историческими факторами места и времени: количество граждан, размер
территории, наличие лиц, которые управляют государством[1].

Кроме того, мыслитель
выделил экономические, военные, географические и другие условия в качестве
определяющих факторов для формирования государства.

Аристотель также был одним из первых, кто поднял вопрос о разнице между
государством и обществом. Мыслитель определил два типа отношений в греческом
полисе: фактически политические (участие граждан в государственных делах) и
частные (моральные, повседневные, религиозные, семейные и другие отношения и
связи), где непосредственное вмешательство государства нежелательно или вообще
неприемлемо
.

 В то же время интересы государства Аристотель
ставил выше интересов отдельного гражданина. Так, в частности, он утверждал:
"Даже если для одного человека благом является то же самое, что для
государства, более важным и более полным представляется все же благо государства,
его достижения и сохранения"[2].

Между тем, его работы
очертили проблему распределения государственных и общественных интересов.
Данная концепция выдающееся значение, определив целое направление в
исследовании проблем публичного управления и развития гражданского общества.
Аристотель одним из первых определил ограничения публичной власти, связанные с
разность интересов государства и отдельного гражданина или группы граждан.

В Древнем Риме
развивались политические и правовые идеи Греции. Переосмысливая и развивая
учение своих предшественников, древнеримские ученые утверждали, что основой
государства является право, а его целью является защита имущественных интересов
граждан.

Так, Цицерон считал, что сперва непосредственно формируется естественное
право, которое отвечает справедливости, общественному строю, обычаям предков, а
уже потом появляются государство и писаный закон. Он, в частности, утверждал,
что "Государство — это общество закона. Хотя нельзя сравнить богатства,
невозможно сравнить способности, но, по крайней мере, права должны быть у всех
равными"[3].

Таким образом Цицерон
провозгласил равенство прав всех граждан и определил необходимость правового
ограничения государственной власти. Однако его идея впервые была документально
закреплена только через тринадцать веков — в 1215 в Великой хартии вольностей, которая
закрепила принцип, который указывал, что государственная власть должна
учитывать разнообразные интересы, в частности «интересы своих вассалов» и не
вмешиваться в их дела[4].

Именно тогда Иоанн
Безземельный — король Англии закрепил за собой обязательство не вводить аккумулятивные
налоги без разрешения парламента. Великая хартия вольностей была аннулирована
Иоанном в том же году, что и была подписано, в дальнейшем она подписывалась ещё
рядом английских королей — Генриха III, Эдуардом I и Эдуардом IIи др. Колоссальное
значение Великой хартии заключалась в том, что вассалы короля впервые заставили
короля согласиться на верховенство права, а парламент смог контролировать
исполнительную власть во главе с королем.

Именно благодаря Великой
хартии вольностей в XIII-XIV вв. в Западной Европе распространились теории,
обосновывающие необходимость заключения договора между монархом и его
подданными.

Если же действия
правителя нарушают эти права, то они противоречат закону божественному, и,
соответственно, сама церковь может низложить такого правителя.

Фома Аквинский отмечал,
что для недопущения злоупотреблений лучше ограничить власть монарха. С этой
целью гражданам необходимо участвовать в управлении.

И идеальная
государственная система, по его мнению, должна объединить ограниченную и
избирательную монархию с аристократией и установить такую власть, которая
позволит всем людям участвовать во власти через народные выборы.

При этом, как утверждал
ученый, ни одно правительство не имеет права взимать чрезмерные налоги, а все
нормы, которые закреплены в форме законов должны непосредственно приниматься
народом. "Мы не можем быть в безопасности, пока зависим от воли одного
человека", -резюмировал он[5].

Таким образом Фома
Аквинский определил еще одно ограничение для государственной власти — она
​​должна создавать возможности для участия в управлении различных социальных
групп.

Развивая идеи Фомы
Аквинского, в начале XIV в. известный схоласта Марсилий Падуанский выдвинул
мысль о необходимости разделения юридического, религиозного и морального закона[6].

В своём учении он
отстаивал идеи управления, которые формировались на основе закона как специфического
гаранта, который обеспечивает обще благо и направлен на усиление прочности
власти. Мыслитель обосновал необходимость ограничения государственной власти и
очертил механизмы такого ограничения (разделение властей, народный суверенитет,
господство законности, выборность должностных человек), фактически
сформулировав лозунги будущих антимонархических революций.

В дальнейшем исследуемая
проблема получила развитие в эпоху Возрождения и Реформации (XIV-XVI вв.). В
политических теориях XVI в. стоит выделить учение о государственную власть и
суверенитет Ж. Бодена. Он первым обосновал идею суверенитета как одной из
основных признаков государства. Суверенитет, по мнению ученого является правом
суверена управлять делами государства в независимости от любых других
субъектов. По его мнению, суверенная власть — единственная и абсолютная, постоянна,
не должна иметь никаких ограничений со стороны других стран и суверенов.

Так, суверенитет,
согласно Ж. Боден, имеет пять свойств:

1. Суверенитет единый и
неделимый.

2. Суверенная власть
является постоянной.

3. Суверенная власть
неограниченная и ни один человеческий закон не может ограничивать суверенитет.

4. Суверенная власть
подчиняется только божественным и естественным законам.

5. Суверенитет может
принадлежать или одному человеку, или меньшинства населения страны, или всем
дееспособным людям. Но ни в коем случае не допустим посягательства на
суверенитет со стороны жителей других стран.

В понятии государства в
Боден выделял справедливое (правовое) начало, которое отличает ее от шайки
разбойников. Суверенная государственная власть, по его мнению, не может нарушать
божественных и естественных законов[7].

Среди таких ученый
называл право на жизнь, на частную собственность, на свободу совести, слова,
торговли и передвижения, вероисповедания, то есть те права, которые позже стали
называть демократическими правами и свободами.

Границы государственной
власти, отмечал Ж. Боден, формируются также имущественными и семейными
отношениями. Он подчеркивал, что, несмотря на абсолютный характер власти, эти
отношения не относятся к ее компетенции. Так, частная собственность в коем
случае не должна подчиняться государству. Это, по его мнению, "святая святых"
любого общества.

Большая заслуга Ж. Бодена
в разработке исследуемой проблемы заключается в определении государственного
суверенитета и вместе с этим очерчивании фактических границ деятельности государственной
власти — природных, божественных и человеческих законов, имущественных
факторовтому подобное.

Идеи Ж. Бодена влияние на
идеи многих мыслителей Нового времени (XVII-XIX вв.), которые сформировали
понятие правового государства, общественного договора, разделения властей,
представительства и обусловили дальнейшую разработку идей ограничения
государственной власти.

Спенсер, в духе идеологии
либерализма, также обсуждает ответственность и пределы государственной
деятельности. По его словам, государство не может иметь никаких обязательств,
кроме сохранения справедливости. Любая другая государственная деятельность, по
его мнению, неизбежно приведет к прямому или косвенному ограничению свободы
человека больше, чем требует закон. Важнейшим аргументом в пользу ограничения
государственного вмешательства является то, что оно негативно влияет на
развитие характера граждан, воспитывает всех по одной и той же модели (тогда
как разнообразие характеров, по его мнению, является одним из главных условий
прогресса), развивает пассивное поведение[8].

Резюмируя изложенное,
отметим, что в Новое время проблема вмешательства государства в сферу частной
жизни анализируется преимущественно в рамках взаимодействия государства и
гражданского общества. Необходимость ограничения государственной власти
исходила из принципа невмешательства и теории "минимального
государства", которая предусматривала требование "предоставить
человеку свободу самостоятельно развиваться".

Эти идеи стали основой
либеральногопостроения правового государства, не вмешивается в сферу
гражданского общества, реализует преимущественно охранную функцию, закрепляет
разрешительные правовые средства для индивидов и ограничительные для публичной
власти.

Отметим, что одними из
первых идеи правового и организационно-политического ограничения
государственной власти были конституционно закреплены в США. В частности,
благодаря третьему Президенту Т. Джефферсону, который выступал инициатором
включения Билля о правах в текст Конституции США. Свой вклад внес и четвертый
Президент США Дж. Мэдисон, который реализовал идею контроля власти изнутри
через систему сдержек и противовесов и фактически ввел в практику принцип
разделения ветвей власти.

Итак, идея ограничения
деятельности государственной власти давно прогрессировала — начиная с Древней
Греции и трудов Аристотеля. Его понимание исполнилось в эпоху Реформации,
усилилось в эпоху Просвещения, а затем получило новый импульс в Новое время.

Таким образом, несмотря
на разноплановость подходов (природные, религиозные, нравственные, правовые,
социальные, имущественные, организационно-политические, географические и други ограничения),
концепция ограничения власти как система взглядов имеет конкретные
методологические позиции, основанные на универсальных принципах: приоритета
интересов человека, верховенства права, свободы и демократии, разделения
властей, подотчетности и ответственности публичной власти. Между тем, указанные
принципы были сформулированы более ста лет назад и требуют нового научного
осмысления в условиях глобализации, активного развития информационного общества
и новых способов развития и формирования публично-управленческого пространства.



[1]Антология
мировой правовой мысли: в 5 т. – Т. 2: Европа: ХV–ХVІІ вв. – М.: Мысль, 2017. –
829 с.

[2]Аристотель.
Соч. : в 4 т. / Аристотель ; пер. с древнегр. ; общ. ред. А. И. Доватура. – М.
: Мысль, 1983. – Т. 4. – 830 с.

[3]Гумбольдт
В. К. Опыт установления пределов государственной деятельности / В. К.
Гумбольдт. – СПб. : 2016. – 172 с.

[4]Крашенинникова
Н. А. Великая хартия вольностей 1215 г. (современная интерпретация) / Н. А.
Крашенинникова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. – 2018. – № 3. – С.
86–107.

[5]Бандуровский
К. В. Бессмертие души в философии Фомы Аквинского / К. Бандуровский. – М. :
РГГУ, 2018. – 328 с.

[6]МарсилийПадуанский
/ ПадуанскийМарсилий ; пер. с фр. Б. У. Есенова ; науч. ред., вступ., ст.,
примеч. Г. П. Лупарева. – М. : Изд.-торг. корпорац. “Дашков и К°”, 2018. – 656
с.

[7]Баязитова
Г. В преддверии рождения государства: язык, право и философия в политической
теории Жана Бодена / Г. Баязитова, Д. Митюрёва. – Тюмень : Изд-во Тюменск.
госун-та, 2019. – 240 с

==

[8]Спенсер
Г. Синтетическая философия. (В сокращённом изложении Г. Коллинза.) / Г. Спенсер
; пер. с англ. П. В. Мокиевского. – К. : Ника-центр, 1997. – 512 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы