Курсовая теория Юриспруденция Конституционное право

Курсовая теория на тему Конституционные основы деятельности прокуратуры РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОКУРАТУРЫ РФ.. 6

1.1.   Прокуратура в условиях
становления правового государства. 6

1.2.Конституционные основы деятельности прокуратуры РФ.. 12

1.3.Принципы деятельности прокуратуры в Российской
Федерации. 15

ГЛАВА 2. РОЛЬ ПРОКУРАТУРЫ РФ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАКОННОСТИ.. 18

2.1 Система и структура органов прокуратуры РФ.. 18

2.2 Функции прокуратуры РФ.. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 34

  

Введение:

 

На современном этапе становления правового
государства и гражданского общества в России особую роль приобретает
обеспечение законности государственного управления. Точное и неуклонное
исполнение закона со стороны государственных органов повышает авторитет права,
доверие к нему со стороны граждан, устанавливает взаимную ответственность
государства и личности. Реализацию указанного принципа призваны гарантировать
органы прокуратуры, которые представляют собой единую федеральную
централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением
Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на
территории Российской Федерации.

Однако все чаще в сфере осуществления
государственной власти допускаются многочисленные нарушения со стороны
исполнительно-распорядительных органов в центре и на местах, происходит
активное противодействие органам прокуратуры в устранении нарушений закона и
вмешательство в их деятельность. Результатом такого поведения становятся
нарушение функционирования механизма государства, дезорганизация и
нестабильность общественной жизни, игнорирование и нарушение прав, свобод и
законных интересов граждан. Поэтому ключевым направлением государственной
политики Российской Федерации в ближайшее время должна стать разработка и
претворение в жизнь комплекса мер, направленного на реализацию верховенства
закона, безоговорочное его соблюдение и исполнение на всей территории
государства.

Актуальность исследования
выпускной квалификационной работы обусловлена объективной потребностью анализа
вопросов, связанных с проблемами, возникающими в процессе осуществления
органами прокуратуры своих полномочий, а также необходимостью выработки
рекомендаций по повышению эффективности ее функционирования.

Объектом исследования является совокупность
общественных отношений, составляющих содержание деятельности органов
прокуратуры в России, а также их взаимодействие с иными органами
государственного управления.

Предметом данного исследования выступает
совокупность правовых норм, регулирующих данную область отношений,
доктринальные теории правоведов, материалы судебной практики, а также
статистические источники.

Цель настоящего исследования – комплексная
характеристика и анализ действующего законодательства, регламентирующего
систему, принципы и особенности организации деятельности органов прокуратуры в
Российской Федерации. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие
задачи:

1) проанализировать исторические аспекты
возникновения, становления и развития органов прокуратуры в России;

2) рассмотреть понятие, систему, функции и
полномочия органов прокуратуры как государственно-правового института; 3) определить место прокуратуры в системе
органов государственной власти; 4) 
раскрыть проблемные аспекты деятельности органов прокуратуры;

5) предложить эффективные пути
совершенствования деятельности прокуратуры в системе государственных органов.

К методам исследования, используемых в данной
работе, следует отнести: общенаучные (диалектико–материалистический метод,
анализ и синтез) и специальные познавательные методы (метод сравнительного
правоведения, формально–логический, системно–структурный, метод юридического
моделирования).

Различные аспекты
рассматриваемой проблемы достаточно полно раскрыты в трудах таких авторов, как
Р.В. Бабушкин, В.Г. Бессарабов, В.К. Бобров, В.В. Вандышев, Р.Р. Вахитова, В.П.
Векшин, А.Ю. Винокуров, Н.В. Еремина, В.Г. Камышов, Н.Н. Карпов, Н.П.
Кириллова, П.А. Кулагин, А.Г. Лысков, А.А. Меденцов, В.В. Росинский, Н.А.
Соловьева и других.

Нормативно-правовой основой исследования стали
международные правовые акты в сфере регламентации принципов деятельности
прокуратуры, Конституция РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский
процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон
«О прокуратуре РФ», а также иные федеральные законы и нормативные акты,
затрагивающие вопросы исследуемой сферы.

Эмпирической основой в исследовании послужили
статистические данные, представленные на официальных сайтах органов власти,
судебных и правоохранительных органов.

Таким образом, на защиту необходимо вынести следующие положения:

1. Необходимо внести изменения в Конституцию РФ, а именно
регламентировать в отдельной, специальной главе 7.1 «Прокуратура» ее статус и
полномочия.

2. Представляется целесообразным дополнить Раздел III ФЗ «О прокуратуре РФ» главой 5
«Ответственность и наказание за неисполнение актов прокурорского реагирования»,
которая закрепит пределы административной или уголовной ответственности и виды наказаний
за указанное деяние.

Теоретическая и
практическая значимость исследования заключается в комплексном решении задач,
совершенствовании действующего законодательства и применении материала
практическими работниками в целях повышения эффективности деятельности
государственных органов.

По своей структуре
настоящая работа состоит из введения, основной части включающей две главы,
разделенные на пять параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

За все этапы создания и развития органов
прокуратуры происходили многочисленные изменения, касающиеся принципов
организации их деятельности, круга полномочий, ключевых направлений работы и
функций. При этом на данном этапе прокуратура РФ является важнейшим органом в
системе государственной власти, а ее значение с каждым годом неуклонно растет. Сформулировано
понятие прокуратуры Российской Федерации, которая рассматривается как единая
федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор от имени
государства за соблюдением и исполнением законов на всей его территории.
Установлено, что основное содержание деятельности прокуратуры составляет
прокурорский надзор. Помимо этого, функциями прокуратуры выступают уголовное
преследование, участие в рассмотрении дел судами, а также координация
деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Раскрыты принципы организации и функционирования
органов прокуратуры, которые закреплены в статье 4 Федерального закона «О
прокуратуре РФ»: законность, централизация, единство, независимость, гласность.
Исследовано место прокуратуры в системе государственных органов и
государственной власти. Ввиду самостоятельного статуса прокуратуры РФ, ее
правового положения она не относится ни к одной из ветвей власти, несмотря на
тесное взаимодействие с различными структурами и политическими институтами.
Однако прокуратура в некотором роде находится в зависимости от Президента РФ и
Федерального Собрания по вопросам назначения и освобождения от должностей
Генерального прокурора и его заместителей.

Выявлены проблемные аспекты в деятельности
органов прокуратуры на современном этапе ее развития. К ним относятся научные
дискуссии по вопросу соотношения прокуратуры с иными органами государственной
власти, недостатки законодательного регулирования принципов организации
прокурорской системы и надзорных полномочий, отсутствие определения роли
прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве.

Определены пути совершенствования
деятельности прокуратуры в системе государственных органов, которые повысят
эффективность реализуемых ею полномочий. К наиболее целесообразным следует
отнести повышение статуса прокуратуры; конкретизация надзорных и иных
полномочий работников прокуратуры; обеспечение более тесного взаимодействия
прокуратуры и судебной власти.

Представляется необходимым внесение
изменений и дополнений в действующее законодательство, посвященное
регулированию деятельности органов прокуратуры РФ. Следует внести изменения в
Конституцию РФ, а именно регламентировать в отдельной, специальной главе 7.1
«Прокуратура» ее статус и полномочия. Действующая Конституция РФ в ст. 129
определяет правовой статус прокуратуры общими предписаниями, без указания ее
задач, функций и полномочий. При этом прокуратура представляет собой
самостоятельный независимый орган государственной власти, ввиду чего несколько
умаляется ее положение и значение. Поэтому целесообразно выделить в отдельную
главу правовые нормы, касающиеся принципов организации деятельности органов
прокуратуры, а также ее функциональные основы.

Кроме того, представляется важным дополнить
Раздел III ФЗ «О прокуратуре РФ» главой 5
«Ответственность и наказание за неисполнение актов прокурорского реагирования»,
которая закрепит пределы административной или уголовной ответственности и виды
наказаний за указанное деяние. Действующий Федеральный закон не содержит
подобного рода ответственности за отказ от исполнения актов прокурора, что
ведет к некоторой вседозволенности со стороны субъектов правоотношений. Поэтому
в целях повышения правосознания физических и юридических лиц следует
регламентировать последствия за неисполнение актов прокурорского реагирования в
форме юридической ответственности с установлением конкретных видов наказания.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОКУРАТУРЫ РФ 1.1.
Прокуратура
в условиях становления правового государства Правовое положение любого государственного органа определяется его
юридическим статусом, который, в свою очередь, характеризуется субъективными
правами и обязанностями, входящими в компетенцию данного государственного
органа, и его местом в системе государственных органов. Правовое положение
государственного органа зависит также от целей, стоящих перед ним, задач и
функций, возлагаемых на него законом.

Прокуратура Российской Федерации выполняет особую роль в государстве –
осуществляет от его имени надзор за соблюдением Конституции РФ и иного
законодательства. Данное положение закреплено в ст. 1 ФЗ «О прокуратуре
Российской Федерации». Именно особая роль и предназначение данной системы
органов определяют особое место прокуратуры в системе органов государственной
власти Российской Федерации.

Правовой статус прокуратуры может быть определен как установленное
действующим законодательством положение прокуратуры в системе государственных
органов Российской Федерации, которое определяется исходя из функционального
предназначения, структуры, компетенции и других аспектов. Прокуратура выступает
одним из элементов организационной структуры государственного аппарата,
наделенных властными полномочиями для решения возложенных на нее задач,
главной  из которых является укрепление
законности и правопорядка. С целью обеспечения и укрепления законности, охраны
прав и свобод человека и гражданина, а
также для выполнения иных функций, установленных  законом, прокуратура и наделяется властью[1].

Конституционное назначение прокуратуры характеризуется следующими
признаками:

1) формирование и
деятельность органов прокуратуры обусловлены государственно необходимыми и
общественно полезными целями и задачами;

2) конкретные
функций и полномочия прокуратуры регламентируются Федеральным законом
«О прокуратуре Российской
Федерации», в соответствии с которым прокуратура осуществляет:

а) надзор за соблюдением Конституции и
исполнением действующих на территории Российской Федерации законов;

б) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными
уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

в) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с
преступностью;

г) участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами;

д) участие в правотворческой деятельности и иные функции, установленные
законом;

3) полномочия,
условия и порядок осуществления прокуратурой своих
функций законодательно регламентированы;

4) вмешательство
каких-либо государственных органов и их должностных лиц в процесс осуществления
деятельности прокуратуры недопустимо[2].

Правовой статус прокуратуры России характеризуется многообразием форм
прокурорской деятельности, механизмов ее осуществления и способов
взаимодействия с различными субъектами правоотношений, среди которых можно
назвать органы государственной власти, судебные органы, органы местного
самоуправления, международные организации. Это обусловливает важную роль
прокуратуры в реализации правовой политики государства. Конституционная
ценность и правозащитный характер прокуратуры как государственно-правового
института подтверждается также тем фактом, что ее полномочия в уголовно-правовой
сфере фактически сведены к надзорной, координационной и судебной функциям.[3]

Анализ правового положения органов прокуратуры позволяет сделать вывод о
существовании определенных противоречий в его правовом регулировании. Так,
например, в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ, прокуратура находится
в исключительном ведении Российской Федерации так же, как и федеральная
государственная служба. Это означает, что полномочия, структура, организация и
порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законодательством,
поэтому правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры должно
осуществляться только нормами федерального закона. Однако при назначении на
должность прокурора субъекта РФ требуется согласование его кандидатуры с органами
государственной власти субъекта РФ. Данное положение закреплено в ст. 129
Конституции РФ и в ст. 15.1 Закона о прокуратуре. Кроме того, в законе указано,
что порядок согласования кандидатуры прокурора субъекта РФ устанавливается
субъектом РФ. Данная нормативная конструкция, на наш взгляд, вступает в
противоречие с нормой Конституции РФ об исключительном ведении Российской
Федерации вопросов прокуратуры и государственной службы и принципом
независимости прокуратуры от других государственных органов.

Вмешательство в деятельность прокуратуры недопустимо, а ч. 3 ст. 129
Конституции РФ в определенной степени ограничивает независимость прокуратуры,
предусматривая необходимость согласования должности прокурора субъекта РФ с
органом государственной власти данного субъекта. Это также ограничивает
реализацию принципа централизации органов прокуратуры, поскольку без одобрения
кандидатуры прокурора субъекта на региональном уровне Генеральный прокурор РФ
не может утвердить данную кандидатуру. Поэтому считаем, что ч. 3 ст. 129
Конституции РФ необходимо пересмотреть и исключить возможность вмешательства со
стороны органов государственной власти субъектов РФ в процедуру назначения на
должность прокурора субъекта РФ.

В процессе организации кадровой работы и управления кадровым составом
органов прокуратуры необходимо учитывать то обстоятельство, что прокурорские
работники относятся к федеральным государственным служащим[4].
В системе государственной службы Российской Федерации, в соответствии с
положением ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы
Российской Федерации», выделяются три вида государственной службы:
государственная гражданская, военная и государственная служба иных видов.
Однако, на наш взгляд, представленный в законе перечень видов федеральной
государственной службы не позволяет однозначно отнести службу в органах
прокуратуры к одному из законодательно закрепленных видов государственной
службы. Необходимо учитывать, что прокуратура является контролирующим органом,
проверяющим законность совершения действий и принятия нормативных правовых
актов органами публичной власти в рамках осуществления прокурорского надзора.
Как и иные контролирующие органы (например, Счетная палата РФ), прокуратура
стоит особняком от других органов государственной власти. Данное обстоятельство
позволяет прийти к выводу о том, что службу в органах прокуратуры необходимо
урегулировать отдельным законодательным актом.

Признание службы в органах прокуратуры одним из видов федеральной
государственной службы не вызывает сомнений, однако в Законе о прокуратуре
отсутствуют ссылки на положения Закона о системе государственной службы, в то
время как, говоря об ограничениях и запретах, связанных со службой в
прокуратуре, закон отсылает к нормам Федерального закона «О противодействии коррупции[5]»,
а также к нормам Федерального закона «О государственной
гражданской службе Российской Федерации[6]».
Отсутствие данной нормы в законодательстве о прокуратуре не в полной мере
отражает правовую природу прокурорской службы.

Анализируя вопросы прохождения службы в органах прокуратуры, стоит
отметить, что данную сферу правоотношений в значительной степени регулируют ФЗ
о системе государственной службы и ФЗ о государственной гражданской службе[7].
Вместе с тем, указанные законы не отражают специфики служебно-правовых
отношений в прокуратуре как особом государственном органе, осуществляющем
надзор за исполнением Конституции РФ, законов и иных нормативных актов. Служба
в органах прокуратуры строится на принципах и условиях, установленных ФЗ «О
системе государственной службы Российской Федерации» с учетом особенностей,
предусмотренных ФЗ о прокуратуре. Таким образом, отсутствие в ФЗ о прокуратуре
ссылки на положения ФЗ о системе государственной службы порождает вопросы,
относительно того, к какому виду  федеральной  государственной  службы
 относится
 служба
 в
 органах
прокуратуры. Учитывая особый статус органов прокуратуры, ее функции и стоящие
перед ней задачи, целесообразно выделить службу в органах прокуратуры в особый
вид федеральной государственной службы.

В качестве еще одного из проблемных вопросов правового регулирования
организации и деятельности прокуратуры можно отметить проблему регулирования
деятельности данного органа при помощи большого количества ведомственных
нормативных актов. В соответствии со ст. 17 Закона о прокуратуре, к полномочиям
Генерального прокурора РФ относится принятие обязательных для всех сотрудников
и работников прокуратуры приказов, указаний, распоряжений, положений и
инструкций. В то же время, ст. 129 Конституции РФ устанавливает, что
полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются
федеральным законом, что также подтверждается положениями ст. 3 Закона о
прокуратуре. В таком случае необходимо определить, какие вопросы деятельности прокуратуры
должны регламентироваться исключительно законом, а какие могут регулироваться
подзаконными актами, в частности, приказами Генерального прокурора РФ, а также
каковы критерии разграничения предметов ведения указанных правовых актов.
Безусловно, ведомственные акты Генерального прокурора РФ должны приниматься на
основе закона и для его исполнения. Однако в практике принятия и действия
ведомственных нормативных правовых актов могут возникать случаи широкого
толкования законодательства. Например, ст. 9 ФЗ о прокуратуре устанавливает,
что «при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости
совершенствования действующих нормативных правовых актов прокурор вправе
вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы,
соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении,
об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов». В
ведомственных актах наблюдается иной подход к данному вопросу, предписывающий
прокурорам регулярно участвовать в подготовке законопроектов и иных нормативных
правовых актов, осуществлять правовую экспертизу актов законодательных
(представительных) и исполнительных органов власти[8].
Кроме того, прокурорам предписывается оказывать содействие и правовую помощь
органам местного самоуправления при подготовке и утверждении модельных правовых
актов для обеспечения их точного соответствия федеральному законодательству.
Данное положение расширяет законодательство, что, на наш взгляд, недопустимо,
т. к. предметы ведения уже определены на законодательном уровне. В целях
устранения данного несоответствия возможно дополнение Закона о прокуратуре
нормами о содействии и оказании правовой помощи государственным и муниципальным
органам при подготовке и утверждении модельных правовых актов для обеспечения
их точного соответствия федеральному законодательству.

Таким образом, служба в органах прокуратуры – это особый вид федеральной
государственной службы. В целях совершенствования нормативно-правового
регулирования государственной службы в органах прокуратуры предлагается принять
отдельный законодательный акт, например, Федеральных закон «О статусе работников прокуратуры в
Российской Федерации» или «О прокурорской
службе Российской Федерации» в связи с назревшей необходимостью регламентации
требований, которые предъявляются к служащим органов прокуратуры. [1] Москалева М. А. Вопросы правового
положения органов прокуратуры РФ в системе государственной службы // Вестник
научных конференций. 2019. № 6-1 (46). С. 88. [2] Ульянов А. Ю.  Конституционное назначение и функции
прокуратуры // Российская юстиция. 2018. № 3. С. 6 [3] Евдокимов В. Б., Тухватуллин Т. А.
О конституционно-правовом статусе прокуратуры в законодательстве Российской
Федерации: вопросы теории и практики // Юридический мир. 2015. № 3. С. 17. [4] Основы организации и управления в
органах прокуратуры Российской Федерации: учебник для системы повышения
квалификации прокурорских кадров / Под общ. ред. А. Ф. Смирнова. М: ИПК РК
Генеральной прокуратуры РФ, 2005. С.63. [5] О противодействии коррупции:
[федер. закон: принят Гос. Думой 19 дек. 2008 г.: по состоянию на 16 дек. 2019
г.] // Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. № 52 (ч. 1).

Ст. 6228. [6] О государственной гражданской
службе Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 7 июля 2004 г.:
по состоянию на 16 дек. 2019 г.] // Собрание законодательства РФ. 02.08.2004. №
31. Ст. 3215. [7] Административно-правовое
регулирование службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации /
Под ред. С. Н. Братановского. Саратов, 2007. С. 34 [8] О правотворческой деятельности
органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными
(представительными) и исполнительными органами государственной власти и
органами местного самоуправления (вместе с Положением об организации
правотворческой деятельности в органах прокуратуры Российской Федерации): [приказ
Генпрокуратуры России от 17 сент. 2007 г. № 144: по состоянию на

26 авг. 2019 г.]. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
КонсультантПлюс. Законодательство.

 

Содержание:

 

Введение 3
1. Правовое регулирование деятельности Прокуратуры РФ 5
2. Конституционно-правовой статус прокуратуры России 10
Заключение 13
Список литературы 15

  

Введение:

 

Конституция РФ в ст.129 устанавливает, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются Федеральным законом от 17.01.1992 года, № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее закон о прокуратуре).
Прокуратура составляет единую систему, структурные подразделения которой осуществляют различные правоохранительные функции. Для выполнения функций, возложенных на прокуратуру прокуроры наделяются различными полномочиями, то есть совокупностью прав и обязанностей, которые необходимы для достижения целей и задач прокуратуры как правоохранительного органа. Исследование функций прокуратуры является актуальным, поскольку прокуратура является одним из основных правоохранительных органов, деятельность которого направлена на обеспечение правильного применения законов, на защиту прав и свобод граждан. Детальное рассмотрение статуса и организации деятельности прокуратуры позволяет определить каким образом обеспечивается исполнение законов и защита прав и свобод граждан.
Объект исследования — отношения в сфере правового регулирования конституционного статуса прокуратуры РФ.
Предметом исследования является конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры РФ.
Цель исследования – определить основные особенности конституционного статуса прокуратуры РФ.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие задачи: проанализировать правовое регулирование деятельности прокуратуры, определить конституционный статус прокуратуры.
Теоретическую основу исследования оставляют работы таких авторов как Ласкина М.В, Герасимов С.И. и др.
Нормативную основу исследования составляют Конституция РФ, закон о прокуратуре и иные федеральные законы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрев особенности конституционного статуса прокуратуры, можно прийти к следующим выводам:
1. Основные цели деятельности прокуратуры связаны с обеспечением действия принятых в РФ законов, их исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями. А также важной задачей является защита прав и свобод граждан, контроль за их соблюдением. Для выполнения указанных целей и задач прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод граждан, а также организует уголовное преследование, участвует в борьбе с преступностью.
2. Полномочия, необходимые для выполнения функций прокуратуры возлагаются на работников прокуратуры – прокуроров. Особенность полномочий прокуроров состоит в том, что некоторые из них указаны в законе о прокуратуре, а некоторые определяются процессуальным законодательством. Это связано с тем, что работа прокуроров непосредственно связана с работой судов, а также с расследованием преступлений. В целях надзора за исполнением законодательства прокурор вправе проводить проверки, запрашивать документы, требовать объяснений от государственных органов и должностных лиц. В случае обнаружения нарушений прокурор вправе требовать их устранения от виновных лиц, а также обращаться в суд с требованием об оспаривании действий и решений, о признании недействительными правовых актов. Некоторые полномочия по непосредственному устранению нарушений законодательства без обращения в суд также предоставлены прокурору, например он вправе возбуждать дело об административном правонарушении, освобождать лицо, подвергнутое административному задержанию, или содержащегося в учреждениях, исполняющих наказания, снимать наложенные дисциплинарные взыскания и т д. в целях защиты прав и свобод граждан прокурор обязан принять меры к пресечению допущенных нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности. Важную часть деятельности прокуроров составляет участие в уголовном процессе. Органами прокуратуры осуществляется расследование преступлений в соответствии с подследственностью, определенной для работников Следственного комитета. Прокурор обладает некоторыми надзорными полномочиями по отношению к работе следователей по всем уголовным делам. Прокурор участвует в рассмотрении уголовного дела в качестве государственного обвинителя. Прокурор участвует также в рассмотрении дел гражданским и арбитражным судом в случае необходимости защиты прав и свобод участников процесса и в соответствии с компетенцией, установленной законодательством.

 

Фрагмент текста работы:

 

Основы правового регулирования деятельности прокуратуры содержатся в законе о прокуратуре. Ст. 1 закона о прокуратуре устанавливает, что прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Надзор за исполнением законов и соблюдением Конституции РФ выделен в качестве основной функции прокуратуры. Кроме того, Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
«Надзор за исполнением законов составляет ведущую отрасль прокурорского надзора. С его помощью реализуется наиболее широкий комплекс стоящих перед прокуратурой задач обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и действующих на ее территории законов, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов личности, общества и государства» . Основной функцией, направлением деятельности прокуратуры является прокурорский надзор за исполнением законов различными органами и должностными лицами (органами исполнительной власти РФ, представительными и законодательными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами осуществляющими расследование преступлений и исполнение наказаний и т д.). «Прокуроры осуществляют надзор за исполнением конституций, уставов субъектов Федерации, а также за исполнением законов субъектов Федерации, принятых ими в соответствии со своей компетенцией» . Прокурорский надзор состоит в наблюдении за законностью действий и решений должностных лиц органов власти, коммерческих и некоммерческих организаций, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, в принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.
Актами прокурорского реагирования являются протест на противоречащий закону акт, который вносится издавшему этот акт государственному органу или должностному лицу или в суд; представление об устранении нарушений закона; постановление о возбуждении дела об административном правонарушении; предостережение о недопустимости нарушений закона.
Видом надзора за исполнением законов является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Деятельность этих органов связана с расследованием и раскрытием преступлений и часто заключается в ограничении прав и свобод граждан. Поэтому исполнение процессуального законодательства данными органами является особенно важным. Полномочия прокурора при этом определяются уголовно-процессуальным законодательством.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы