Организационно-правовые основы регионального управления Курсовая теория Юриспруденция

Курсовая теория на тему Конституционно-правовые основы и особенности российского федерализма.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФЕДЕРАЛИЗМА 5
1.1 Понятие федерализма. 5
1.2 Территориальная целостность и право на самоопределение как сущность российского федерализма 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА. 19
2.1 Проблемы современного Российского федерализма 19
2.2 Перспективы модернизации современного российского федерализма 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЯ 31

 

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы определяется тем, что проблема влияния федеративного устройства государства на организационную и функциональную структуру государственного управления является одной из наиболее сложных проблем для теоретического анализа и практического строительства российской государственности и государственного управления. Подчеркнем, что российская государственность во многом уникальна и неповторима: некоторые характерные для России явления и процессы, в частности — миграционные потоки, формы взаимодействия наций и этносов, нигде в мире не обнаруживают аналогов. Другая особенность российского опыта федеративного строительства заключается в том, что он крайне невелик и охватывает всего два с половиной десятилетия. На наш взгляд, непродолжительный исторический период и нерешенные вопросы в сфере федеративных отношений обусловили актуальность теоретических исследований российского федерализма. Подчеркнем, что актуальность подобных исследований вызвана также практической значимостью решения проблем и противоречий, связанных с федеративным строительством в России, для развития государства в целом и для государственного управления в частности. В то же время особенности и проблемы российского федерализма традиционного становятся предметом правовых или политологических исследований. Мы же предприняли попытку проанализировать указанную проблематику, используя междисциплинарный подход и делая акцент на вопросах государственного управления.
Объект исследований данной работы — федерализм в современной государственно-правовой действительности РФ.
Предмет работы – проблемы и пути развития и укрепления российского федерализма.
Цель данной работы – провести всестороннее анализирование законодательства РФ и научных публикаций о современном состоянии и проблемах федерализма в РФ.
Задачи работы, конкретизируя и развивая ее цель, сводятся к следующему:
1. Проанализировать понятие федерализма.
2. Осветить принципы построении российской государственности на основе идеи федерализма.
3. Охарактеризовать особенности российского федерализма.
4. Сформулировать основные проблемы федерализма в РФ и пути их решения.
Источниковую базу работы составили современные комментарии к Конституции РФ и основные федеральные и федерально-конституционные законы, некоторые специализированные издания и публикации о федеративном устройстве РФ.
— С методологической точки зрения работу характеризуют использование наиболее распространенных приемов и методов исследований: анализ и синтез законодательства, сравнительно-правовое исследование, формально-юридический метод.
Структура работы включает в себя введение, три главы и заключение. Первая глава работы посвящена изучению понятия и сущности российского федерализма. Во второй главе работы исследовано современное состояние российского федерализма и определены основные направления реформирования российского федерализма.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Российская модель федерализма сочетает в себе как признаки классического типа федерализма (договорного), так и собственные уникальные черты, предопределенные историческими, политическими, социальными, территориальными, этническими условиями развития Российской Федерации.
Анализ принципов российского федерализма показал, что федерализм представляет собой базис конституционного строя Российского государства. Значимость федерализма подчеркивается степенью его юридической защиты, которая обеспечивает возможность изменения федеративной формы России только в регламентированном Конституцией порядке. В свою очередь стабильность конституционного строя основывается на нормах главы 9 Конституции РФ. Напомним, что федеральный законодатель предусмотрел сложный комбинированный порядок пересмотра положений глав 1,2, 9 Конституции Российской Федерации, который включает законодательную инициативу, ее поддержку палатами Федерального Собрания и созыв Конституционного Собрания, формируемого в качестве органа учредительной власти исключительно для решения вопроса о пересмотре положений указанных выше глав Конституции.
Особый порядок пересмотра конституционно -правовых основ российского федерализма является своеобразной гарантией стабильности федеративных отношений и защитой от необдуманных властных решений, а переход от федерализма к унитаризму в России возможен только посредством принятия новой Конституции.
В то же время невозможно отрицать тех проблем, которые несет в себе российская модель федерализма. Одной из неоднозначных черт российского федерализма в данном контексте является его асимметричность. С одной стороны, асимметрия субъектов в настоящее время представляет собой средство отражения реально существующего многообразия внутри федерации.
Ведь само существование федерации можно считать следствием того, что интересы отдельных регионов не совпадают, что должно учитываться и координироваться ф рамках федеративного государственного устройства.
В то же время асимметрия регионов должна иметь свои пределы в целях обеспечения стабильности и единства Федерации.
Создание и развитие эффективной модели федерализма представляет собой системную задачу, решение которой обеспечивается выстраиванием гармоничных отношений между центром и регионами. Следовательно, необходимы надежные гарантии и механизмы, которые могли бы способствовать поиску баланса между жесткими авторитарными началами, присущими политике федерального центра, и противодействием
дезинтеграционным процессам, сепаратизму и регионализму.
Критика российской модели федерализма кажется нам вполне обоснованной. Однако в условиях этнонационального, конфессионального, культурного многообразия именно федерализм является наиболее адекватной формой государственности для России.
Следовательно, на наш взгляд, Российскому государству необходима сбалансированная этнонациональная политика. Именно она сможет способствовать укреплению российского федерализма. Сущность, характер и направленность этнонауиональной политики должны определяться правовыми актами, институционализироваться деятельностью государственных и общественных структур, выступающих субъектами государственно — национальных отношений. Она должна базироваться на научном анализе опыта существующей этнонациональной политики с учетом конструктивных исторических традиций, с учетом всех компонентов национальных отношений и охватывать все структурные элементы этнонационального пространства.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФЕДЕРАЛИЗМА

1.1 Понятие федерализма.

Идея федерализма зародилась еще в древнем мире и не теряет своей актуальности по сегодняшний день, вызывая порой серьезные споры и противоречия. Сам термин введен Йоханесом Альтузиусом в начале XVII в. В настоящее время в мире насчитывается свыше двух с половиной десятка государств с федеративной формой устройства, и хотя численно они составляют примерно восьмую часть от общего числа членов мирового сообщества, в них проживает более трети человечества. Федеративное устройство избрали все крупные государства за исключением Китая. Среди федераций государства самого разного уровня развития (от США и ФРГ до Нигерии) .
В научной литературе часто принято определять российский федерализм, который сформировался в последнем десятилетии прошлого века как «новый», в противоположность советскому федерализму . В то же время некоторые исследователи утверждают, что советское государство, провозгласившее себя федерацией в 1918 году, так ею фактически и не стало . Напомним, что первая советская Конституция закрепила федеративное устройство государства при фактическом отсутствии субъектов федерации . Более того, существование федерации не влекло за собой никаких юридических последствий. В каждой советской конституции имелась статья, закреплявшая право выхода республик из СССР, но при этом не детализировался порядок реализации этого права.
С исторической и юридической точек зрения началом формирования федерализма в России было бы правильнее считать 1990-е годы. В результате в России в начале 1990-х годов сложилась своеобразная система федеративных отношений, отличительными чертами которой стали ассиметричность, неравный статус субъектов Федерации, политическая и экономическая дифференциация регионов, беззаконие региональных элит, несоответствия и противоречия в законодательстве. Дезинтеграционные процессы были чреваты угрозой превращения России в конфедеративное государство и даже угрозой распада. Итогом столь непростого периода стало подписание 31 марта 1992 года Федеративного договора, значение которого в истории российского федерализма оценивается крайне неоднозначно.
Так, с одной стороны подписание Федеративного договора было направлено на приостановление распада государства. С другой стороны, договор закрепил некоторое правовое неравенство субъектов Федерации. Другими словами, была оформлена реально существовавшая разнотипность субъектов Российской Федерации. Это обусловило превращение в одну из основ российского федерализма не только национально-территориального, но и территориального принципа.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы