Курсовая теория на тему Конституционно-правовые нормы и институты.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
конституционно-правовых норм. 5
1.1. Конституция РФ как гарант общепризнанных прав
и свобод. 5
1.2. Сущность и функции конституционно-правовых
норм. 9
Глава 2. Современные особенности развития
конституционно-правовых норм и институтов. 15
2.1. Толкование конституционно-правовых норм и
институты конституционного права 15
2.2. Проблемы реализации конституционно-правовых
норм в рамках предстоящих изменений конституции РФ.. 20
Заключение. 28
Список использованной литературы.. 30
Введение:
Развитие
любой отрасли права больше всего зримо проявляется в облике институтов, ее
составляющих. Конституционное право РФ является высоко структурированной отраслью
национальной правовой системы, состоящей из множества юридических институтов,
из которых определенные по объему нормативного регулирования могут быть
охарактеризованы в качестве ее самостоятельных подотраслей.
Актуальность
темы конституционных норм и институтов очевидна с учетом современного этапа
конституционного развития страны. При том, что Конституция Российской Федерации[1]
сохраняет свою стабильность, содержание многих конституционных институтов, норм
конституционного права модифицируются.
Перспективы
развития норм и институтов конституционного права органическим образом зависят
от решения задач систематизации российского законодательства, определения
оптимального состава и тематики федеральных законов, регламентирующих те или
иные нормы и институты конституционного права, в том числе с учетом современных
международно-правовых реалий.
Объектом
исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в
процессе развитий конституционно-правовых норм и институтов.
Предметом
исследования курсовой работы являются нормы законодательства, регулирующие развитие
конституционно-правовых норм и институтов.
Целью курсовой
работы являются комплексный анализ особенностей конституционно-правовых норм и
институтов.
Задачи
курсовой работы:
—
рассмотреть Конституцию РФ как гаранта общепризнанных прав и свобод;
—
раскрыть сущность и функции конституционно-правовых норм;
—
изучить толкование конституционно-правовых норм и институты конституционного
права;
—
выявить проблемы реализации конституционно-правовых норм в рамках предстоящих
изменений конституции РФ.
Методологической
основой курсовой работы являются общенаучные и специальные методы познания:
описание, сравнение, анализ, синтез, аналогия, обобщение, классификация,
формально-юридический метод, формально-логический метод, историко-правовой
метод, системно- структурный метод.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ, федеральные
законы РФ.
Теоретическая
значимость курсовой работы заключается в развернутом исследовании и изучении сложившихся
в юридической теории мнений о конституционно-правовых нормах и институтах;
изучении теоретических и практических проблем при применении правовых норм.
Структурно курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении курсовой
работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, методологическая, нормативная,
теоретическая основа и значимость курсовой работы.
В первой главе курсовой
работы изучены теоретические основы развития конституционно-правовых норм.
Во второй главе курсовой
работы проведен анализ современных особенностей развития
конституционно-правовых норм и институтов.
В заключении обобщены
результаты курсовой работы. [1] Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12 декабря 1993
г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской
Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30
декабря 2008 г.
№ 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г.
№ 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г.
№ 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и
выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы
и предложения в рамках представленной темы.
1. Вопрос реформирования Основного закона страны является
открытым и дискуссионным, поскольку на данный момент не существует единого
мнения по этому поводу между специалистами. В связи с чем, идеи о реформировании
Конституции получили довольно широкое распространение в отечественной
конституционно-правовой науке и политической практике. Однако наличие таких
идей и предложений вовсе не означает их немедленную реализацию путем пересмотра
Конституции. Безусловно, за период действия Основного закона страны
конституционное развитие государства продвинулось. И в этом заслуга
непосредственно самих конституционных норм. Ведь именно конституционные нормы
служат вектором развития правовой и государственной системы. В связи с чем,
важно, чтобы принципы, заложенные в тексте Основного закона страны, а также
иных нормативных правовых актах воплощались в административной и судебной
практике, получали надлежащую разработку и правовую оценку.
2. Нормы
конституционного права – это правила поведения, которые
устанавливаются в законодательных актах и регулируют общественные отношения,
складывающиеся в сфере конституционного строя, формы власти, право и свободы
личности и некоторых других. Такие нормы имеют общеобязательный характер, их
исполнение контролируется государством.
Конституционно-правовые нормы имеют сходства и
отличия от норм других отраслей. Сходность заключается в законодательном
закреплении, обязательном характере, нормативности, обобщенности. Под
обобщенностью понимают многоразовое применение нормы права, а не в одном
конкретном случае. То есть она регулирует схожие группы правоотношений.
Общеобязательный характер означает, что нормам конституционного права обязаны
подчиняться все субъекты без исключения.
3. Деятельность по
толкованию Конституции Российской Федерации выполняет значительную роль как для
всего правотворческого процесса, так и для всех форм правореализации, в том
числе и в сфере соблюдения, исполнения и реализации исполнения предписаний.
Институт конституционного
права — это система норм, регулирующих обособленную группу
однородных общественных отношений в рамках отношений конституционно-правового
характера, что и создает основу для определенного правового единства.
4. В курсовой работе представлена лишь малая часть, всех
проблем с реализацией конституционных норм, имеющихся на момент разработки
поправок. С нашей точки зрения, такой подход к изменению Основного закона
государства, приведёт к снижению его роли в жизни общества. Так как многие
поправки либо ставят под сомнения реализацию действующих конституционных норм,
либо больше направлены на создание нового «духа» конституции, не связанного с
защитой прав и интересов граждан Российской Федерации, законностью и
прогрессивным развитием. Несомненно, Конституцию необходимо менять. И в
послании президента были указаны некоторые действительно необходимые изменения.
Но на данный момент приходится констатировать, что на общем фоне других
предстоящих поправок, они будут в значительной мере неэффективны.
К системе мер по преодолению проблем реализации Конституции
Российской Федерации следует отнести: меры по развитию конституционного
правовой культуры и правосознания; меры по повышению качества экономического и
социального развития государства; меры по созданию гарантий прямого и
опосредованного действия норм Конституции Российской Федерации, в частности,
принятию федеральных законов и федеральных конституционных законов,
направленных на разработку механизмов такой реализации; повышение уровня
государственных гарантий реализации конституционных прав граждан Российской
Федерации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы конституционно-правовых норм
1.1. Конституция РФ как
гарант общепризнанных прав и свобод В 2018 году действующая Конституция Российской
Федерации отметила свой двадцатипятилетний юбилей, который, в очередной раз,
вызвал всплеск новых рассуждений относительно текста Основного закона
государства. Безусловно, двадцать пять лет — это существенный срок, по
истечению которого можно с большей уверенностью дать оценку не только
положениям самой Конституции, но и опыту, который законодатель и
правоприменитель накопили за эти годы.
Для Конституции 1993 года характерны следующие
особенности, характеризующие ее с положительной стороны. Во-первых, это
перспективный характер ее действия. Конституция РФ 1993 года, закрепляя в
Преамбуле перспективный характер действия, тем самым, устанавливает значимость
для российского государства вопроса о реализации прав и правовых гарантий
гражданина, поскольку перспективный характер действия основного закона страны
направлен, в первую очередь, на то, чтобы не допустить ухудшения уже
достигнутого в государстве уровня правовых гарантий человека.
Рассмотренная особенность Конституции надлежащим
образом реализуется на практике, о чем свидетельствует Постановление
Конституционного суда РФ от 25.10.2018года № 38-П «По делу о проверке
конституционности части первой статьи 127 и части первой статьи 392 Трудового
кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.В. Данилова, К.В.
Кондакова и других»[1].
Из анализа Постановления следует, что граждане,
работая в организации, не использовали в течение длительного времени положенные
им по закону отпуска. В связи с чем, при увольнении вопрос о выплате
компенсации за неиспользованные отпуска между работниками и работодателем стал
дискуссионным. Спорные взаимоотношения регулируются нормативными правовыми
актами разной юридической силы. С одной стороны, в соответствии с Конвенцией
Международной организации труда № 132 «Об оплачиваемых отпусках (пересмотренная
в 1970 года)» от 24.06.1970 года, которая ратифицирована Российской Федерацией,
установлены ограничения периода, в течение которого работнику выплачивается
компенсация за неиспользованные отпуска. С другой стороны, нормы Трудового
кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ не устанавливают никаких
ограничений по выплате компенсаций за неиспользованные отпуска. Важность разъяснений
Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от
25.10.2018 года, состоит в следующем: принимаемым международным регулированием
не может устанавливаться более низкий уровень социальных гарантий для
гражданина, чем уровень защиты, предусмотренный национальным законодательством.
Во-вторых, Основной закон страны способен к
динамической интерпретации, суть которой сводится к тому, что нормы Конституции
подстраиваются к изменяющимся общественным отношениям. В связи с чем, Конституция
1993 года и действует уже более 25 лет практически в первоначальной редакции (с
учетом незначительных изменений).
В-третьих, нормы Конституции РФ 1993 года
распространяются на всех участников правоотношений (законодателей,
правоприменителей, граждан), в связи с чем, основной закон страны предполагает
постоянное развитие общества и государства, соблюдение интересов и предпочтений
всех субъектов права[2].
Рассмотренная особенность Основного закона страны наделяет органов публичной
власти определенными обязанностями и усиливает их ответственность перед
гражданами, поскольку от уровня доверия граждан в целом зависит эффективность
реализации государственной политики.
В настоящее время отношениям, связанным с
функционированием механизмов защиты прав граждан, в российском государстве
уделяется огромное внимание. Так, например, в октябре 2018 года на рассмотрение
Государственной Думы РФ был внесен ряд законопроектов, направленных на
комплексное регулирование деятельности уполномоченных по правам человека в
субъектах Российской Федерации, что свидетельствует, в первую очередь, об
укреплении национальной системы защиты прав и свобод человека и гражданина.
В-четвертых, Конституция 1993 года является актом
прямого действия. В связи с чем, важно не забывать, что для эффективного
применения норм конституции требуется апробация соответствующих положений на
практике.
В тоже время, как известно из истории
государства, Конституция 1993 года принималась в условиях эскалации конфликта
ветвей власти, в связи с чем, не является совершенной[3].
Так, по мнению профессора В.Е. Чиркина, в
действующей Конституции отсутствуют принципиальные положения, которые по
отдельности есть в зарубежных конституциях. Например, такие как: социальная
справедливость, социальное партнерство и другие[4].
Одним из недостатков
Конституции РФ Авакьян С.А. видит тот факт, что Конституция 1993 года не
закрепляет основ избирате [1] Постановление Конституционного Суда РФ
от 25.10.2018г. № 38-П «По делу о проверке конституционности части первой
статьи 127 и части первой статьи 392 ТК РФ в связи с жалобами граждан М.В.
Данилова, К.В. Кондакова и других» [Электронный ресурс] // Справочно-правовая
система «Консультант Плюс». [2] Коробко А.С., Масуфранова
Е.А.Влияние конституции РФ на современное общество и ее значение //Права
человека: история, теория, практика Всероссийская научно-практическая
конференция: Сборник научных статей. — Курск, 2015. — С. 206-209. [3] Рогатнева О.А. Конституция Российской Федерации
как гарант общепризнанных прав и свобод // В сборнике: Права человека:
история, теория, практика восьмая Всероссийская научно-практическая
конференция: сборник научных статей. — 2019. — С. 271-275. [4] Чиркин В.Е.
О некоторых заблуждениях по вопросам о характере, роли и будущем конституции //
Идеи конституционализма в отечественном законодательстве /материалы
Всероссийского студенческого юридического форума: отв. ред. Т. А. Сошникова. — М.:
Изд-во Московского гуманитарного университета, 2019. – С.92.