Курсовая теория Юриспруденция Конституционное право

Курсовая теория на тему Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Понятие и структура конституционно правового статуса субъекта Российской Федерации 5
1.2 Содержание конституционно правового статуса субъекта Российской Федерации 9
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РОССТЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18
2.1 Правовой статус республики в составе Российской Федерации 18
2.2 Правовой статус краев, областей, городов федерального значения в составе Российской Федерации 21
2.3 Правовой статус автономной области, автономного округа в составе Российской Федерации 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

  

Введение:

 

Актуальность темы. Субъект РФ – это государственно-территориальное образование, которое обладает и реализует государственную власть на территории субъекта РФ. Статус субъекта РФ составляют права, ответственность, обязанности, которые урегулированы конституционно правовыми нормами. Можно рассматривать статус в узком и широком смыслах. В широком смысле понимается взаимоотношение субъектов РФ со всеми другими субъектами конституционного права. В узком смысле понимается взаимоотношение субъекта РФ с федеральными органами государственной власти. Особенный статус субъекта, то есть когда в определенной сфере общественных отношений субъект наделен иными правами и обязанностями.
Стоит отметить, что в Российской Федерации субъекты являются весьма разнообразными по своему национальному, территориальному признаку, такого нет ни в одной стране мира. И настолько не простое по своему составу федеративное государство всегда вызывает интересы для изучения.
Цель данной работы – изучить особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации в широком и узком смысле.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
 дать понятие и изучить структуру конституционно правового статуса субъектов Российской Федерации;
 ознакомится с содержанием конституционно правового статуса субъекта Российской Федерации;
 изучить правовой статус республики в составе РФ;
 изучить правовой статус краев, областей, городов федерального значения в РФ;
 изучить правовой статус автономной области, автономного округа. РФ.
Для решения поставленных целей и задач, использовались общие и специальные методы. Общие методы: метод анализа и синтеза, методы обобщения и аналогии документов, классификация, систематизация, типизация теоретического и эмпирического материала, анализ результатов деятельности, изучение опыта. Специальные методы: формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, метод толкования правовых норм.
Объект исследования субъекты Российской Федерации.
Предмет исследования – действующее российское законодательство, определяющее конституционно-правовой статус субъектов РФ.
Степень научной разработанности. В разные периоды вопросам федеративных отношений посвятили свои исследования такие ученые как С. А. Авакьян, Р. Г. Абдулатипов, А. Б. Агапов, В. Г. Вишняков, Н. В. Витрук, Л. А. Григорян, В. Т. Кабышев, Е. В. Колесников, Л. М. Карапетян, В. А. Кочев и др. В своих работах они изучали проблемы, которые касались построения и сущности федеративного государства, а также разные аспекты взаимодействия государственных органов власти РФ и ее субъектов. Также они рассматривали принципы федеративного устройства российского государства, а также организационные аспекты взаимоотношений региональных и федеральных органов государственной власти.
Нормативную базу исследования составили такие нормативно-правовые акты как: Конституция РФ, Закон РФ от 15.04.1993 N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» и др.
Теоретическую основу работы составили труды таких авторов как: Безруков А.В., Краснов Ю.К., Надвикова В.В., Шкатулла В.И., Бредихин А.Л., Кутафин О. Е., Плескач В.Н. и др.
Поставленные цели и задачи работы определили ее структуру. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов и заключения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключении стоит отметить, что поставленная цель работы была достигнута, то есть, были изучены особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации в широком и узком смысле.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
 было дано понятие и изучена структура конституционно правового статуса субъектов Российской Федерации;
 ознакомились с содержанием конституционно правового статуса субъектов Российской Федерации;
 был изучен правовой статус республики в составе РФ;
 был изучен правовой статус краев, областей, городов федерального значения в РФ;
 был изучен правовой статус автономной области, автономного округа. РФ.
Были сделаны следующие выводы:
Субъект Российской Федерации или сокращенно субъект федерации – название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.
Распределение полномочий предметов и ведения между РФ и субъектами РФ выражает как общегосударственные интересы, суверенитет страны, так и интересы субъектов, обеспечивает целостность Российского государства и одновременно широкую самостоятельность регионов.
Республики, в отличие от иных субъектов РФ, признаются государствами. Но власть в таких государствах не является суверенной, республики являются самостоятельными лишь в рамках, которые установлены федеральной Конституцией.
Несмотря на юридическое равенство всех субъектов РФ, конституционно-правовой статус областей, краев и городов федерального значения в некоторой степени отличается от статуса республик: то есть у областей, краев и городов федерального значения есть определенная учредительная власть. Они имеют право принимать свои законы, уставы и другие нормативные правовые акты, не противоречащие Конституции и законам РФ.
Автономные области и автономные округа можно определить как национально-территориальные образования, виды автономии, под которой понимается самоуправление отдельной части государства (административной единицы, региона), а также предоставление живущим на этой территории этническим группам (национальным меньшинствам) особых прав в области культуры и местного самоуправления.
Таким образом, рассмотрев основные подходы к содержанию правового статуса субъектов РФ, можно сделать вывод, что продолжается развитие статусов субъектов. Наблюдается тенденция к установлению однородного их статуса, что должно содействовать упрочению целостности России при сохранении преимуществ федеративного устройства.

 

Фрагмент текста работы:

 

Конституция РФ опирается на необходимость сохранения исторически сформировавшегося государственного единства, конституционного правопорядка и стабильности на всей территории страны. В тоже время, учитывая определившиеся традиции и специфику государственно-правового регулирования в этой области, ею допускаются особенности в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов Федерации, которые связаны с факторами национального, исторического и другого характера. В частности, такие особенности закреплены в ст. 66 Конституции РФ. Признание Главным Законом страны наличия особенностей в конституционно-правовом статусе отдельных субъектов Федерации не значит, что нарушаются принципы равноправия частей, составляющих Федерацию, и тем более – наличия какой-либо иерархии в их статусах.
Конституционный смысл понятия «статус субъекта Российской Федерации» исходит из системного анализа положений Конституции РФ, главными из которых являются нормы, которые сформулированы в ч. 1 ст. 5, где дается структурная характеристика РФ как федеративного государства: Российская Федерация состоит из республик, областей, краев, городов федерального значения, автономных округов, автономной области – равноправных субъектов РФ.
Субъекты Федерации, различаясь фактически, в конституционном отношении, в сущности, являются одинаковыми. Понятие «субъект Российской Федерации», которое применяется Главным Законом ко всем без исключения частям Федерации, таким образом подчеркивает их единство и обращает внимание на то, что при сохранении прежних государственно-правовых форм они получили новое качество, став равноправными субъектами РФ .
Субъект Российской Федерации или сокращенно субъект Федерации – название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.
Конституцией РФ четко установлены виды субъектов Российской Федерации, которые могут существовать в рамках федеративной системы. Названия субъектов имеют связь с несколькими факторами, которые положены в основу их образования, и предусматривают связанные с этим особенности .
На сегодняшний день в России 85 субъектов, из них это:
22 Республики;
46 областей;
9 Краев;
1 Автономная область;
4 Автономных округа;
3 города Федерального значения.
Основой формирования субъектов РФ является национально-территориальный принцип.
Формирование национальных субъектов произошло на основе титульных наций. Территориальные субъекты сформировались с учетом исторических традиций, специфики экономического положения и особенностей географического.
Конституция РФ наделила все субъекты РФ статусом государственных образований. Об этом говорит присутствие у них собственного законодательства, элементов учредительной власти, территориального верховенства, особых взаимоотношений с федеральной властью. Если у обычных административно-территориальных единиц нет правосубъектности именно в составе Федерации, то для субъектов характерна природа государственных образований .
Субъекты Российской Федерации равноправны. То есть, несмотря на видовые особенности, в своей правоспособности они равны. Конечно, не приходится говорить о фактическом равенстве вследствие различных финансовых обстановок, размера территории, численности и состава населения и других различных факторов, но формальное равенство, которое существует, дает возможность считать Россию симметричной федерацией.
Также, в ч. 4 ст. 5 Конституции РФ закреплено, что все субъекты Российской Федерации являются равноправными между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Там же отмечается, что у республики есть своя конституция и законодательство. Область, край, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свое законодательство и устав .
Из смысла этого пункта вытекает, что законодателем, тем не менее, установлен немного различный статус для республик и других типов субъектов Российской Федерации. Во-первых, основной закон республики – это конституция, а во-вторых, республика признается государством.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы