Курсовая теория Юриспруденция Юриспруденция

Курсовая теория на тему Конституционно-правовой статус политической оппозиции в парламенте

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Принцип политической конкуренции и его влияние на общественное и государственное развитие 5

1.1. Оппозиционная деятельность как составная часть принципа политической конкуренции 5

1.2. Влияние политической конкуренции на уровень социально-экономического развития и обратная зависимость 9

Глава 2. Основные подходы к правовому регулированию оппозиционной деятельности 12

2.1. «Жесткая» модель правового регулирования оппозиционной деятельности 12

2.2. «Мягкая» модель правового регулирования оппозиционной деятельности 15

2.3. Факторы, определяющие конституционно-правовой статус политической оппозиции в государстве 19

Заключение 26

Список использованной литературы 28

  

Введение:

 


В современных государствах поиск правовых моделей оппозиционной деятельности и нормативного наполнения статуса политической оппозиции обусловлен рядом причин. Из зарубежного законодательства о правах и гарантиях политического меньшинства, а также практики его применения видно, что государства по-разному подходят к закреплению соответствующих правовых моделей и наполнению статуса. Существует множество проблем в области конституционно-правового признания и институционализации политического меньшинства, соблюдения гарантий его деятельности, реализации основных политических прав в сфере оппозиционной деятельности.

В государствах часто наблюдается такое состояние общественно-политической системы, при котором политическая конкуренция, инакомыслие, оппозиция не только не развиты, но и угнетаются, подавляются, ущемляются. Преждевременно говорить о том, что западное сообщество, которое по характеристикам общественных и государственных институтов можно считать демократическим, выработало совершенное понимание правового подхода к регулированию оппозиционной деятельности в целом и политической оппозиции в частности. В этих условиях юридические исследования конституционно-правового статуса политического меньшинства следует признать актуальными. Стимулом для исследований является необходимость выработки в той или иной мере идеальных правовых моделей, воплощение которых не будет претерпевать существенных изменений в зависимости от политической ситуации и сложившихся институциональных условий функционирования общественно-политической системы конкретного государства.

Целью данного исследования является выявление правового понимания оппозиционной деятельности в целом и легальной оппозиции в частности, и разработка правовых механизмов признания и институционализации политической оппозиции, обеспечения ее прав, а также совершенствование гарантий оппозиционной деятельности, реализуемых через основные политические права и свободы.

Объектом (предметом) данного исследования являются общественные отношения в сфере функционирования различных субъектов общественно-политической системы в парламенте и вне его в целях развития политической конкуренции, поддержания и сохранения инакомыслия в политической дискуссии, должной конкуренции в системе власти, противодействия инициативам органов и должностных лиц.

Достижение поставленной цели должно сопровождаться разработкой оптимальных предложений, а для этого необходимо последовательно решить следующие задачи:

• проанализировать принцип политической конкуренции и его влияние на общество и государство, выявить его взаимосвязь с политической оппозицией;

• описать социально-политическое назначение политической оппозиции, через призму правовых оценок рассмотреть ее позитивную и «деструктивную» роль в общественно-политической системе;

• выделить дополнительные гарантии публичных мероприятий протестного характера как оппозиционных политических акций и свободы мысли и слова, которые реализуются в целях противостояния власти.

В данном исследовании политическая материя, историческое развитие закономерностей в общественно-политической системе, тенденции зависимости политической конкуренции от модели социально-экономического развития государства «просветлены» юридической перспективой. Поэтому книга может представлять интерес не только для юристов, но и для политологов, политиков, экономистов, историков, специалистов в области государственного и муниципального управления и т.д.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Оппозиционная деятельность и политическая оппозиция через призму конституционного права могут быть наделены многими характеристиками. Политическая оппозиция является существенным элементом политической конкуренции. Функционирование парламентского меньшинства представляет собой один из уровней представительной демократии. Оппозиционная деятельность может осуществляться в рамках прямой демократии, например, в связи с организацией политическим меньшинством референдума и контролем за его проведением.

В системе конституционных прав и свобод выделяется право граждан и их объединений на оппозиционную деятельность. Правовой институт политической оппозиции (и, соответственно, оппозиционной деятельности, если разделять их по смыслу) представляет собой совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения и закрепляющих конституционно-правовой статус политического меньшинства и (или) лиц, осуществляющих оппозиционную деятельность.

В настоящее время оппозиционная деятельность и политическая оппозиция регулируются в рамках различных институтов конституционного права — выборов, партийного строительства, организации и деятельности парламента, функционирования общественных институтов (общественных объединений, СМИ), основных политических прав и свобод граждан.

Политическая оппозиция выполняет как позитивную, так и «деструктивную» роль в государстве. «Деструктивная» роль, выражающаяся в столкновениях между мнением оппозиции и волей политического большинства, обусловлена чаще всего недостаточным наполнением конституционно-правового статуса меньшинства, низким уровнем правовой и политической культуры в ряде государств, а также значительным преломлением соответствующей правовой модели в конъюнктурной политической практике.

Политическая оппозиция включена в социально-политическую систему. Она является важным элементом системы власти, обеспечивающим ее особое состояние. Благодаря политической оппозиции в отношениях между соответствующими органами поддерживается атмосфера альтернативности и контрастности общественно-политических мнений, обеспечивается их конкуренция. В системе власти устанавливается состояние демократической конкуренции между политическим меньшинством и политическим большинством, что может привести к наполнению этой системы правовыми и институциональными механизмами, субъектами которых являются не только органы государственной власти, но и названные социальные общности.

Выделяя в этой связи правовое содержание политической оппозиции, можно сказать, что она является субъектом общественно-политической системы и, соответственно, субъектом конституционно-правовых отношений, а также важным принципом конституционного строя. Как субъект названной системы и соответствующих правоотношений, она обладает определенным конституционно-правовым статусом. Как принцип конституционного строя, он представляется крайне важным для демократии. Если рассматривать политическое меньшинство как социально-политическую свободу инакомыслия, то можно говорить об оппозиции не только как о неотъемлемом элементе системы власти, но и как об «автономном», независимом от воли большинства субъекте, который противопоставляет ему оппозиционные мнения и тем самым ограничивает государственную власть.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Принцип политической конкуренции и его влияние на общественное и государственное развитие

1.1. Оппозиционная деятельность как составная часть принципа политической конкуренции

Факты продолжают указывать на конкуренцию между политическими партиями как на одну из фундаментальных характеристик демократического режима.

Поскольку политические партии вынуждены предлагать альтернативную политику, которая зачастую резко противоположна друг другу, принцип лояльной оппозиции стал актуальным не только как средство проверки верности оппозиционной партии идее и практике законного правительства, но и для проверки эксцессов правящей партии. Концепция лояльной оппозиции подразумевает, что группы или ассоциации в обществе могут выступать с конструктивной критикой в адрес правящей партии, оставаясь верными идее/принципу государственной власти [3].

Таким образом, лояльная оппозиция играет центральную роль в деятельности политических партий, поскольку оппозиционные политические партии оставляют за собой право участвовать в выборах и надеяться на лучшую удачу в следующий раз (чтобы взять власть в свои руки), когда политика победителей оказывается ошибочной, катастрофической или непопулярной.

Однако, хотя это справедливо для большинства политических партий по всему миру, отсутствие идеологии в нигерийских партиях оставляет желать лучшего, поскольку межпартийные конфликты и межпартийные столкновения кажутся весьма распространенными.

Отчасти критика отсутствия идеологии у политических партий связана с тем, что оппозиционные партии преследуют корыстные цели, чтобы сместить правящую партию, не имея четкого представления о том, что делать в правительстве. Так, несмотря на критику со стороны Всепрогрессивного конгресса (ВПК) в преддверии всеобщих выборов 2015 года, это всего лишь политическая стратегия по смещению Народно-демократической партии (НДП) с политической власти.

Чтобы в любом обществе появилось правительство, обязательно должны существовать политические партии, которые будут вести активную борьбу за формирование такого правительства. Партии помогают формировать правительства в той степени, в которой можно говорить о партийном правительстве [20].

Именно в этом контексте Хофмайстер и Грабоу (2011) утверждают, что политическая партия, будучи социальной группой, характеризуется высокой степенью рационального направления поведения на цели, которые являются объектами общего признания и ожидания. Политическая партия отличается от других социальных групп тем, что выполняет такие функции, как организация общественного мнения, доведение требований до центра принятия правительственных решений и политическое рекрутирование.

Политическая партия описывается как любая политическая группа, идентифицируемая официальным названием и идеологией, которая участвует в выборах и способна выдвигать кандидатов на государственные должности. Ликоти (2005) рассматривает политическую партию как организованную группу людей со схожими политическими целями и взглядами, которая стремится повлиять на государственную политику путем избрания своего кандидата на государственную должность. Однако исследования подвергли сомнению претензии политической партии на продвижение совместных усилий: победа на выборах и доминирование в органах национального руководства [28].

Утверждается, что интересы доминирующих социально-политических сил, которые привели к созданию партии, обычно оказывают преобладающее влияние на отношения между различными органами и структурами партии. В этой связи политическая партия также определяется как собрание людей, союз небольших групп, разбросанных по стране (филиалы, фракции, местные ассоциации и т.д.) и связанных между собой координирующим институтом.

Партийная система отражает структуру взаимоотношений между отдельными партиями по отношению друг к другу. В целом, партийные системы можно разделить на три большие категории: однопартийная система, двухпартийная система и многопартийная система. В доминирующей однопартийной системе одна партия постоянно находится у власти и часто управляет единолично.

Общая практика однопартийной системы заключается в объединении всех групп интересов, идеологических взглядов и партийной лояльности в единый мейнстрим. Поскольку в этой системе существует только одна партия, исследования показывают, что она не дает возможности для демократической стабильности страны, поскольку правительство может стать абсолютным и диктаторским. В двухпартийной системе две партии эквивалентного размера конкурируют за власть, и каждая имеет более или менее равные шансы получить достаточную поддержку избирателей, чтобы добиться монополии на исполнительную власть [14].

Сторонники двухпартийной системы утверждают, что эффективность правительства выше, так как она позволяет иметь единое решающее руководство, следовательно, последовательную политику и быстрое принятие решений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы