Курсовая теория Юриспруденция Конституционное право

Курсовая теория на тему Конституционно-правовой статус Мурманской области

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ПОНЯТИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РФ 5

1.1 Понятие конституционно-правового статуса субъектов 5

1.2 Нормативно-правовые основы конституционно-правового статуса субъектов 9

Выводы по 1 главе 13

2.ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ 16

2.1. Основы конституционно-правового статуса Мурманской области 16

2.2. Нормативно-правовые основы конституционно-правового статуса Мурманской области 20

Выводы по 2 главе 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26

  

Введение:

 

Курсовая работа посвящена характеристику конституционно-правового статуса Мурманской области.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблема конкретизации конституционно-правового статуса субъектов РФ в рамках науки конституционного права остается весьма актуальной. В этой связи остается важным вопрос о том, каким значением для федеративного устройства страны обладает определение конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Кроме того, вопросы конкретизации правового статуса субъектов РФ относятся к категории приоритетных вопросов отечественного федерализма. В соответствии с положениями ч. 1 ст. 5 Конституции РФ к субъектам РФ стоит отнести республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа. И несмотря на то, что правовой статус субъекта РФ характеризуется конкретными чертами, которые закреплены в рамках положений Конституции Ф, он включается в себя также права, которые официально зафиксированы не только в рамках Конституции РФ, но и прочих нормативно-правовых актах.

Также на территории РФ по-прежнему ведутся ожесточенные политические споры по поводу особого конституционно-правового статуса Чечни и Татарстана, неясны положения отдельно взятых областей, краев, автономных округов, которые приняты в качестве равноправных субъектов РФ, формируются перспективы та называемой губернизации и административного деления страны, уточняются основные полномочия федерального центра, реализуется политика бюджетного федерализма.

Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что данная тема детально разработана современными исследователями. В частности, нами были проанализированы работы таких авторов, как Порфирьева А.Б., Телегина Е.Г., Муругов К.С., Зинченко Е.Ю., Хазов Е.Н., Миронов Д.Н., Шамаева К.В., Левашов Н.С.

Цель исследования − провести комплексную характеристику конституционно-правового статуса Мурманской области.

Задачи исследования:

1.Дать определение понятия конституционно-правового статуса субъектов.

2. Охарактеризовать нормативно- правовые основы конституционно-правового статуса субъектов.

3.Конкретизировать основы конституционно-правового статуса Мурманской области.

4. Выявить и проанализировать нормативно- правовые основы конституционно-правового статуса Мурманской области.

Объект исследования − общественные отношения, связанные с регламентацией конституционно-правового статуса Мурманской области.

Предмет исследования − конституционно-правовой статус Мурманской области.

Методология исследования представлена общенаучными методами (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование), специальными методами (формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод).

Структура курсовой работы обусловлена задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ выбранной темы исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Конституционно-правовой статус субъекта РФ конкретизируется совместно РФ и также самим субъектом. Это правило определено в рамках ст. 66 Конституции РФ. Подчеркивается, что конституционно-правовой статус республик конкретизируется Конституцией РФ и положениями конституциями республик (ч. 1), конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа конкретизируется положениями Конституции РФ и положениями уставом соответствующего субъекта (ч. 2), конституционно-правовой статус субъекта может быть официально изменен на основании взаимного согласия РФ и ее субъекта в соответствии с положениями федерального конституционного законодательства (ч. 5).

Конституционно-правовой статус отдельно взятых субъектов РФ может конкретизироваться в рамках федеральных законов и прочих нормативно-правовых актов. В качестве примера может привести положения Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», федеральные законы об особых экономических зонах (в Калининградской, Магаданской областях и др.), постановления Правительства РФ о федеральных целевых программах экономического, социального, культурного развития отдельных регионов и т. д.

Присутствует специфика в рамках характеристике конституционно-правового статуса таких субъектов РФ, как автономные округа, заключающаяся в том, что три из оставшихся четырех округов входят в состав края или отдельной области. Подобные субъекты РФ именуются сложносоставными или матрешечными. Отметим, что положения Конституции РФ содержат совокупность положений, связанных с равноправием субъектов РФ. Оно характеризуется сразу в нескольких аспектах: равноправие субъектов РФ в рамках взаимоотношений с федеральными органами государственной власти (в соответствии с положениями ч. 4 ст. 5 Конституции РФ), равноправие субъектов РФ между собой (в соответствии с положениями ч. 4 ст. 5 Конституции РФ), то есть в контексте отношений друг с другом, равноправие в равной мере всех субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (в соответствии с положениями ч. 2 ст. 72 Конституции РФ).

В положениях Конституции РФ используется весьма специфический метод определения полномочий субъектов РФ. Так, например, данный статус двуедин. Во-первых, соответствующие полномочия субъектов РФ конкретизируются посредством установления на конституционном уровне предметов совместного ведения РФ и ее субъектов. Также в соответствии с положениями ст. 73 Конституции РФ, вне пределов ведения Российской Федерации, ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты обладают всей полнотой государственной власти (то есть отношения господства и подчинения между субъектами, обладающее публично-политическим характером, реализующееся посредством применения государственного принуждения). Такое предписание Конституционным судом РФ реализуется посредством понятия «исключительное ведение субъектов РФ», которое определяется по остаточному принципу.

То есть на основании анализа положений федерального законодательства стоит сделать вывод о том, что содержание понятия статуса субъектов РФ вполне конкретно. В соответствии с предписаниями ч. 1 ст. 66 Конституции, акты конституционного (уставного) регулирования обязаны дополнять статус субъектов РФ, то есть утверждать полномочия в рамках предмета их исключительного ведения.


 

Фрагмент текста работы:

 

1 ПОНЯТИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТОВ РФ

1.1 Понятие конституционно-правового статуса субъектов

Конституционно-правовой статус субъекта РФ конкретизируется совместно РФ и также самим субъектом . Это правило определено в рамках ст. 66 Конституции РФ. Подчеркивается, что конституционно-правовой статус республик конкретизируется Конституцией РФ и положениями конституциями республик (ч. 1), конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа конкретизируется положениями Конституции РФ и положениями уставом соответствующего субъекта (ч. 2), конституционно-правовой статус субъекта может быть официально изменен на основании взаимного согласия РФ и ее субъекта в соответствии с положениями федерального конституционного законодательства (ч. 5). Конституционно-правовой статус отдельно взятых субъектов РФ может конкретизироваться в рамках федеральных законов и прочих нормативно-правовых актов. В качестве примера может привести положения Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации», федеральные законы об особых экономических зонах (в Калининградской, Магаданской областях и др.), постановления Правительства РФ о федеральных целевых программах экономического, социального, культурного развития отдельных регионов и т. д.

Присутствует специфика в рамках характеристике конституционно-правового статуса таких субъектов РФ, как автономные округа, заключающаяся в том, что три из оставшихся четырех округов входят в состав края или отдельной области . Подобные субъекты РФ именуются сложносоставными или матрешечными. Отметим, что положения Конституции РФ содержат совокупность положений, связанных с равноправием субъектов РФ. Оно характеризуется сразу в нескольких аспектах: равноправие субъектов РФ в рамках взаимоотношений с федеральными органами государственной власти (в соответствии с положениями ч. 4 ст. 5 Конституции РФ), равноправие субъектов РФ между собой (в соответствии с положениями ч. 4 ст. 5 Конституции РФ), то есть в контексте отношений друг с другом, равноправие в равной мере всех субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (в соответствии с положениями ч. 2 ст. 72 Конституции РФ).

В этой связи положения Конституции РФ не только официально закрепили федеративный характер государства, но и конкретизировали конституционно-правовую природу участников РФ как равноправных субъектов. Утвержденный Конституцией РФ принцип равноправия ее субъектов, многократно выраженный в отношении различных прав и обязанностей, усилил всю конструкцию РФ, возведя ее на более высокий уровень развития. Вместе с тем, принцип равноправия субъектов РФ, который закреплен в отечественной Конституции РФ, не является абсолютным. Так, в частности, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 5 Конституции РФ, республики в составе РФ признаются государствами, в то время как остальные субъекты РФ таковыми не являются. Исходя из этого, республики обладают особыми правами. В частности, только республики в соответствии с положениями ст. 66 Конституции РФ обладают правом на самостоятельное определение способа принятия их конституций посредством референдума (то есть форму прямого волеизъявления населения, которая реализуется в виде проведения голосования по наиболее приоритетным вопросам, имеющим общегосударственное, региональное или местное значение), законодательным органов, специально сформированным органом. Иные субъекты РФ непосредственно ограничены правом принятия устава только их законодательным органом .

Подчеркнем, что в рамках Конституции РФ идет речь только о принципе равноправия, а не равенства (то есть приоритетного принципа демократии, выражающегося в равенстве прав и обязанностей в отношении государства) субъектов РФ, о равенстве в правах, но не о равенстве фактическом. Так, например, субъекты РФ не равны по размеру своей территории, а также иным показателям: численность населения, национальный состав, экономический потенциал. Например, на территорию Москвы приходится примерно 0,3 % территории государства, но и почти 10 % населения страны, более 1/3 доходов федерального бюджета. Вместе с тем, совершенно очевидно, что в рамках единого федеративного государства все субъекты РФ обязаны иметь равные права, равные возможности в контексте реализации социально-экономических, политических и прочих прав своих народов и каждой отдельно взятой личности. Данное равенство обязано проявляться в первую очередь во взаимоотношениях с органами государственной власти РФ (, в рамках предоставления субъектам полноценного объема прав и полномочий по предметам их ведения и совместного ведения РФ и ее субъектов.

У каждого субъекта существует свой приоритетный акт. Республика, то есть государство обладает собственной конституцией и законодательством, край, область, автономная область, автономный округ обладают собственным уставом и законодательством (в соответствии с положением ч. 2 ст. 5). Положения устава принимаются законодательным органом соответствующего субъекта РФ (в соответствии с положениями ч. 2 ст. 66). Установлен приоритет нормативно-правовых актов субъекта РФ, которые изданы по предметам ведения ее субъекта, в ситуации противоречия между федеральным законом и подобным актом (в соответствии с положениями ч. 6 ст. 76).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы