Курсовая теория на тему Конституционно-правовое регулирование средств массовой информации: Россия и зарубежный опыт.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Средства массовой информации в конституционном праве зарубежных государств и в международном праве 5
1.1.Свобода массовой информации в конституциях зарубежных государств: содержание, история формирования 5
1.2. СМИ в международном праве 6
Глава 2. Средства массовой информации в российском конституционном праве 15
2.1 Свобода массовой информации в Конституции Российской Федерации и федеральном законодательстве 15
2.2. Конституционно-правовое регулирование взаимодействия СМИ с органами публичной власти и общественными объединениями 25
Заключение 39
Список использованных источников и литературы 41
Введение:
Актуальность темы. Среди огромного разнообразия инструментов воздействия на всех и каждого одно из центральных мест занимает массовая информация, поэтому государство не может обойтись без правового контроля над массовой информацией в современном мире.
Для поддержания общественного порядка, необходимо систематизированное и чёткое управление массовой информацией. Правовые нормы должны организовывать деятельность средств массовой информации так, чтобы конституционные права граждан на свободу слова и информации удовлетворялись в полном объёме. В том числе органам государственной власти нужно своевременно реагировать на изменяющуюся обстановку общественной жизни и реагировать на объективные процессы в информационном пространстве с целью эффективного управления в этой сфере.
В условиях обширной вовлечённости населения в информационные отношения связанные с потреблением продукции массовой информации, а также развитием технологий государству всё сложнее контролировать сферу массовой информации учитывая как свои интересы, так и учитывать интересы граждан и соблюдать их конституционные права на свободу слова и информации.
В сложившейся общественной — политической ситуации государство всё чаще воздействует на сферу массовой информации, что выражается в создании всевозможных реестров запрещённой информации, ограничении доступа к сайтам в сети интернет и других действий направленных на ограничение свободы информации
Всё это поднимает вопросы конституционно-правового регулирования сферы массовой информации, законность осуществления которой, непосредственно влияет на возможность построения развитого информационного общества со свободными и независимыми средствами массовой информации.
Степень научной разработанности темы. В процессе исследования были использованы работы таких отечественных ученых-правоведов, как: Бачило И.Л., Блюм, Братановский С.Н., Гуев А.Н., Жирков Г.В., А. В,. Ковалева Н.Н.,
Предметом исследования является законодательство о средствах массовой информации, порядок его реализации органами государственной власти.
Объектом исследования являются общественные правоотношения в сфере конституционно-правового регулирования средств массовой информации.
Целью исследования является комплексное изучение конституционно-правового регулирования средств массовой информации в РФ.
В соответствии с обозначенной целью поставлены следующие задачи:
Проанализировать систему законодательства в области регулирования средств массовой информации.
Определить субъектов конституционно-правового регулирования в сфере массовой информации в Российской Федерации.
Рассмотреть основные виды злоупотреблений массовой информации.
Определить проблемы применения мер ответственности в области средств массовой информации.
Методологической основой работы служат общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический, историко-правовой.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Конституционно-правовое регулирование СМИ является важным элементом внутренней политики, которая направлена на контроль массовой информации с целью пресечения и предупреждения правонарушений в области средств массовой информации. Проанализировав законодательство в этой области можно прийти к выводу, что обширность контроля массовой информации и интернета в настоящий момент почти достигла той черты, после которой будет попираться конституционный принцип свободы мысли и слова, а также свободы массовой информации и недопущения цензуры. Что представляется довольно опасной тенденцией развития государственно- правовой политики в данной области. Так как недостаточная однозначность и объективность некоторых норм предусматривающих формы злоупотребления информацией открывает пространство для свободного трактования формулировок закона, что даёт формально правомерную возможность органам государственной власти злоупотреблять своими полномочиями по ограничению доступа к определённой информации и привлечению к ответственности. Хотя стоит сказать, что с увеличивающемся давлением со стороны государства на сферу массовой информации, увеличивается, и количество возможности обходить разного рода ограничения. Особенно это касается интернета, из которого полностью удалить или ограничить какую либо информацию практически невозможно, и это вызывает необходимость в реформировании и совершенствовании не только законодательства регулирующего сферу массовой информации, но и приёмов и методик работы с информационными технологиями.
В настоящее время возникает множество дискуссий по поводу сложившейся обстановки связанной с положениями законодательства о экстремизме. Например под так называемым в народе «оскорблениями чувства верующих» под которыми можно понимать практически что угодно.
Множество громких дел, о привлечении к уголовной или административной ответственности за репосты, высказывания в социальных сетях являются в частности побочным эффектом не проработанности положений законодательства в области массовой информации. В итоге для сохранения баланса интересов государства, общества, личности и соблюдения конституционных положений о запрете цензуры и свободе слова, необходимо реформирование законодательства о СМИ с целью придания ему той степени либеральности, которая подразумевалась конституцией, но в тоже время с сохранением возможности государства по влиянию на СМИ во избежание злоупотребления в сфере массовой информации.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Средства массовой информации в конституционном праве зарубежных государств и в международном праве
1.1.Свобода массовой информации в конституциях зарубежных государств: содержание, история формирования
Прямая имплементация международно-правовых норм закреплена в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Рассмотрим источники международного права, касающиеся свободы СМИ и являющиеся обязательными для применения на территории РФ.
1. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), подписанный 1 августа 1975 г. в Хельсинки.
Положения, касающиеся свободы массовой информации, закреплены в Заключительном акте как среди основополагающих принципов (принцип VII — «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений»), так и при определении основных направлений сотрудничества. Государства-участники взяли на себя обязательство «уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии», а также «поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития». При этом подчеркивается, что в области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека, а также выполнять свои обязательства согласно международным пактам о правах человека, если они ими связаны.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах