Курсовая теория Юриспруденция Конституционное право

Курсовая теория на тему Конституционно-правовая сущность федерального устройства Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Конституционно-правовой статус федеративного устройства РФ 5
1.1. Основные конституционные принципы федеративного устройства РФ 5
1.2. Разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ 10
Глава 2 Компетенция и структура органов власти субъектов РФ 15
2.1. Законодательные органы власти 15
2.2. Исполнительные органы власти 16
2.3. Взаимодействие законодательных и исполнительных органов власти 21
Заключение 24
Список литературы 26

 

  

Введение:

 

Российская Федерация по своему территориальному устройству относится к федеративным государствам. Она состоит из самостоятельных территориальных образований — субъектов федерации, которые наделены собственными полномочиями по осуществлению государственной власти, вправе образовывать собственные властные органы, устанавливать правовые нормы, взимать налоги. Разграничение компетенции между органами федерации и субъектов определяется на основании Конституции РФ . При этом по всем вопросам ведения, не поименованным в Конституции субъекты РФ обладают правом самостоятельного управления. Таким образом законодательство предоставляет субъектам РФ определенную свободу в осуществлении управления. Государство создано специально для осуществления управленческих функций. Оно появилось тогда когда развивающиеся общественные отношения стали нуждаться в более эффективной системе управления. Государственная власть осуществляется посредством системы государственных органов, которые наделены определенной компетенцией и состоят из людей, непосредственно осуществляющих управление. Именно государственные органы являются реальным воплощением и государственной власти и мер государственного принуждения.
Система государственных органов в субъектах РФ строится по определенной общей модели, характерной для принципа разделения властей. В субъекте образуется законодательный — представительный орган, образуется система исполнительных органов. Кроме того в субъекте РФ предусмотрена должность высшего должностного лица, который выполняет общие, руководящие функции. Актуальность исследования системы федеративного устройства РФ заключается в том, что рассмотрение данного вопроса позволит определить каким образом в РФ реализуется модель федеративного устройства, какими возможностями в сфере власти и управления обладают субъекты РФ.
Объект исследования — отношения связанные с организацией федеративного устройства РФ.
Предмет исследования — конституционно-правовая сущность федеративного устройства РФ
Цель работы — определить основы организации федеративного устройства, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие задачи: охарактеризовать общие принципы федеративного устройства и организации власти в субъектах РФ, рассмотреть структуру и компетенцию законодательных оранов, исполнительных оранов, высшего должностного лица субъекта РФ.
Нормативную основу исследования составляют: Конституция РФ, Федеральный закон от 06.10.1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (далее закон об органах субъектов РФ).
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих авторов: Носов, Шахрай С.М. и др.
Методологию исследования составляют: описательный, системный, сравнительный и формально-юридический методы.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрев основные особенности федеративного устройства РФ, можно прийти к следующим выводам.
1. Федеративное устройство РФ основано на принципах государственной целостности, единства системы государственных органов власти, разграничения предметов ведения и полномочий, равенства прав всех субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлена самостоятельность в решении всех вопросов управления которые не относятся к ведению РФ или к совместному ведению РФ и субъектов. Для решения этих вопросов в каждом субъекте РФ образуется система органов власти, состоящая из высшего должностного лица субъекта РФ, законодательного органа и системы исполнительных органов.
2. Орган законодательной власти субъекта РФ формируется на основе проведения всеобщих выборов на территории соответствующего субъекта. Он выполняет законодательные и представительские функции. Система органов исполнительной власти возглавляется высшим исполнительным органом. Эти органы выполняют функции исполнения нормативных актов субъекта РФ, составления бюджета и контроля за его исполнением, а также разработки основных направлений политики для осуществления управления на территории субъекта. Помимо решения вопросов относимых к исключительной компетенции субъекта РФ, органы исполнительной власти субъекта также образуют единую систему с федеральными органами власти в сфере решения вопросов совместной компетенции. Систему исполнительной власти возглавляет высшее должностное лицо субъекта РФ.
3. Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своих полномочий взаимодействуют. Например представители одной системы органов могут участвовать в заседаниях, проводимых другими органами власти. Законодательный орган может участвовать в формировании исполнительного органа, если это предусмотрено актами субъекта РФ. Указанное взаимодействие осуществляется в целях повышения эффективности деятельности рассматриваемых органов.
4. В процессе деятельности органов власти субъектов РФ возникают определенные спорные вопросы, которые связаны прежде всего с разграничением полномочий между федерацией и субъектами. В некоторых случаях субъекты РФ выходят за пределы своих полномочий, например издают нормативные акты, которые противоречат федеральным актам. Кроме того и в рамках иерархии нормативных актов в пределах одного субъекта федерации могут возникать противоречия. В этих случаях необходимо обращаться в Конституционный суд РФ, либо в конституционные (уставные) суды субъектов РФ для того, чтобы разрешить возникшие противоречия и признать оспариваемый нормативный акт, соответствующим либо противоречащим актам более высокой юридической силы. Так или иначе, возникновение противоречий является неотъемлемой частью любого механизма, в том числе механизма государственного управления. А настоящий момент система органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ отвечает задачам управления, стоящим перед государством с федеративным территориальным устройством.

 

Фрагмент текста работы:

 

Конституционно-правовой статус федеративного устройства РФ
1.1. Основные конституционные принципы федеративного устройства РФ

В зависимости от степени самостоятельности в управлении административно-территориальных единиц выделяют унитарное и федеративное государство. Традиционно в литературе в качестве формы государственного устройства выделяют также конфедерацию, однако необходимо учитывать, что конфедерация не является государством, а представляет собой государственное образование.
Унитарное государство — это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают самостоятельностью в решении вопросов осуществления государственной власти. В унитарном государстве существует единая система органов власти, единое гражданство, единая система налогов и система законодательства. Органы государственной власти осуществляют управление территориальными единицами. Местные органы, создающиеся в границах областей, провинций и т д. подчинены центральной власти. Большинство всех государств унитарные. (Франция, Швеция, Норвегия и др.). Унитарное государство обеспечивает государственное единство. Управление в нем является наиболее простым. в то же время унитарные государства должны быть небольшими по площади, для того чтобы обеспечить эффективное управление из центра.
Федеративное государство (федерация) – это сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государственными образованиями, обладающими суверенитетом и самостоятельностью в решении некоторых государственных вопросов. Федерация часто возникает на основании договора между самостоятельными государствами, которые объединяясь утрачивают часть своей самостоятельности и передают ее центральной власти.
Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Для федерации характерно существование двух систем государственных органов – федеральной и субъектов федерации, двух систем законодательства, в некоторых федерациях двойное гражданство. Для федерации характерно законодательное разграничение полномочий между центральными , федеральными органами и органами субъектов федерации. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов.
В зависимости от порядка образования субъектов федерации различают территориальные и национальные федерации. Территориальные федерации образуются сугубо по территориальному принципу в соответствии с определенным делением территории. Национально территориальные федерации образуются как по территориальному, так и по национальному принципам, учитывая места проживания отдельных национальностей на территории государства.
В зависимости от объема полномочий выделяют симметричные и асимметричные федерации. В симметричных федерациях все субъекты обладают равным объемом полномочий. В ассиметричных федерациях некоторые субъекты имеют больший объем полномочий чем другие.
По своему территориальному устройству РФ является федеративным государством, то есть состоит из равноправных территориальных образований – субъектов федерации, обладающих некоторой самостоятельностью в управлении. На федеративный характер российского государства указывает первая статья Конституции РФ. Разграничение территории РФ на территории отдельных субъектов Федерации производится на основании двух принципов: национально-территориального и административно-территориального. Национально территориальный принцип отражает формирование субъектов федерации в зависимости от национальности граждан проживающих на той или иной территории (республики, автономные округа). Иные субъекты федерации (края области, города федерального значения) формируются без учета национальных особенностей в соответствии с административным делением. Общие принципы федеративного устройства РФ закреплены в основах конституционного строя. Ст. 5 Конституции РФ закрепляет основные принципы взаимоотношений федерации и ее субъектов: государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправия и самоопределения народов в РФ, а также равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с органами государственной власти.
«Государственная целостность Российской Федерации означает, что Российская Федерация представляет собой не сумму отдельных составных частей, а целостное неделимое государство и его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права» .
Принцип единства системы государственной власти выражается в существовании федеральных органов государственной власти, которые осуществляют верховное государственное управление и являются высшими в иерархии для органов власти субъектов РФ. Единство системы власти обусловлено, во-первых, тем, что федеральные законодательные органы издают законы обязательные для исполнения на всей территории РФ, во-вторых закреплением положения о том, что в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения России и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ч. 2 ст. 77 Конституции); в-третьих, наличием единой федеральной системы судов и единого централизованного прокурорского надзора. Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами власти, обладают верховенством по отношению к законодательству субъектов РФ.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы