Курсовая теория на тему Конституционное становление России как правового государства»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5
1.1. История становления концепции правового государства 5
1. 2. Понятие и признаки правового государства 9
2. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ 13
2.1. Конституционные основы правового государства в Российской Федерации 13
2.2. Актуальные проблемы формирования правового государства и реализации положений Конституции РФ в современной России 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
Вопросы становления и развития правого государства в нынешней правовой и политической науке до настоящего времени считают нерешенными и слабо разработанными, невзирая на то, что период их исследования охватывает века, а порой эти вопросы заслоняют множество прочих проблем.
Так, к примеру, было в Германии начала ХХ столетия, в России в начале ХХ столетия и по сегодняшний день. Очевидно, что интерес к этим вопросам возрастает во времена самых острых политических кризисов и перестройки социальной жизни государства.
Актуальность выбранной темы для исследования объясняется ее высокой актуальностью для современной России. Сразу необходимо отметить, что проблематику правовой государственности ни в коем случае нельзя считать не разработанной: на протяжении последних двадцати пяти лет отечественная наука тщательно разрабатывала концепцию правового государства применительно к российским условиям.
Излишне говорить о том, что в западной науке идеи правового государства разрабатывались на протяжении достаточно длительного времени. Насколько детально изучен феномен правового государства, настолько он и противоречив. Существует базовая концепция правового государства, которая с течением времени и с учетом национальных особенностей дополняется новыми составляющими, которые обогащают её содержание.
Для России разработка проблематики правового государства особенно актуальна. Именно данная идея, как показывает ход исторического развития, способна заменить существовавший на протяжении практически всего ХХ века идеал социализма и коммунизма, к которому шла наша страна.
Но при этом возникает множество вопросов: какую концепцию правового государства следует избрать при планировании государственной политики, каким образом учесть национальные особенности, необходимо ли совершенствовать концепцию правового государства при изменении обстановки.
В настоящий момент на вопросы формирования правового государства в нашей стране оказывают основное воздействие такие факторы, как радикальные изменения в социальной структуре, в частности развитие среднего класса и становление рыночной экономики, которые связаны с проблемами передела собственности, а кроме того обеспечение взаимной ответственности граждан и власти.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы выступают общественные отношения, складывающиеся в связи с 9 разработкой теоретических основ идеи правовой государственности, а также в связи с практическим воплощением данных идей в практике строительства государства. Предметом исследования в настоящей работе являются правовые и организационные основы, основные теоретические понятия, проблемы нормативно-правового регулирования, связанные с идеей правовой государственности.
Цель написания данной работы – анализ конституционного становления правового государства в России.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
— изучить историю становления концепции правового государства;
— охарактеризовать понятие и признаки правового государства;
— проанализировать проблемы и перспективы формирования правового государства в современной России.
Структура работы включает в себя введение, три раздела основной части, заключение и список литературы.
Заключение:
Таким образом, в курсовой работе было определено, что суть правового государства кратко выражается в следующем: правовое государство является государством, деятельность которого реализуется на основании и в границах законов и которым признаются, уважаются и охраняются свободы и права граждан. К основным характеристикам правового государства относятся его принципы, являющиеся основой построения отношений в треугольнике: государство, общество и личность. Основная ценность в правовом государстве — это личность и ее права и свободы. Обеспечение прав и свобод личности может реализоваться только в ситуации, когда государство подчинено обществу и связано с правом.
Для правового государства характерно то, что принцип разделения властей основывается на организационно-правовом механизме их взаимодействия. Другими словами, взаимные сдержки и противовесы удерживают каждую ветвь власти в границах своих полномочий, и в то же время обеспечивают самостоятельность и независимость од других властей. Разделение властей является показателем развитого государства и права. Если отсутствует разделение властей, то и отсутствует правовое государство и правовые законы.
К принципам правового государства, отличающим его от государства неправового, относится наличие реальных права и свобод граждан, взаимной ответственности государства и личности, разделения властей, высокого уровня правосознания и правовой культуры в обществе, наличие гражданского общества, а так же контроль с его стороны за соблюдением законов всеми субъектами права. В настоящее время наше общество и государство стоят у истоков становления правового государства. Это означает, что право и государство взаимодействуют, опираясь на закон, регулирует правовые отношения внутри общества, центральными из которых являются права и свободы гражданина и человека.
На наш взгляд, ключевым условием для становления правового государства является всемерное развитие гражданского общества. Если в западных странах развитию правового государства способствовало сформировавшееся на протяжении столетий гражданское общество, то в России подобного опыта не было.
В дореволюционный период вообще не уместно было вести разговоры о гражданском обществе, так как подавляющее большинство населения относилось к крестьянам. Советский же период истории в силу кардинально противоположного западному пути развития вектора нелепо рассматривать в категориях буржуазных общественных наук.
Только в последние 25 лет в России стали предприниматься попытки формирования гражданского общества и правового государства, но, правда, в западном его понимании. В ходе дальнейшего изучения практики построения правового государства в России нами был сделан вывод об обусловленности воплощения в жизнь идеи правовой государственности не только фактором наличия 62 гражданского общества, но и определенным уровнем цивилизационного развития, подразумевающего под собой совокупность экономических, культурных и других факторов.
Необходимо главным образом преобразовать социальноэкономическую и политическую системы, минимизировать огромный 63 разрыв между богатыми и бедными, побороть безработицу, обеспечить выполнение государственных и муниципальных социальных программ, устранить почву роста преступности и попраний правопорядка. Но у тому же нельзя упускать из виду и комплекс мер государственноправового характера, без которых достижение указанных целей также не может быть обеспечено. Речь идет, прежде всего, об укреплении российской государственности в самом общем смысле, а в месте с ней и решение запутанных проблем федерализма, национальных отношений, повышение уровня профессионализма служащих, демократизацию отношений с населением страны.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. История становления концепции правового государства
Формально понятие «правовое государство» появилось в начале XIX столетия в работах немецких юристов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и пр.
Но зачатки теории правового государства в форме идей гуманизма, ограниченного или широкого притязания главенствующего класса принципам демократизма, утверждения и сохранения свободы, главенства закона и права можно увидеть в рассуждениях передовых для своей эпохи людей, мыслителей-философов, писателей, историков и юристов Древней Греции, Индии, Рима, Китая и других государств Древнего мира.
В общеизвестных диалогах древнегреческого философа-идеалиста Платона под названием «Политика», «Государство», «Законы» и прочих воплощалась мысль о том, что там, где «закон не обладает силой и находится под чьей-либо властью», неминуема «близкая смерть государства».
Тирания, неминуемо приходящая, с точки зрения Платона, взамен демократии, опьяненной «свободой в чистом виде, когда излишняя свобода оборачивается излишним рабством, является самым худшим видом государственного устройства, где царят беззаконие, насилие и произвол». Лишь там, полагал Платон, «где закон является владыкой над правителями, а они — его рабами, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать боги государствам».
Аналогичные идеи, которые заложили основу теории правового государства, получили развитие и в трудах Аристотеля, который был учеником Платона. Выражая собственное отношение к власти в государстве, закону и праву, Аристотель непрестанно проводил мысль о том, что «не может являться делом закона властвование не только по праву, а и вопреки праву. Стремление же к насильственному повиновению, конечно, противоречит правовой идее «. Там, где нет «власти закона», заключал Аристотель, там не существует и какой-либо формы государственного строя. Закон должен господствовать над всем».
С идеями передовых мыслителей Древней Греции о свободе, праве, достоинстве человека и гуманизме перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских общественных и политических деятелей, поэтов, историков, писателей. В особенности четко это можно увидеть в трудах известного римского оратора, мыслителя и государственного деятеля Цицерона, таких как «О законах», «О государстве», «Об обязанностях».
Будучи последовательным и глубоко убежденным сподвижников естественного права, Цицерон опирался на то, что свободы и права человека не устанавливаются и не даруются кем-то и по чьему бы то ни было велению или желанию, а принадлежат ему согласно самой природе.
Философские основания теории правового государства формировались и развивались величайшим немецким философом Иммануилом Кантом, который многократно указывал на необходимость для государства опираться на право, четко согласовывать собственные действия с правом, всегда ориентироваться на право. Государство, согласно Канту, является объединением большого количества людей, которые подчиняются правовым законам. Если же государство от этого принципа уклоняется, игнорирует соблюдение свобод и прав и не гарантирует защиту законов, то оно может утратить доверие и уважение собственных граждан, побуждает их к занятию позиции отчужденности относительно государства.
Теоретическая конструкция правового государства, которая сложилась в политико-правовой доктрине XVIII — XX столетий, включает разделение властей на судебную, исполнительную и законодательную; главенство правового закона; взаимную ответственность государства и личности; господство общедозволительного типа правового регламентирования согласно юридическому принципу «дозволяется все, что не запрещается законом»; установление действительных гарантий свобод и прав личности.