Курсовая теория Юриспруденция Юриспруденция

Курсовая теория на тему Конституционно правовой статус Чечни

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы федеративного устройства Российской Федерации 5

1.1 Федеративная форма государственного устройства РФ 5

1.2 Конституционно-правовой статус субъектов РФ 10

Глава 2. Конституционно-правовой статус Чеченской республики 15

2.1 Становление и развитие Чеченской республики как субъекта РФ 15

2.2 Особенности конституционно-правового статуса Чеченской республики в составе РФ 20

Заключение 23

Список использованных источников 25

  

Введение:

 

Актуальность темы. Важнейшим вопросом федерализма на сегодняшний день является статус субъекта Российской Федерации, который обладает характерными чертами, закрепленными в Конституции РФ и, помимо этого, включает в себя все права, зафиксированные в иных правовых актах. Определяется статус субъекта РФ по взаимному согласию Российской Федерации и самого субъекта в соответствии Конституции РФ.

Субъекты Федерации – это территориальные образования, имеющие всю полноту государственной власти. Государственный язык данных субъектов является исключительно русский. Для конституционно-правового статуса этих субъектов характерно наличие: устава, законодательства; систем органов государственной власти; территории, изменяемой только с согласия субъекта федерации. В совместном ведении городов федерального значения находится обеспечение соответствия нормативных правовых актов данных субъектов Конституции РФ и федеральным законам, а также защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности и общественного правопорядка.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться: при совершенствовании федерального и регионального законодательства в области федеративных отношений; при подготовке рекомендаций по организации деятельности органов государственной власти в городах федерального значения; при проведении дальнейших научно-исследовательских работ по проблемам статуса городов федерального значения; в учебном процессе образовательных учреждений при преподавании курсов «Конституционное право РФ», «Муниципальное право».

Объект исследования – общественные отношения, связанные с конституционно-правовым статусом субъектов РФ.

Предмет исследования – конституционно-правовые основы статуса Чеченской республики в составе РФ.

Методика исследования: наиболее общим было использование диалектического метода познания. Применялись также частно-научные и специальные методы, в числе которых следует назвать системно-структурный, анализа-синтеза, исторический, метод сравнительного правоведения, лингвистический. Посредством данных методов были всесторонне исследованы элементы конституционно-правового статуса городов федерального значения.

Цель исследования: рассмотреть Чеченскую республику как субъект РФ, особенности ее конституционного статуса.

Задачи исследования:

– рассмотреть федеративную форму государственного устройства РФ;

– рассмотреть конституционно-правовой статус субъектов РФ;

– охарактеризовать Чеченскую республику как субъект РФ;

– рассмотреть особенности конституционно-правового статуса Чеченской республики в составе РФ.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Федерация образуется в основном либо из-за необходимости учета местных условий, традиций народов, либо, потому что высоко стремление к независимости его территориально-административных единиц. Для России больше характерна первая причина: наша страна издавна была многонациональной. Множество народов уживались под одной государственной властью. Именно поэтому с переходом к демократическому политическому режиму, при котором признается право каждого народа на самоопределение, вплоть до отделения, необходим договорной характер отношений между федеральной (центральной) властью и местной.

Субъект РФ – это территориально-административная и правая единица, на которые делится федерация. За ними признаются крайне широкие права: принимать собственные законы, иметь свои законодательные, исполнительные и судебные органы власти, которые, как правило, дублируют центральные. Самыми главными вопросами, находящимся в ведении субъектов РФ являются:

– принятие, изменение и дополнение нормативных правовых актов субъекта;

– установление и развитие системы органов государственной власти – определение административно-территориального устройства;

– законодательное обеспечение организации местного самоуправления;

– принятие мер по развитию субъекта.

Следовательно, принцип разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами служит гарантией самостоятельности органов государственной власти в реализации полномочий, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ. Тем самым, субъекты РФ не только обладают возможностью участия в делах Федерации, но и имеют сферу собственного ведения.

Общее для всех субъектов Федерации правовое регулирование предметов ведения и полномочий в городах федерального значения конкретизируется и дополняется региональным законодательством. В тоже время эффективное функционирование России и ее субъектов предполагает отчетливое разграничение их предметов ведения и полномочий, основанное на общих интересах единого государства, что обуславливает необходимость совершенствования законодательства, регулирующего конституционно-правовые основы статуса городов федерального значения.

Централизация и децентрализация в правовом регулировании должны означать не только разграничение объема полномочий органов власти в сфере правового регулирования, но прежде всего круг вопросов, которые решаются на государственном уровне, и те, которые решаются на уровне субъектов. Несовпадение данного типа регулирования с общедозволительным и разрешительным типами регулирования состоит в том, что последний тип регулирования обусловлен не кругом решаемых вопросов, объектом полномочий, а статусом, возможностями субъекта реализовывать свои правомочия в той или иной сфере правоотношений.

Юридически нахождение Чеченской Республики в составе России не является спорным вопросом; международно-правовые нормы, внутригосударственное законодательство страны довольно полно и четко отражают статус Чеченской Республики в составе современной Российской Федерации. Формально-конституционное становление Чеченской Республики в качестве субъекта Российской Федерации было оформлено принятием Конституции Чеченской Республики 23 марта 2003 года.

Данный процесс носил непростой характер. Он протекал в условиях действия КТО на Северном Кавказе. Значительная часть населения находилась за пределами республики, и не только на остальной территории Российской Федерации, а за рубежом страны. Сама процедура принятия Конституции, опубликования ее проекта, получение широкой поддержки ее положений от населения и др. вызвали повышенный интерес в стране и мире.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы федеративного устройства Российской Федерации

1.1 Федеративная форма государственного устройства РФ

Российская Федерация, как и другие государства, имеет свое административно-территориальное устройство, а именно относится к числу федеративных государств. В первую очередь это закреплено в ее конституции: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» .

Также Конституция Российской Федерации закрепляет основные принципы федеративного устройства:

 государственная целостность;

 единство системы государственной власти;

 разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов федерации;

 равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ правовой статус субъектов РФ устанавливается Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ. Мировой опыт федеративного устройства показывает, что статус субъектов федерации предопределяется тем, к какому виду федерации – централизованной или децентрализованной, конституционной, договорной – относится данное государство. Решающую роль в определении правового статуса субъекта федерации в децентрализованных и договорных федерациях играют сами субъекты федерации, которые передают снизу ряд полномочий федеральному центру .

В отличие от них в централизованных федерациях, наоборот, федеральный центр сверху передает ряд полномочий субъектам федерации. Если взять за основу данную классификацию, то Российскую Федерацию можно отнести к конституционным централизованным федерациям, в которых главную роль играют федеральные органы государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся (статья 72 Конституции РФ):

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Можно сказать, что Российская Федерация является ярким примером федеративного государства, которому присущи все основные признаки федерации, а также свои собственные уникальные черты. В ней существуют 3 типа субъектов;

– национально-государственные образования, к нему относятся республики;

– административно-территориальные образования, включающие края, области, города федерального значения;

– смешанный, под определение которого попадают автономные округа и автономная область .

Следовательно, Российская Федерация относится к числу стран, в которых присутствую все три принципа выделения субъектов: национально-государственный, административно-территориальный и смешанный принципы. История показала, что федерации, образованные по национально-территориальному признаку рано или поздно сталкиваются с рядом проблем. Российская Федерация в этом плане не исключение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы